Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

Ольга ПАНТЕЛЕЕВА,
Ольга ПОКРОВСКАЯ

Разноцветные сны

Мастер-класс по логоритмике

Рисунок Владимира Семеренко

Детский сад № 11 «Капелька», г. Протвино Московской области

Цель мастер-класса: познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.

Оборудование:

— музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубен;
— фонарики с красными и синими стеклами;
— магнитофон, фонограммы шумов;
— образцы ритмических рисунков к стихотворению;
— картинки с изображением предметов для определения первых звуков в слове;
— музыкальные композиции: «Chilly» — «We are the popkings», «2 Unlimited» — «No limit», «Queen» — «We will rock you».

Мастер-класс включает:

— вводное слово по теме «Что такое логоритмика?»;
— занятие с детьми предшкольного возраста логопедической группы;
— практическое занятие с педагогами.

К материалам приложен список использованной литературы.

Что такое логоритмика?

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. По мнению известного швейцарского педагога, основателя ритмической гимнастики Э.Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В основе человеческого восприятия и организации движений тоже лежат различные ритмические структуры. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.

В арсенале воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, скороговорки, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма. Например, многие не знают, что проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.

Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Иногда у него не получается правильно повторить ряд танцевальных движений. Сложности разные, а причина одна — неразвитое или нарушенное чувство ритма.

Статья опубликована при поддержке компании "Europos". Компания занимается производством POS-материалов и поставками в России. Полочные разделители, пластиковые рамки, демосистемы, буклетницы, рекламные стойки из алюминия, держатели ценников, шелфтокеры, подвесные системы и многое другое. Гарантия качества, доступные цены, удобный сервис. Посмотреть полный каталог товаров и цены, подробную информацию о компании, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.europos.ru/.

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. Ее основатель В.А. Гринер описывала суть логоритмики так: «В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Мы предлагаем некоторые упражнения, способствующие развитию чувства ритма. Они могут быть использованы как на музыкальных, так и на логопедических занятиях.

Такими упражнениями являются:

— составление слого-ударных схем к стихотворным строкам и подбор строчек к заданной схеме;
— сопровождение стихотворного текста ритмическими движениями, способствующими формированию двигательной кинестезии и лучшему усвоению произведения;
— проговаривание скороговорок в сопровождении ритмичных хлопков в парах. Это создает благоприятный эмоциональный фон и способствует развитию речедвигательных навыков;
— создание различных ритмических рисунков, используя световые сигналы (фонарики).

РАЗНОЦВЕТНЫЕ СНЫ

Занятие с детьми предшкольного возраста логопедической группы

Логопед: Все в нашем мире имеет свой порядок. Бегут друг за другом дни, недели, года, лето сменяет зиму, а день сменяет ночь. И когда она спускается на землю, все вокруг замирает, преображается, происходят чудеса. Мы закрываем глаза, чтобы увидеть...

Дети: …сны!

Логопед: Да, эти волшебные превращения мы называем сном.

Какие бывают сны?

Дети: Разноцветные, грустные, веселые, волшебные, красивые.

Логопед: Давайте расскажем, что кому может сниться. Но расскажем не просто так, а с помощью стихотворения.

Дети исполняют стихотворение В.Ланцетти «Не спится колючке», сопровождая декламацию игрой на музыкальных инструментах.

В.Ланцетти

НЕ СПИТСЯ КОЛЮЧКЕ

Снится сирени — сиреневый сон.
Снится малине — малиновый сон.
Рябине — рябиновый снится.
И только колючке не спится,
Колючка боится, что сон ей приснится
Колючий — колючий, как спица.

Логопед: А теперь я попрошу вас встать и пройти на ковер.

Дети собираются на ковре.

Логопед: Ночью все нуждается в отдыхе. И птицы, и звери, даже окружающие нас предметы. Давайте поможем им уснуть. Но сначала посмотрите на картинки и дайте названия изображениям.

Логопед демонстрирует детям картинки. Дети называют изображение, картинка выставляется на доске.

На картинках изображены: АВТОБУС, КУРЫ, КОРОВА, ОСЛИК, ПЧЕЛЫ, ПОДАРКИ, УДОЧКА.

Логопед: Давайте назовем первые звуки в этих словах.

