Индивидуальные карты
профессионального мастерства как стимул работы
педагога
Я работаю в
должности заместителя заведующего дошкольным
учреждением более 10 лет. Когда я только начинала,
главное внимание управленцев было сосредоточено
на количественных показателях педагогической
работы. Требовалось вовлекать педагогов в
методические мероприятия, составлялся экран их
активности и участия в открытых мероприятиях,
отслеживалась очередность выступлений на
педагогических советах. Сегодня на первый план
выдвинулись новые показатели эффективности
педагогического труда, связанные с качеством
работы воспитателей. Следовательно, должен
измениться и характер контроля деятельности
педагогов.
В нашем дошкольном учреждении
используются формы сбора и анализа информации о
педагогической работе сотрудников, базирующиеся
на индивидуальных картах Л.М. Денякиной.
У нас разработаны схемы наблюдения за
работой воспитателей по всем направлениям
развития ребенка и критерии оценивания
результатов их деятельности.
Я, как заместитель заведующей,
заполняю листы на каждого воспитателя, выставляя
по каждому обозначенному параметру то или иное
количество баллов. В конце года баллы
суммируются и позволяют получить сравнительную
картину качества работы педагогов. Данные
индивидуальных карт используются при аттестации
работника на ту или иную профессиональную
категорию.
Используемые схемы наблюдений и
примеры заполнения индивидуальных карт я решила
предложить вниманию читателей «Дошкольного
образования».
Ирина ПЛОТНИКОВА,
заместитель заведующей
по воспитательной и методической работе
детского сада № 10 г. Сызрани
Критерии оценивания результативности
деятельности воспитателя
(использовались в 2006–2007 учебном году)
№ п/п |
Критерии |
Баллы |
1 |
Подготовка к новому учебному
году:
— первое место;
— второе место;
— третье место |
0–3
3
2
1 |
2 |
Тематические конкурсы:
организация здоровьесберегающего
пространства группы;
изготовление дидактических пособий по теме
«Развитие познавательных интересов в рамках
реализации программы С.А. Козловой «Я — Человек»
раздела «Земля — наш общий дом» |
0–3
0–3 |
3 |
Неделя открытых занятий по
теме «Развитие речевого творчества дошкольников
на основе приобщения их к общечеловеческим
ценностям» |
0–5 |
4 |
Использование инновационных
технологий |
0–5 |
5 |
Работа с родителями:
активное вовлечение родителей в
образовательный процесс;
нетрадиционные формы работы с родителями;
вовлечение в совместную педагогическую
деятельность |
0–5
5
4
3 |
6 |
Снижение заболеваемости на:
— 0,5%;
— 0,4%;
— 0,3% |
0–3
3
2
1 |
7 |
Посещаемость:
выше нормы;
норма;
ниже нормы |
2
1
0 |
8 |
Позитивная динамика усвоения
программного материала:
— 85 и выше процентов детей усвоили
программный материал на высоком и среднем
уровне;
— 80% детей усвоили программный материал на
высоком и среднем уровне;
— 70% детей усвоили программный материал на
высоком и среднем уровне |
0–3
3
2
1 |
9 |
Участие в
организационно-методической работе |
0–5 |
10 |
Результаты проведения ПМПК по
определению готовности выпускников к обучению в
школе |
0–3 |
11 |
Отсутствие травматизма |
5 |
12 |
Участие в городских
мероприятиях |
5 |
13 |
Повышение квалификации |
5 |
|
Всего: |
55 |
Схема оценки деятельности
педагога по организации питания
№ п/п |
Вопросы для изучения |
Да |
Нет |
Частично |
1 |
Гигиеническая обстановка: |
|
|
|
санитарное состояние; |
|
|
|
проветривание; |
|
|
|
размещение столовой мебели; |
|
|
|
выполнение режима питания |
|
|
|
2 |
Сервировка стола: |
|
|
|
учет требования сервировки
стола и возраста детей; |
|
|
|
эстетика сервировки; |
|
|
|
оценка деятельности дежурных |
|
|
|
3 |
Согласованность в работе
взрослых и их руководство организацией питания: |
|
|
|
подготовка детей к приему пищи; |
|
|
|
