Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2007

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Индивидуальные карты профессионального мастерства как стимул работы педагога

Ирина ПЛОТНИКОВАЯ работаю в должности заместителя заведующего дошкольным учреждением более 10 лет. Когда я только начинала, главное внимание управленцев было сосредоточено на количественных показателях педагогической работы. Требовалось вовлекать педагогов в методические мероприятия, составлялся экран их активности и участия в открытых мероприятиях, отслеживалась очередность выступлений на педагогических советах. Сегодня на первый план выдвинулись новые показатели эффективности педагогического труда, связанные с качеством работы воспитателей. Следовательно, должен измениться и характер контроля деятельности педагогов.

В нашем дошкольном учреждении используются формы сбора и анализа информации о педагогической работе сотрудников, базирующиеся на индивидуальных картах Л.М. Денякиной.

У нас разработаны схемы наблюдения за работой воспитателей по всем направлениям развития ребенка и критерии оценивания результатов их деятельности.

Я, как заместитель заведующей, заполняю листы на каждого воспитателя, выставляя по каждому обозначенному параметру то или иное количество баллов. В конце года баллы суммируются и позволяют получить сравнительную картину качества работы педагогов. Данные индивидуальных карт используются при аттестации работника на ту или иную профессиональную категорию.

Используемые схемы наблюдений и примеры заполнения индивидуальных карт я решила предложить вниманию читателей «Дошкольного образования».

Ирина ПЛОТНИКОВА,
заместитель заведующей
по воспитательной и методической работе детского сада № 10 г. Сызрани

Критерии оценивания результативности деятельности воспитателя
(использовались в 2006–2007 учебном году)

№ п/п

Критерии

Баллы

1

Подготовка к новому учебному году:

— первое место;
— второе место;
— третье место

0–3

3
2
1

2

Тематические конкурсы:

организация здоровьесберегающего пространства группы;
изготовление дидактических пособий по теме «Развитие познавательных интересов в рамках реализации программы С.А. Козловой «Я — Человек» раздела «Земля — наш общий дом»

 

0–3
0–3

3

Неделя открытых занятий по теме «Развитие речевого творчества дошкольников на основе приобщения их к общечеловеческим ценностям»

0–5

4

Использование инновационных технологий

0–5

5

Работа с родителями:

активное вовлечение родителей в образовательный процесс;
нетрадиционные формы работы с родителями;
вовлечение в совместную педагогическую деятельность

0–5

5
4
3

6

Снижение заболеваемости на:

— 0,5%;
— 0,4%;
— 0,3%

0–3

3
2
1

7

Посещаемость:

выше нормы;
норма;
ниже нормы

 

2
1
0

8

Позитивная динамика усвоения программного материала:

— 85 и выше процентов детей усвоили программный материал на высоком и среднем уровне;
— 80% детей усвоили программный материал на высоком и среднем уровне;
— 70% детей усвоили программный материал на высоком и среднем уровне

0–3

3

2
1

9

Участие в организационно-методической работе

0–5

10

Результаты проведения ПМПК по определению готовности выпускников к обучению в школе

0–3

11

Отсутствие травматизма

5

12

Участие в городских мероприятиях

5

13

Повышение квалификации

5

 

Всего:

55

Схема оценки деятельности педагога по организации питания

№ п/п

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Гигиеническая обстановка:

     

санитарное состояние;

     

проветривание;

     

размещение столовой мебели;

     

выполнение режима питания

     

2

Сервировка стола:

     

учет требования сервировки стола и возраста детей;

     

эстетика сервировки;

     

оценка деятельности дежурных

     

3

Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания:

     

подготовка детей к приему пищи;

     

организация гигиенических процедур;

     

внешний вид детей, настроение и общение;

     

обстановка в группе во время приема пищи;

     

навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож);

     

культура поведения за столом (есть ли у детей плохие привычки, их причины);

     

врачебные назначения по индивидуальному питанию и их выполнение;

     

вносятся ли изменения в рацион питания с учетом потребностей, функциональных изменений организма, аппетита детей и состояния их здоровья

     

4

Общение воспитателя с детьми во время приема пищи:

     

умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое);

     

обращение внимания на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид;

     

обучение правилам поведения за столом

     

Схема анализа занятия по математике

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Достигнута ли цель занятия?

     

2

Развивался ли интерес детей в процессе занятия?

     

3

Соответствие методов и приемов обучения (в зависимости от возраста):

     

роль образа

     

показ действий

     

словесные приемы, их характер в зависимости от возраста (вопросы, задания, инструкции, оценка детских ответов)

     

упражнения детей

     

занимательные игры

     

задачи, загадки

     

4

Анализ деятельности педагога на занятии:

     

грамотность, четкость, лаконичность или полнота демонстрации объяснений, заданий, указаний;

     

умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей;

     

умение активизировать мысленную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя;

     

умение активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок);

     

индивидуальная работа на занятии;

     

воспитательное влияние на детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество, культура общения);

     

подведение итога, обобщения

     

5

Анализ деятельности детей на занятии:

     

заинтересованность

     

внимание

     

желание работать

     

организованность

     

спокойное поведение

     

умение и желание отвечать на вопросы

     

самостоятельность

     

полнота ответов

     

желание исправить

     

дополнить ответ товарища

     

помочь ответу товарища

     

Схема анализа занятия по развитию речи (пересказ)

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Поддерживается ли у детей эмоциональный настрой после чтения произведения?

     

2

Строят ли дети свои высказывания самостоятельно, конкретизируя обстоятельства действий?

     

3

Умеют ли в сказках или рассказах сопереживать взрослым?

     

4

Могут ли аргументировать свои выводы и оценку?

     

5

Наполнена ли речь педагога образными выражениями, конкретным действенным содержанием?

     

6

Выделяет ли педагог лексику и синтаксическую структуру фраз путем практического использования их в вопросах и пояснениях (при выборе чтения, когда сложный материал)?

     

7

Обращает ли внимание педагог на развитие интонационной выразительности речи?

     

8

Применяет ли педагог элементы драматизации?

     

Схема анализа занятия по развитию речи (рассказывание по картинке)

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Умеют ли дети рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы?

     

2

Умеют ли дети устанавливать связи между предметами и явлениями, изображенными на картине?

     

3

Умеют ли определять внешние признаки и свойства предметов?

     

4

Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать в ответах причинно-следственные связи?

     

5

Умеют ли логично и точно строить ответы?

     

6

Соблюдают ли правильный порядок слов в предложении?

     

7

Вариантность его построения

     

 

Рейтинг@Mail.ru