Дети: [А К К О П П У]

Логопед: Как мы называем звуки [А], [О], [У]?

Дети: Гласные.

Логопед: Каким цветом их обозначаем?

Дети: Красным.

Логопед: Как называем звуки [К Т]?

Дети: Согласные твердые.

Логопед: Каким цветом обозначаем?

Дети: Синим.

Логопед: Давайте раскрасим наши звуки этими цветами. Возьмите в руки фонарики. Я буду подавать сигналы. А вы следите за картинками, которые я показываю. Если называется гласный звук, нужно «зажечь» на фонарике красный свет и тянуть звук долго. Если произносится согласный твердый звук, нужно «зажечь» на фонарике синий свет и произнести звук коротко.

Дети по сигналу логопеда произносят разные звуки, сопровождая произнесение световыми сигналами.

АКК, АКК, ОПП, ОПП, АКК, ОПП, У

Логопед: Не кажется ли вам, что у нас получилась песенка? Пусть это будет колыбельная песенка для уставших предметов.

Дети еще раз произносят звуки в сопровождении музыки.

Логопед: Звуки затихли, разноцветные сны пробежали перед нами. Каких только небылиц не привидится во сне! Вот как описала одно сновидение поэт Юнна Мориц.

Педагог читает детям стихотворение Юнны Мориц «Хохотальная путаница».

Логопед: Давайте расскажем его, сопровождая ритмичными движениями.

Текст

Ритмический рисунок

С мармеладом в бороде

Хлопок — «распашонка» влево, хлопок — «распашонка» вправо

К своему папаше

«Пружинки» влево и вправо

Плыл медведь в сковороде

Два хлопка «тарелки», затем два удара согнутыми руками по бокам, руки в кулачках, выше поднимать плечи

По кудрявой каше!

Правая нога вперед на пяточку, затем подъем колена и ставим ногу на место. То же на левую ногу

Над землей арбуз летит,

Поочередный подъем рук вверх,

скрещенный взмах над головой, пружинка

Он чирикает, свистит:

Руки на пояс, ноги поочередно назад на носок

«Я — горчица, я — лимон!

Приставные шаги с акцентом на ударении

Я закрылся на ремонт!»

Присесть — руки крест-накрест, встать — руки в стороны

Ям-тирьям-тирьям в коляске

Хлопок — «распашонка» влево, хлопок — «распашонка» вправо

Две усатых Свистопляски

«Пружинки» влево и вправо

Босиком, бегом-бегом

Два хлопка «тарелки», затем два удара согнутыми руками по бокам, руки в кулачках, выше поднимать плечи

Ловят ветер сапогом!

Правая нога вперед на пяточку, затем подъем колена и ставим ногу на место. То же на левую ногу

По реке бежит буфет,

Поочередный подъем рук вверх, скрещенный взмах над головой, пружинка

В нем лежит Большой Секрет,

Руки на пояс, ноги поочередно назад на носок

Он снимается в кино,

Приставные шаги с акцентом на ударении

Всем понравится оно!

Присесть — руки крест-накрест, встать — руки в стороны

Логопед: Все вокруг спит. И только из одного окна доносятся звуки. Давайте подойдем ближе и посмотрим, что это может быть. (Звучит фонограмма ветра.) Ой! Ветер распахнул окно, и из него вылетели листочки. Что это? Какое-то стихотворение. Только оно и на стихотворение не похоже: все строчки в нем перепутаны. (Педагог читает стихотворение.)

Я взял бумагу и перо,
Нарисовал утюг.
Порвал листок, швырнул в ведро.
В ведре раздался стук.

Поможем строчкам вернуться на свои места.

Педагог показывает детям схему чередования сильных и слабых звуков в стихотворении: таким оно должно быть. Затем показывает им строчки, записанные вразбивку (строчки выложены на доске и являются подвижными). Дети должны соотнести строки со схемами и «восстановить» стихотворение Олега Григорьева «Стук».

Логопед: Что обозначает горизонтальная черточка?

Дети: Слабый, не сильно выделяемый слог.

Логопед: Что обозначает вертикальная черточка?

Дети: Сильный, выделяемый слог.

Логопед: Кто нашел первую строчку? Проверим: сравним ее с той, которая обозначена в стихотворении схемой.

