Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2007

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Вязанные буквы

Буквы вяжутся из цветных ниток: для обозначения гласных звуков — из красных, для обозначения согласных — из синих (твердые согласные) и зеленых (мягкие согласные). Буквы получаются объемными за счет использования наполнителей, помещенных в вязаные «мешочки».

Каждая буква из десяти знаков, предназначенных для обозначения гласных, имеет свой наполнитель. Для этого используются грецкие орехи (целые), лесные орехи, кедровые орехи, крупная фасоль, мелкая фасоль, горох, рис. Кроме того, пряжа пропитана аромамаслами, и каждая буква имеет свой запах: запах розы, лаванды, апельсина, пихты, мелиссы, герани.

Сначала дети ищут буквы, опознавая их по очертаниям. Потом — на ощупь. Наконец, когда буквы им уже хорошо знакомы, можно дать задание найти букву по запаху. Однако это игровое упражнение можно вводить только убедившись, что никто из детей в группе не страдает аллергическими реакциями на масла и травы.

Внутри букв, обозначающих твердые согласные звуки, — плотный картон. Буквы для мягких согласных набиты ватой.

Такие буквы сродни игрушкам. Поэтому детям, обучающимся читать, очень нравится брать их в руки, «узнавать», складывать слоги, придумывать слова.

Мягкая азбука

Для обучения детей грамоте можно использовать подушечки, украшенные буквами. Подушечки можно набить разными наполнителями, а буквы разместить на обеих сторонах каждой подушки. Тогда в поисках буквы ребенок должен будет перебирать подушечки, переворачивать их, раскладывать то так, то этак нужным образом. Пособие по смыслу напоминает кубики с буквами, но манипуляции с буквами на подушках гораздо приятнее для детей, так как доставляют им разнообразные тактильные ощущения.

Людмила КАРПЕНКО,
учитель-логопед детского сада № 93, г. Чита

Детский сад «Гнездышко» г. Новый Уренгой работает по программе «Школа2100». Особенностью курса «По дороге к азбуке» является использование букв, изготовленных из разных материалов. Один из любимых в детском саду способов «создания» буквы — вышивание бусами.

С этой целью можно использовать готовые бусы достаточной длины, чтобы из них можно было выложить силуэт буквы и прикрепить его к тканевой основе.

А можно специально изготовлять нитки бус для букв, используя для этого самодельные или «природные» бусинки.

Дети любят делать бусы из рябины или плодов боярышника. Чем не материал для выкладывания букв? Если заранее просверлить дырочки в желудях, и они могут пойти в дело. Воспитатели детских садов давно открыли для себя соленое тесто. Сделайте из него комочки с отверстиями для нитки и получите прекрасные разноцветные бусы, а следовательно — и буквы.

Бусы, сделанные из разных материалов, открывают возможности для новых упражнений по вычленению звуков в словах, по выявлению смысла букв как знаков для обозначения звуков.

Предложите детям игру «Какую букву можно выложить?». Пусть они не просто выкладывают из бус знаки, но и аргументируют свою позицию.

Вот перед вами бусы из стеклянных шариков, желудей и рябины. С какого звука начинается слово «рябина»? Какую букву для обозначения этого звука мы выложим из бус?

А это что такое? Желуди? Можно выложить из них букву «Ж». Но можно пойти и по другому пути. Ведь что такое «желуди»? Плоды дуба. В маленьком желуде до поры до времени прячется целое дерево. Поэтому мы можем выложить из нитки желудей букву «Д». Имеем полное право. А можно выложить букву «П». Раз желудь — плод.

Пусть дети предлагают как можно больше различных вариантов. Тогда в общем­то ставшее традиционным занятие по выкладыванию букв приобретет дополнительный смысл и будет способствовать обогащению активного словаря ребенка.

Рейтинг@Mail.ru