организация гигиенических
процедур; |
|
|
|
внешний вид детей, настроение и
общение; |
|
|
|
обстановка в группе во время
приема пищи; |
|
|
|
навыки пользования столовыми
приборами (ложка, вилка, нож); |
|
|
|
культура поведения за столом
(есть ли у детей плохие привычки, их причины); |
|
|
|
врачебные назначения по
индивидуальному питанию и их выполнение; |
|
|
|
вносятся ли изменения в рацион
питания с учетом потребностей, функциональных
изменений организма, аппетита детей и состояния
их здоровья |
|
|
|
4 |
Общение воспитателя с детьми
во время приема пищи: |
|
|
|
умение преподнести блюдо
(нелюбимое, новое); |
|
|
|
обращение внимания на вкусно
приготовленную пищу, ее внешний вид; |
|
|
|
обучение правилам поведения за
столом |
|
|
|
Схема анализа занятия по
математике
№ |
Вопросы для изучения |
Да |
Нет |
Частично |
1 |
Достигнута ли цель занятия? |
|
|
|
2 |
Развивался ли интерес детей в
процессе занятия? |
|
|
|
3 |
Соответствие методов и приемов
обучения (в зависимости от возраста): |
|
|
|
роль образа |
|
|
|
показ действий |
|
|
|
словесные приемы, их характер в
зависимости от возраста (вопросы, задания,
инструкции, оценка детских ответов) |
|
|
|
упражнения детей |
|
|
|
занимательные игры |
|
|
|
задачи, загадки |
|
|
|
4 |
Анализ деятельности педагога
на занятии: |
|
|
|
грамотность, четкость,
лаконичность или полнота демонстрации
объяснений, заданий, указаний; |
|
|
|
умение организовать
самостоятельную практическую деятельность
детей; |
|
|
|
умение активизировать
мысленную деятельность детей, подводить к
обобщению, делать выводы, доступность обобщения
воспитателя; |
|
|
|
умение активизировать речь
детей (конкретность, точность вопросов,
разнообразие их формулировок); |
|
|
|
индивидуальная работа на
занятии; |
|
|
|
воспитательное влияние на
детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество,
культура общения); |
|
|
|
подведение итога, обобщения |
|
|
|
5 |
Анализ деятельности детей на
занятии: |
|
|
|
заинтересованность |
|
|
|
внимание |
|
|
|
желание работать |
|
|
|
организованность |
|
|
|
спокойное поведение |
|
|
|
умение и желание отвечать на
вопросы |
|
|
|
самостоятельность |
|
|
|
полнота ответов |
|
|
|
желание исправить |
|
|
|
дополнить ответ товарища |
|
|
|
помочь ответу товарища |
|
|
|
Схема анализа занятия по
развитию речи (пересказ)
№ |
Вопросы для изучения |
Да |
Нет |
Частично |
1 |
Поддерживается ли у детей
эмоциональный настрой после чтения
произведения? |
|
|
|
2 |
Строят ли дети свои
высказывания самостоятельно, конкретизируя
обстоятельства действий? |
|
|
|
3 |
Умеют ли в сказках или
рассказах сопереживать взрослым? |
|
|
|
4 |
Могут ли аргументировать свои
выводы и оценку? |
|
|
|
5 |
Наполнена ли речь педагога
образными выражениями, конкретным действенным
содержанием? |
|
|
|
6 |
Выделяет ли педагог лексику и
синтаксическую структуру фраз путем
практического использования их в вопросах и
пояснениях (при выборе чтения, когда сложный
материал)? |
|
|
|
7 |
Обращает ли внимание педагог
на развитие интонационной выразительности речи? |
|
|
|
8 |
Применяет ли педагог элементы
драматизации? |
|
|
|
Схема анализа занятия по
развитию речи (рассказывание по картинке)
№ |
Вопросы для изучения |
Да |
Нет |
Частично |
1 |
Умеют ли дети рассматривать
картину и называть изображенные на ней предметы? |
|
|
|
2 |
Умеют ли дети устанавливать
связи между предметами и явлениями,
изображенными на картине? |
|
|
|
3 |
Умеют ли определять внешние
признаки и свойства предметов? |
|
|
|
4 |
Побуждают ли вопросы педагога
детей раскрывать в ответах
причинно-следственные связи? |
|
|
|
5 |
Умеют ли логично и точно
строить ответы? |
|
|
|
6 |
Соблюдают ли правильный
порядок слов в предложении? |
|
|
|
7 |
Вариантность его построения |
|
|
|
|