Дети прохлопывают слоговой рисунок, выделяя ударные слоги. Если строчка найдена верно, она ставится на «свое» место.

Логопед: Кажется, получилось. (Читает стихотворение.) А теперь давайте прохлопаем все стихотворение, а слова будем произносить про себя.

Логопед: Ну вот, все строчки стихотворения вернулись на свои места и будут досматривать свой сон. А мы с вами вспомним разные небылицы, которые тоже легко могут превратиться в сны.

Дети вспоминают небылицы. Большая часть из них — трудноговорки и скороговорки с «логопедической нагрузкой». Дети становятся парами. Тексты проговариваются, сопровождаясь хлопками в парах.

Логопед: Мы с вами побывали во сне-небылице, исполнили колыбельную песню, вернули «домой» стихотворение и рассказали свои сны. Спасибо вам, что вы так старательно выполняли все задания.

ПОЙМАЙ РИТМ

Практическое занятие с педагогами

Задание первое.

«Найди строчку»

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто:

Нет! Напрасно мы решили

Прокатить…

Педагоги: …кота в машине.

Музыкальный руководитель: Кот кататься не привык, …

Педагоги: …Опрокинул грузовик.

Музыкальный руководитель: На магнитной доске расположены строки из этого стихотворения, записанные знаками. Горизонтальные черточки обозначают слабые, безударные слоги. Вертикальные — сильные, ударные слоги. Строчки перемешались. Вам предлагается узнать, где находится первая строчка, вторая и восстановить правильную схему стихотворения.

Правильный ответ будет выглядеть так:

Чтобы «схватить» чередование ударных и неударных слогов, можно прохлопывать текст различными способами. Например: слабый слог — шлепок по коленям, сильный — хлопок руками перед собой.

Участники мастер-класса прохлопывают стихотворение предложенным способом. Сначала прохлопывание сопровождается произнесением текста, потом текст проговаривается про себя.

Можно предложить педагогам придумать свои способы прохлопывания текста.

Задание второе.

Стихотворение в движении

Музыкальный руководитель: Давайте выучим стихотворение, сопровождающееся ритмическими движениями. Нам нужно согласовать движения со стихотворным ритмом. Это помогает лучше усвоить текст и способствует развитию двигательной активности.

Льюис Кэрролл

КРОКОДИЛУШКА

(перевод В.Набокова)

Текст

Ритмический рисунок

Крокодилушка не знает

Поднимаем плечо к левому, затем к правому уху

Ни заботы, ни труда.

«Пружинки» влево и вправо

Золотит его чешуйки

Поочередное поглаживание рук от плеча к кисти

Быстротечная вода.

Притопываем ногами

Милых рыбок ждет он в гости

Поднимаем плечо к левому, затем к правому уху

На брюшке средь камышей:

«Пружинки» влево и вправо

Лапки врозь,

Взмах руками через стороны вверх

Дугою хвостик

«Скручивания» с махами рук влево и вправо

И улыбка до ушей...

Нога вперед с одновременным подъемом рук вверх

Задание третье.

Поймай ритм

Музыкальный руководитель: Для музыкального произведения можно создать ритмическое сопровождение.

Вам предлагается музыкальная композиция группы «Chilly» «We are the popkings».

Предлагаем вам с помощью упражнений создать такой ритмический рисунок:

Топаем левой ногой один раз.
Топаем правой ногой один раз.
Три быстрых хлопка по коленям.
Один хлопок влево, один хлопок вправо.

Давайте свяжем движения с музыкой.

Исполняется ритмическая композиция под заданную мелодию.

Разучиваем другую комбинацию:

Три коротких притопа.
Еще один — в сторону.
Два хлопка по коленям.
Три прихлопа.
Два хлопка.

Исполняется ритмическая композиция под музыку группы «2 Unlimited» «No limit».

Следующий ритмический рисунок вы придумаете сами. Включаем музыку группы «Queen» «We will rock you».

Литература:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. M., 1985.

2. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958.

3. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 2002.

4. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. М., 2006.

5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004.

6. Микляева Н.В., Полозова O.A., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2005.

7. Жак-Далькроз Э. Ритм. М., 2006.

8. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Ярославль, 2002.

Рисунок Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru