Продолжение. Начало в
№ 11, 12, 16, 19, 20/2007
Секреты кукловода
Цикл занятий с перчаточной куклой для
дошкольников от пяти лет
«Секреты
кукловода» — серия материалов, в которых
читатели знакомятся с некоторыми методами и
приемами работы с перчаточной куклой.
Многие из описываемых упражнений можно
использовать не только для обучения детей
кукловождению, но и на занятиях по
изобразительному искусству, по музыке и развитию
речи, а также во время индивидуальных занятий и
прогулок. Они способствуют совершенствованию
мелкой моторики, развитию внимания и
воображения, так как в основе данных упражнений
лежат универсальные для дошкольного возраста
приемы — образ и движение.
Автор материалов — педагог дополнительного
образования, лауреат Всероссийского конкурса
детских кукольных театров, проводившегося
Государственным театром кукол им. С.Образцова,
Инна ЯРОСЛАВЦЕВА.
Главное
средство передачи образа в кукольном театре —
движение. Ведь мимика лица куклы очень
ограниченна, в большинстве случаев сведена к
нулю. Поэтому важно научить ребенка водить куклу,
передавая ее настроение и характер.
Сначала ребенка обучают основным движениям
куклы — поворотам головы, движениям рук,
различным способам ходьбы. Затем нужно научить
его приемам образной выразительности.
Упражнения для отработки походки, бега и прыжков
продолжают серию технических приемов
кукловождения.
Переход к упражнениям на выразительность
движения обозначают новый этап в обучении.
Упражнения для отработки походки
куклы
Перед началом упражнений нужно обратить
внимание детей на то, что кукла ходит по
воображаемому полу (или по земле). Уровень пола
изменяется в зависимости от положения тела:
кукла может ходить по крыше дома, если ребенок
стоит во весь рост. Кукла может ходить у крыльца
того же дома, если ребенок садится на корточки.
Изображая, как кукла ходит, руку слегка
поднимают вверх и опускают вниз, делая
«пружинку» с одновременным поворотом кисти
влево-вправо.
Отрабатывая возможную походку куклы, дети идут
прямо, идут спиной назад, двигаются по комнате
непроизвольно в разных направлениях. Все
движения выполняются по сигналу педагога.
Можно проводить эти упражнения с группой детей.
Кукла идет быстро/медленно
Кисть руки с куклой поворачивается
влево-вправо в разном темпе, во время движения
рука удерживается на одинаковом расстоянии
относительно воображаемого пола.
Кукла идет с остановками; с поворотом в
противоположную сторону
По сигналу педагога ребенок с куклой на руке
останавливается, поворачивается и идет в
противоположную сторону.
Кукла идет вперед-назад, влево-вправо
Ребенок с куклой на руке идет вперед по команде
педагога, затем по команде поворачивает назад,
влево, вправо; команды неожиданно меняются.
«Кукла идет с опаской»: (кисть руки периодически
резко поворачивается влевовправо до возможного
предела).
Кукла спотыкается
Кисть руки с куклой, совершающая пружинистые
движения, неожиданно резко вздергивается.
Кукла падает
Кисть руки с куклой неожиданно резко
вздергивается и опускается вниз.
Кукла хромает
Кукла может хромать на левую или на правую ногу;
на обе ноги сразу. При этом рука с куклой
наклоняется в ту сторону, которая совпадает с
хромающей ногой. При этом кисть руки резко
поворачивается влево-вправо.
Упражнения для отработки прыжков
куклы
Кукла прыгает на двух ногах
Рука с куклой делает «пружинку» (пружинистые
движения) — слегка поднимается вверх и резко
опускается вниз.
Кукла прыгает на разных ногах попеременно
Рука с куклой делает «пружинку», попеременно
отклоняясь то влево, то вправо.
Кукла прыгает вперед, назад, в разные стороны
Можно изображать, как кукла прыгает через яму,
канаву, овраг, лужу и т.д. При этом рука с куклой
делает «пружинку», перемещаясь вперед или назад,
передвигаясь попеременно то влево, то вправо.
Упражнения для отработки бега куклы
Чтобы изобразить, как кукла бежит, нужно быстро
поднимать и опускать руку с куклой, делая
«пружинку»; кисть руки резко поворачивается то
влево, то вправо.
Можно проводить эти упражнения с группой детей.
Кукла бежит быстро или медленно; во время бега
поворачивает в другую сторону
Кисть руки с куклой слегка поворачивается то
влево, то вправо, темп поворотов разный в
зависимости от того, быстрый или медленный бег
изображается. Чтобы кукла изменила направление,
ребенок-кукловод останавливается,
поворачивается и идет в противоположную сторону.
Кукла бежит, опасаясь чего-то
Выполняются движения, с помощью которых
изображается бег куклы — пружинка с поворотами;
время от времени кукла останавливается и
оглядывается в разные стороны: рука замирает,
кисть руки делает резкие повороты влевовправо
до возможного предела.
Кукла бежит и ловит кого-то
Выполняются движения, с помощью которых
изображается бег куклы — пружинка с поворотами;
кукла в это время еще и совершает хватательные
движения ручками.
Упражнения для отработки
эмоциональной выразительности кукольной
походки
Кукла двигается с разным настроением
Походка куклы может изображать ее настроение
или характер. Кукла может двигаться лениво,
радостно, грустно, испуганно. Если, к примеру,
нужно изобразить, что кукла радуется, она будет
двигаться подпрыгивая, поворачиваясь в разные
стороны, широко расставляя руки в разные стороны.
Если у куклы грустное настроение, ее голова будет
опущена вниз, движения будут медленными,
спотыкающимися. Если кукла ленива, она тоже будет
двигаться не торопясь. Если испугана — кукла во
время движения будет оглядываться по сторонам,
назад.
Упражнения для передачи образности
походки куклы
Чтобы ребенок научился с помощью движения
передавать образ куклы, лучше использовать в
упражнениях кукол с неясным образом — с
шариковыми головками, как это было, когда ребенок
только осваивал движения. На примере куклы с
неясным образом можно показать, как движение
дорисовывает ее образ.
Кукла двигается так, как двигается
какоенибудь животное
Педагог может «задавать» образ, который
ребенок изображает, меняя походку куклы:
«Изобрази, как ползет змея, как бредет медведь,
как семенит мышка, как скачет лягушка, как летит
птичка». Ребенок может сам предлагать способ
движения для изображения какогонибудь
персонажа.
Во втором случае возможно организовать игру
«Угадай, кого я задумал».
Кукла двигается, изображая человеческого
персонажа
Педагог объясняет, что разные люди ходят
поразному. Походка солдата отличается от походки
старика. Походка ребенка, который только учится
ходить, отличается от походки спортсмена. Нужно
изображать персонажей по предложению педагога.
Ребенок сам может предложить какойнибудь образ.
Как и в предыдущем упражнении, можно играть в
игру «Угадай, кого я задумал».
Кукла двигается, как сказочный герой
Это упражнение строится по принципу предыдущих
двух упражнений. Изображаются различные
сказочные персонажи: робот, Колобок, Буратино,
Пьеро, летающий Волшебник и т.д.
Продолжение следует
Уважаемые читатели!
У Валентина Берестова есть цикл стихов под
названием «Кукольный театр».
Предлагаем вам придумать и сделать кукол,
описанных в стихотворениях, и разыграть с ними
маленький спектакль.
Фотографии кукол присылайте на конкурс «Мой
Берестов».
|