Продолжение. Начало в
№ 17/2007
Математика цвета радуги
В прошлом
номере мы начали разговор о подходах к
математическому образованию детей, предлагаемых
в программе «Радуга». Собеседником газеты
выступила кандидат педагогических наук,
психолог, ведущий научный сотрудник
Федерального института развития образования
Елена СОЛОВЬЕВА.
Разговор второй
Кор.: Елена Викторовна! В прошлый раз мы в
нашем разговоре подошли к определению сути
нового подхода к преподаванию математики в
программе «Радуга». Математика, сказали вы,
должна пониматься как язык. С этой точки зрения и
надо подходить к разработке методики ее
преподавания для малышей.
Е.С.: Именно так. Поэтому началам математики,
началам счета ребенок обучается точно так же, как
он обучается разговаривать на родном языке.
Никто не стоит над его кроваткой и не читает ему
лекций по структурной лингвистике. Никто не
требует, чтобы он усвоил, что «говорит прозой»,
или что сначала нужно употребить подлежащее, а
потом сказуемое. С малышом просто разговаривают,
поют песенки, рассматривают все вокруг, называют
предметы, описывают их: «Это кошка. Ах, какая
большая кошка! Какие у кошки зеленые глаза. Как
кошечка говорит? “Мяу! Мяу!”»
Ребенок усваивает названия предметов, вычленяя
их из потока речи. Сначала это неточное
воспроизведение слова — некий близкий (или не
очень близкий) звукокомплекс — «киса», «ава»,
«тата» и тому подобное. Потом форма слова
уточняется, приближается к «исходнику».
Точно так же и с числами. Числительные вместе с их
значениями постепенно вычленяются ребенком из
потока речи — вместе со своим значением.
Родители и няни, заметив воробьев или кошек,
говорят малышу: «Ах, как здесь много воробьев!
А вот три голубя!» или «Смотри-ка — две кошечки!»
Никто не говорит: «Вот один — два — три голубя!»
или «одна, две кошечки». А ведь именно этого
требовала (и продолжает требовать) от педагогов и
трехлеток типовая программа.
Когда я работала над математическим разделом
«Радуги», мне в руки попалась очень любопытная
переводная книга Роберта Грина и Вероники Лаксон
«Введение в мир числа».
В этой книге, адресованной родителям, они
сообщали, что механизмы восприятия чисел в
пределах 5 (в пределах количества пальцев на руке)
заложены на психофизиологическом уровне
человеческого организма, то есть определяются на
глаз. Нормальный человек и даже нормально
развивающийся трехлетний ребенок сразу видят,
два здесь голубя или три — без всякого
дополнительного пересчета. Более того: если на
глаз определить количество имеющихся предметов
ребенок может довольно легко, то процесс
пересчета (совершение последовательных
спланированных действий) для него еще довольно
сложен. И ничего не добавляет ни к умению считать,
ни к развитию мышления.
Кор.: Но если не пересчет, не один-два-три,
тогда что же становится содержанием занятий для
трехлеток?
Е.С.: Они посвящены знакомству с признаками
предметов. Дети называют: большой, маленький,
длинный, короткий. Пока без всякого сравнения.
Знакомство с цветом, величиной и формой
предметов. Цвет, форма и величина — это священные
коровы основ математического развития. Почему?
Да потому что с этого начинается
интеллектуальная работа по выделению признаков
предмета. А это умение лежит в основе работы с
определениями любой области знаний, любого
школьного предмета.
Кор.: Но чем же такая математика
отличается от занятий, направленных на общее
языковое развитие трехлетки?
Е.С.: Акцентом на сенсорную речь. Акцентом на
сенсорное развитие.
Кор.: Очень похоже на подходы Марии
Монтессори.
