Узнай предлог!
Дидактические игры для ознакомления
детей с пространственным значением предлогов
Дети дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи часто испытывают трудности в
применении предлогов. Наиболее эффективным
средством коррекции таких проблем оказываются
дидактические игры.
Я взяла за основу идеи, изложенные в книге
Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно», и на
их основе разработала серию игр, специально
направленных на развитие представлений детей о
пространственных значениях предлогов.
Игровой материал изготовлен из различных
бытовых «отходов» — пробок, футляров от
шоколадных яиц «киндер-сюрприз» и других
предметов. Для крепления деталей используются
прищепки и липучки.
Смешарики играют в прятки
Игровой материал: панно с
изображением дома, пенька, дерева, цветов;
липучки; изображения смешариков. Часть деталей
панно с помощью липучек может крепиться в разных
местах, в частности, над, под и рядом с домом,
пеньком, деревом, между ними.
Варианты заданий
Детям предлагается составить
предложения без предлогов.
Детям предлагается составить
предложения с предлогами, в которых фигурируют
смешарики.
Детям предлагается придумать сказку
«Как смешарики играли в прятки» и рассказать ее,
используя подвижные детали панно. При
составлении предложений педагог обращает
внимание на правильное использование предлогов.
Бабочка и цветок
Игровой материал: круг,
разделенный на шесть сегментов (в каждом
сегменте схема предлога, имеющего
пространственное значение); изображения бабочки,
цветка; прищепка.
Задания для детей
Ребенку предлагается прикрепить
прищепку к той части круга, где бабочка летит над
цветком (от цветка, к цветку и т.п.).
Ребенку предлагается рассмотреть
схемы-символы предлогов на круге, назвать их и
проверить правильность своего ответа.
Составь предложение
Игровой материал: разноцветные крышки
с наклеенными на них предметными картинками,
красные крышки с наклеенными на них схемами
предлогов, имеющих пространственное значение.
Задания для детей
Педагог произносит предложение,
например: «Мяч на стуле» — и предлагает ребенку
подобрать и разложить крышки с картинками так,
чтобы они отражали это предложение. Затем
проводится анализ предложения. Акцентируется
внимание на использовании предлога.
Ребенок самостоятельно придумывает предложение
и «выкладывает» его с помощью крышек, а потом
проводит анализ предложения.
Анна ДРОЙСКАЯ,
Людмила КУЗНЕЦОВА,
детский сад № 32,
г. Ленинск-Кузнецкий
Кемеровской области
|