Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2007

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Узнай предлог!

Дидактические игры для ознакомления детей с пространственным значением предлогов

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто испытывают трудности в применении предлогов. Наиболее эффективным средством коррекции таких проблем оказываются дидактические игры.
Я взяла за основу идеи, изложенные в книге Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно», и на их основе разработала серию игр, специально направленных на развитие представлений детей о пространственных значениях предлогов.
Игровой материал изготовлен из различных бытовых «отходов» — пробок, футляров от шоколадных яиц «киндер-сюрприз» и других предметов. Для крепления деталей используются прищепки и липучки.

Смешарики играют в прятки

Игровой материал: панно с изображением дома, пенька, дерева, цветов; липучки; изображения смешариков. Часть деталей панно с помощью липучек может крепиться в разных местах, в частности, над, под и рядом с домом, пеньком, деревом, между ними.

Варианты заданий

  • Детям предлагается составить предложения без предлогов.

  • Детям предлагается составить предложения с предлогами, в которых фигурируют смешарики.

  • Детям предлагается придумать сказку «Как смешарики играли в прятки» и рассказать ее, используя подвижные детали панно. При составлении предложений педагог обращает внимание на правильное использование предлогов.

Бабочка и цветок

Игровой материал: круг, разделенный на шесть сегментов (в каждом сегменте схема предлога, имеющего пространственное значение); изображения бабочки, цветка; прищепка.

Задания для детей

  • Ребенку предлагается прикрепить прищепку к той части круга, где бабочка летит над цветком (от цветка, к цветку и т.п.).

  • Ребенку предлагается рассмотреть схемы-символы предлогов на круге, назвать их и проверить правильность своего ответа.

Составь предложение

Игровой материал: разноцветные крышки с наклеенными на них предметными картинками, красные крышки с наклеенными на них схемами предлогов, имеющих пространственное значение.

Задания для детей

Педагог произносит предложение, например: «Мяч на стуле» — и предлагает ребенку подобрать и разложить крышки с картинками так, чтобы они отражали это предложение. Затем проводится анализ предложения. Акцентируется внимание на использовании предлога.
Ребенок самостоятельно придумывает предложение и «выкладывает» его с помощью крышек, а потом проводит анализ предложения.

Анна ДРОЙСКАЯ,
Людмила КУЗНЕЦОВА,
детский сад № 32,
г. Ленинск-Кузнецкий
Кемеровской области

 

Рейтинг@Mail.ru