Е.С.: Я никогда не скрывала своего
пристрастия к Монтессори. Замечательная,
целостная система. Все, что касается работы с
сенсорными эталонами, очень близко по смыслу к
тому, что предлагает «Радуга». Поэтому я на
лекциях всегда говорю слушателям:
математическая часть нашей программы прекрасно
сочетается с элементами и целыми блоками системы
Монтессори. И меня всегда удивляли утверждения,
что Монтессори разрабатывала свою программу для
умственно отсталых детей. Помилуйте: у нее
пятилетние дети оперируют сотнями и тысячами,
дробными числами, различают плоские и объемные
фигуры. Меня лично такие «умственно отсталые»
устраивают.
Кор.: Значит, в математическом образовании
трехлеток упор делается на развитие сенсорики. А
по отношению к детям следующего года обучения —
к четырехлеткам — что-то меняется?
Е.С.: Конечно. В прошлый раз мы говорили, что
каждый возраст отличается своими
психологическими особенностями и,
следовательно, требует совершенно иного подхода
к развитию ребенка. Четырехлетки, дети среднего
возраста, отличаются ярким образным восприятием
мира. В это время мы начинаем знакомить их с
числами, но очень своеобразно — в сказочной
форме. Здесь «Радуга» получила мощный импульс от
вальдорфской педагогики, от ее способов
знакомить детей с математикой. Правда, сами
вальдорфцы от наших заимствований вряд ли пришли
бы в восторг. Они рассказывают сказки о числах
первоклассникам, а мы — детям четырех лет. Но это
другие аспекты взаимоотношений — из области
философии.
В математическом блоке программы «Радуга» для
среднего возраста все числа делятся на принцев и
принцесс. (С точки зрения истории математики эта
идея не нова. Она принадлежит Пифагору. По его
представлениям, существовали мужские и женские
числа, отличающиеся принципиально разными
качествами.) С каждым числом связаны какие-то
образы, имеющие количественную характеристику.
Причем — не произвольную. Когда вальдорфцы
рассказывают детям о числах, они используют
примеры, где количество — существенный признак
явления.
Кор.: Что на свете всего одно? Солнце. Сутки
делятся на две части — день и ночь. А еще у
человека два глаза, два уха, две ноги, две руки.
Чтобы на свет появился ребенок, должны
встретиться мужчина и женщина. Существуют четыре
стороны света, пять пальцев на руке.
Е.С.: Вот-вот. Если подумать, это совершенно
вол шебная вещь — количество как признак
предмета. Взять хотя бы цветочки незабудки. На
какой-нибудь полянке растут тысячи цветов. И
полянок таких тысячи. Но у каждого из этих тысяч
цветочков пять лепестков — не больше и не меньше.
Когда Пифагор говорил, что мир записан в
Космической книге в числах, он, видимо, это имел в
виду.
Кор.: Вообще-то область чисел, если
серьезно в нее погружаться, вызывает мистические
чувства. Там и пропасть можно.
Е.С.: Педагогам капелька мистической поэзии
не повредит. Это как рюмочка хорошего вина. А то
они так погружены в быт, что ничего дальше этого
порой очень убогого бытового пространства не
видят. Поэтому они часто бывают не интересны
детям. Как люди. А чему хорошему может научить
неинтересный человек?
Кор.: К пяти годам математические сказки
заканчиваются?
Е.С.: Когда дети достигают возраста пяти лет
и переходят в следующую группу, мы рассказываем,
что принцы и принцессы, с которыми они
познакомились, живут в математическом
государстве. Там есть такая главная аллея,
дорога, посреди которой стоит пограничный столб
с надписью «0». То есть знакомим их с числовой
прямой. Числовая прямая — великая вещь. Она дает
наглядное представление об увеличении и
уменьшении чисел. Детей, знакомых с числовой
прямой, уже не надо будет переучивать. Не надо
будет ломать их представление о том, что считать
можно только отдельные предметы и вычитать
только из большего меньшее.
Кор.: Вы хотите сказать, что «Радуга»
знакомит детей с отрицательными числами?
Е.С.:
Вообще-то я очень этого хотела. Я считала, что
отрицательные числа так же легко должны даваться
детям, как и положительные. Ведь по числовой
прямой можно двигаться как влево, так и вправо.
