Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2007

САДОВНИЦА

Станут ли воспитатели детских садов получать больше?

Владимир ЛИВШИЦО перспективах в изменении характера оплаты труда работников дошкольных учреждений мы беседуем с Владимиром ЛИВШИЦЕМ, секретарем по экономическим вопросам Центрального комитета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Кор.: Владимир Борисович! Ожидают ли педагогов дошкольных учреждений какие-нибудь обнадеживающие вести по поводу повышения заработной платы?

В.Л.: К сожалению, ничего утешительного по этому поводу сказать не могу. В сентябре всем бюджетникам планируется (решения пока нет) повысить зарплату на 15%, и работники детских садов сюда тоже попадают. Этим дело пока и ограничивается в большинстве регионов, где не будет собственных решений о более значимом повышении.

Кор.: Это, скорее, не повышение заработной платы, а компенсация в связи с существующей инфляцией.

В.Л.: Безусловно. Все это понимают. Как понимают и то, что воспитатели детских садов получают ничтожно малую зарплату. От профсоюза поступали различные предложения в федеральные органы власти. Ни одно из наших предложений принято не было. Так что ждать помощи сейчас можно только от региональных властей.

Кор.: Школы переходят на новую систему оплаты труда. Но эти новшества никак не коснутся детского сада?

В.Л.: В ряде регионов уже коснулись. Всех педагогов дошкольных учреждений коснется готовящаяся реформа системы оплаты труда бюджетников. Но это не произойдет сегодня. Нормативные документы находятся в стадии разработки, и ни один из них нельзя считать готовым даже на уровне проекта.

Кор.: Но скажите хотя бы в общих чертах — к чему готовиться? Станут платить больше или меньше?

В.Л.: Станут платить, исходя из других оснований. Предполагается, что заработная плата работникам бюджетной сферы будет начисляться, исходя из трех составляющих. Первая составляющая — базовая. Вторая составляющая будет определяться по результатам аттестации. А третья составляющая связана с начислением стимулирующих и компенсационных надбавок.
И сейчас по каждому направлению профсоюзам приходится отстаивать интересы работников образования. Особенно тяжело (и, на наш взгляд, крайне важно) определиться с базовыми ставками и окладами. Согласно позиции Минздравсоцразвития, базовая зарплата работников бюджетной сферы должна определяться тем, в какую профессионально-квалификационную группу попадает их профессия.

Кор.: Что это такое — профессионально-квалификационная группа?

В.Л.: Профессионально-квалификационная группа определяется в соответствии с минимальным образовательным уровнем, необходимым для того, чтобы овладеть той или иной профессией. Например, чтобы стать медсестрой, нужно получить среднее специальное образование. Этого достаточно для работы по данной специальности. А для того чтобы стать врачом, обязательно требуется высшее образование. В одном случае нужно учиться три года, в другом — шесть лет.

Кор.: И это значит, что врач и медсестра будут попадать в разные профессионально-квалификационные группы?

В.Л.: Да. И базовая зарплата медсестры будет меньше, чем базовая зарплата врача.

Кор.: То есть можно предположить, что педагоги дошкольного образования заведомо попадают в иную профессионально-квалификационную группу, чем, например, учителя-предметники?

В.Л.: Не только учителя-предметники, но и даже учителя начальных классов. Сейчас, для того чтобы работать по этим специальностям, достаточно окончить колледж или техникум.

Кор.: И это автоматически обрекает педагогов, занятых в сфере дошкольного образования, на незавидную участь? То есть их зарплата может даже уменьшиться?

В.Л.: Нет, она не уменьшится, но и заметно не вырастет. Чтобы этого не произошло, профсоюз предпринимает шаги, которые должны позволить воспитателям детских садов попасть в более высокую профессионально-квалификационную группу. Мы настаиваем на том, чтобы должности учителя и воспитателя были в профессионально-квалификационной группе, предусматривающей наличие высшего образования и высокую социальную значимость. На будущее, например, мы выступили с предложением, чтобы педагогические колледжи, обучающие по специальности «воспитатель детских садов», присваивали своим выпускникам звание «бакалавр».

Кор.: Но ведь деление выпускников на бакалавров и магистров связано с реформой вузовского обучения, то есть должно существовать в системе высшего образования?

В.Л.: Если колледжи перестроят свои учебные программы, они вполне могут выпускать специалистов в статусе бакалавров.

Кор.: Но для этого должна разрабатываться новая нормативно-правовая база. То есть реформа системы оплаты труда бюджетников, согласно вашей позиции, должна повлечь за собой реформу в сфере подготовки педагогов. Возможно, вузы ревниво отнесутся к тому, что колледжи желают выпускать бакалавров, и пожелают оставить это право за собой. Особенно ввиду грядущей демографической ямы.

В.Л.: Я начал разговор с того, что в настоящий момент существует больше вопросов, чем ответов, больше задач, чем решений по поводу грядущих перемен в системе оплаты труда. Единственное, что я могу сказать с уверенностью, так это то, что в намерения профсоюзов входит обеспечить всем работникам сферы образования и науки достойную зарплату. Иными словами, профсоюзы хотят, чтобы работники дошкольного образования получали достойную зарплату.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru