Станут ли воспитатели
детских садов получать больше?
О
перспективах в изменении характера оплаты труда
работников дошкольных учреждений мы беседуем с
Владимиром ЛИВШИЦЕМ, секретарем по
экономическим вопросам Центрального комитета
профсоюза работников народного образования и
науки Российской Федерации.
Кор.: Владимир Борисович! Ожидают
ли педагогов дошкольных учреждений какие-нибудь
обнадеживающие вести по поводу повышения
заработной платы?
В.Л.: К сожалению, ничего
утешительного по этому поводу сказать не могу. В
сентябре всем бюджетникам планируется (решения
пока нет) повысить зарплату на 15%, и работники
детских садов сюда тоже попадают. Этим дело пока
и ограничивается в большинстве регионов, где не
будет собственных решений о более значимом
повышении.
Кор.: Это, скорее, не повышение
заработной платы, а компенсация в связи с
существующей инфляцией.
В.Л.: Безусловно. Все это понимают.
Как понимают и то, что воспитатели детских садов
получают ничтожно малую зарплату. От профсоюза
поступали различные предложения в федеральные
органы власти. Ни одно из наших предложений
принято не было. Так что ждать помощи сейчас
можно только от региональных властей.
Кор.: Школы переходят на новую
систему оплаты труда. Но эти новшества никак не
коснутся детского сада?
В.Л.: В ряде регионов уже коснулись.
Всех педагогов дошкольных учреждений коснется
готовящаяся реформа системы оплаты труда
бюджетников. Но это не произойдет сегодня.
Нормативные документы находятся в стадии
разработки, и ни один из них нельзя считать
готовым даже на уровне проекта.
Кор.: Но скажите хотя бы в общих
чертах — к чему готовиться? Станут платить
больше или меньше?
В.Л.: Станут платить, исходя из
других оснований. Предполагается, что заработная
плата работникам бюджетной сферы будет
начисляться, исходя из трех составляющих. Первая
составляющая — базовая. Вторая составляющая
будет определяться по результатам аттестации. А
третья составляющая связана с начислением
стимулирующих и компенсационных надбавок.
И сейчас по каждому направлению профсоюзам
приходится отстаивать интересы работников
образования. Особенно тяжело (и, на наш взгляд,
крайне важно) определиться с базовыми ставками и
окладами. Согласно позиции Минздравсоцразвития,
базовая зарплата работников бюджетной сферы
должна определяться тем, в какую
профессионально-квалификационную группу
попадает их профессия.
Кор.: Что это такое —
профессионально-квалификационная группа?
В.Л.:
Профессионально-квалификационная группа
определяется в соответствии с минимальным
образовательным уровнем, необходимым для того,
чтобы овладеть той или иной профессией. Например,
чтобы стать медсестрой, нужно получить среднее
специальное образование. Этого достаточно для
работы по данной специальности. А для того чтобы
стать врачом, обязательно требуется высшее
образование. В одном случае нужно учиться три
года, в другом — шесть лет.
Кор.: И это значит, что врач и
медсестра будут попадать в разные
профессионально-квалификационные группы?
В.Л.: Да. И базовая зарплата
медсестры будет меньше, чем базовая зарплата
врача.
Кор.: То есть можно предположить,
что педагоги дошкольного образования заведомо
попадают в иную
профессионально-квалификационную группу, чем,
например, учителя-предметники?
В.Л.: Не только учителя-предметники,
но и даже учителя начальных классов. Сейчас, для
того чтобы работать по этим специальностям,
достаточно окончить колледж или техникум.
Кор.: И это автоматически обрекает
педагогов, занятых в сфере дошкольного
образования, на незавидную участь? То есть их
зарплата может даже уменьшиться?
В.Л.: Нет, она не уменьшится, но и
заметно не вырастет. Чтобы этого не произошло,
профсоюз предпринимает шаги, которые должны
позволить воспитателям детских садов попасть в
более высокую профессионально-квалификационную
группу. Мы настаиваем на том, чтобы должности
учителя и воспитателя были в
профессионально-квалификационной группе,
предусматривающей наличие высшего образования и
высокую социальную значимость. На будущее,
например, мы выступили с предложением, чтобы
педагогические колледжи, обучающие по
специальности «воспитатель детских садов»,
присваивали своим выпускникам звание
«бакалавр».
Кор.: Но ведь деление выпускников
на бакалавров и магистров связано с реформой
вузовского обучения, то есть должно существовать
в системе высшего образования?
В.Л.: Если колледжи перестроят свои
учебные программы, они вполне могут выпускать
специалистов в статусе бакалавров.
Кор.: Но для этого должна
разрабатываться новая нормативно-правовая база.
То есть реформа системы оплаты труда
бюджетников, согласно вашей позиции, должна
повлечь за собой реформу в сфере подготовки
педагогов. Возможно, вузы ревниво отнесутся к
тому, что колледжи желают выпускать бакалавров, и
пожелают оставить это право за собой. Особенно
ввиду грядущей демографической ямы.
В.Л.: Я начал разговор с того, что в
настоящий момент существует больше вопросов, чем
ответов, больше задач, чем решений по поводу
грядущих перемен в системе оплаты труда.
Единственное, что я могу сказать с уверенностью,
так это то, что в намерения профсоюзов входит
обеспечить всем работникам сферы образования и
науки достойную зарплату. Иными словами,
профсоюзы хотят, чтобы работники дошкольного
образования получали достойную зарплату.
Беседу вела Марина АРОМШТАМ
|