Принцип поведения чисел один и тот же: чем правее,
тем число больше. Чем левее, тем число меньше. То,
что –4 меньше +1, не является для детей чем-то
непостижимым. Совсем наоборот. Посмотрите,
сколько детей живет у нас в холодном климате —
там, где ртутный столбик термометра опускается
намного ниже нуля в течение более чем половины
года. Но в этом пункте сломить непреклонные
стереотипы экспертов нам не удалось. Материал,
связанный с отрицательными числами, был помечен
звездочкой и оттеснен в блок необязательного
программного материала — для педагогов,
желающих пробовать свои силы в этой области. А
очень жаль.
Отрицательные числа сильно расширяют
представление о числе вообще. Конечно, считая
яблоки и морковки, можно вычитать только в
пределах целых положительных чисел, не пересекая
границу нуля. Но как только речь заходит не о
предметах, а о других материях — таких, например,
как тепло или холод, высота или глубина,
переходить границу нуля настоятельно требуется.
Кор.: И когда деньги считаешь — тоже. То
они есть, то их нет. Даже больше, чем нет: есть
долг.
Е.С.: Смех смехом, но именно представлениям о
долговых обязательствах отрицательные числа
обязаны своей легализацией. А так в них очень
долго усматривали наличие сатанинского начала.
Кор.: Я думаю, нежелание экспертов
«впускать» отрицательные числа на территорию
дошкольной педагогики продиктовано сходными
чувствами. Помню, я впервые оказалась за
границей, и моя подруга, которая там училась,
обронила фразу: «Знаешь, еще месяц назад я была в
минусе». Я совершенно не поняла, что она имела в
виду. Оказалось, западный человек, как правило,
имеет счет в банке и расплачивается не наличными,
а кредитной карточкой. Что значит «иметь
кредитную карту»?
Это значит, что ты можешь купить какую-то вещь на
сумму большую, чем у тебя сейчас имеется денег на
счету в банке. Недостающее тебе ссужает банк —
переводит со своего банковского счета на счет
магазина. Банк «знает», что ты, такой-то и
такой-то, имеешь некий постоянный доход, который
ежемесячно поступает на твой счет. Банк верит
тебе, что твои деньги будут и впредь к нему
поступать и из этого дохода он покроет
одолженную тебе сумму. Не сразу, а постепенно. Для
банка гораздо важнее, что ты свои деньги держишь
в нем, чем то, что ты одолжил.
Вот так. Поэтому можно оказаться «в минусе» — и
ничего страшного. Напротив — все нормально. А что
«утверждало» советское бытие, которое, согласно
нашему предыдущему разговору, определяло и наше
сознание, и программу по дошкольному воспитанию?
Что брать в долг — нехорошо. Это стыдно — брать в
долг. И сейчас мало что изменилось. Вот и ипотека
у нас страдает. Поэтому — о каких отрицательных
числах может идти речь? Будем надеяться, это
временное явление. Родители, пользующиеся
кредитами, наверняка захотят, чтобы детям
рассказывали про отрицательные числа. А они
сейчас многое могут.
Е.С.: Не спорю. Хотя все не так просто.
Система образования развивается на стыке
интересов семьи ребенка, объективных
потребностей общества и некоторых задач, которые
перед образованием, в том числе и дошкольным,
ставит государство. Не говоря уже об интересах
самого ребенка. Так что получается уравнение с
четырьмя неизвестными. Ответ искать крайне
сложно.
Кор.: Но ведь это и есть математика?
Математика жизни? Со вкусом некоторой высокой
мистической обреченности.
Беседу вела Марина АРОМШТАМ
Публикация статьи произведена при поддержке нижегородского бизнес-портала, с 1996 года представляющего всю информацию о жизни Нижнего Новгорода. Так, на сайте есть раздел посвященный банковской деятельности, в котором вы сможете получить информацию о банках, работающих в Нижнем Новгороде, и предоставляемых ими финансовых услугах физическим и юридическим лицам: кредитных картах, вкладах, курсах обмена валют и драгметаллов. На сайте можно ознакомиться с рейтингами банков и их продуктов, оформить онлайн заявки на получение кредитной карты, ипотечного и потребительского кредита.
|