Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

Обучая — развиваем, развивая — обучаем

Как сделать занятия аппликацией развивающими

Клеем вместе с малышами

Дети младшего возраста под руководством взрослых довольно быстро осваивают способы изображения предметов с помощью готовых геометрических форм, а также приемы наклеивания деталей на бумагу. В моей работе обучение детей предметной аппликации условно разделено на три блока. Каждый блок имеет свою главную задачу, способствующую интеллектуальному развитию малышей.

Первый блок — «Триада» — способствует формированию представлений о цвете, форме, величине предметов и состоит из пяти занятий.

Второй блок — «Перевертыши» — преимущественно направлен на развитие способности к пространственному ориентированию и включает четыре занятия.

Третий блок — «Половинки» — углубляет представления детей о геометрических формах и о возможности составлять их из частей. Он включает пять занятий.

Блок «Триада»

Аппликативные работы этого блока выполняются за счет последовательного накладывания деталей разной величины друг на друга. Дети учатся сравнивать геометрические формы по величине, называть геометрические фигуры, видеть колоритные цветовые решения; упражняются в наклеивании каждой последующей детали в центре основы или ровно относительно нижней стороны самой большой детали аппликации.

«Нарядная улитка»

«Нарядная улитка»

«Черепаха»

«Черепаха»

«Еж»

«Еж»

«Воздушный змей»

«Воздушный змей»

«Палатка»

«Палатка»

Блок «Перевертыши»

В ходе выполнения аппликаций этого блока дети учатся ориентироваться на плоскости листа и изображать знакомые предметы в необычных положениях; чередуют их по форме, располагают ритмично, осваивая понятия «вверх­вниз»; «горизонтально­вертикально».

«Припасы на зиму»

«Припасы на зиму». В этой работе грибочки, подвешенные сушиться, расположены шляпкой вниз.

«Гусеница»

«Гусеница». Гусеница может ползти вниз или вверх.

«Колокольчик голубой поклонился нам с тобой»

«Колокольчик голубой поклонился нам с тобой». Аппликация в форме фриза.

Забор

Забор

Блок «Половинки»

При выполнении аппликаций этого блока младшие дошкольники учатся составлять различные геометрические формы из половинок, различать части предмета по относительной величине и составлять предмет из частей, а также упражняются в названии прилагательных, обозначающих цвет. Поскольку от детей требуется точное соединение половинок при наклеивании, подобные задания развивают систему «глаз — рука» и мелкую моторику.

«Юла большая и маленькая»

«Юла большая и маленькая»

«Погремушка»

«Погремушка»

«Елочные игрушки»

«Елочные игрушки»

«Неваляшка»

«Неваляшка»

Задания, предложенные в миниблоках, могут быть включены педагогами в календарное планирование как в определенной последовательности, так и выборочно. Можно использовать такую аппликацию и на занятиях по формированию элементарных математических представлений. При организации занятия рекомендую варьировать степень сложности заданий в зависимости от общего уровня развития детей вашей группы или дифференцировать задания. Например, задание из блока «Половинки» под названием «Неваляшка» можно усложнить или упростить. Усложненный вариант: предложить некоторым детям собрать большой круг из четвертинок. Упрощенный вариант: только одна из деталей неваляшки дана в разрезе.

Чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик детей на занятия, нужно предлагать им игровые задачи: «Давайте починим юлу», «Поможем бельчонку развесить грибы» и т.п. Ваша педагогическая интуиция подскажет вам множество мотивационноигровых решений при руководстве деятельностью малыша и при анализе детских работ.

Улитка, улитка, покажи рога! Дам кусочек пирога.

Улитка, улитка, покажи рога! Дам кусочек пирога.

Снеговик, снеговик, жить на холоде привык?

Снеговик, снеговик, жить на холоде привык?

Дети постарше — задачи сложнее

С детьми старшего дошкольного возраста можно заниматься полуобъемной аппликацией из бумаги. Результат такой аппликации всегда эффектен. Это детям очень нравится. А технически выполнять полуобъемную аппликацию сложнее. От детей требуется уже не только выкладывать предметы из готовых форм, но резать и сгибать бумагу.

«Колючая» аппликация

Для выполнения коллективной аппликации «Колючий еж» потребуется: картоноснова, на которую педагог наносит контурное изображение ежа; односторонняя цветная бумага (коричневая, серая, черная); ножницы и клей.

На первом этапе работы детям необходимо ровно разрезать лист цветной бумаги на квадратики (3,5x3,5 см) по разметке педагога. Затем сложить из каждого квадратика «колючку». Делается это так: загибаем один из углов квадрата в любом направлении и тщательно фиксируем пальцами линию сгиба. Далее продолжаем складывать получившийся пятиугольник в разных направлениях. Деталь «колючка» будет готова, когда квадратик уменьшится до размера примерно 1 см.

Таким же способом можно изобразить ель, сосну, полный семечек подсолнух, крокодила, скалистую местность.

Необходимо показать детям, как правильно выполнять хаотичное складывание и фиксировать сгиб, потому что дети обычно начинают сминать бумагу, в результате чего пропадает эффект «колючести» детали. Нужно также объяснить, что колючки должны получаться разными и бесформенными. Чтобы этого добиться, требуется каждый раз складывать квадратик подругому. Готовые «колючки» по ходу работы наклеивают на основу, располагая плотно друг к другу, без просветов. Эта «ювелирная» часть работы может оказаться утомительной, поэтому лучше, если дети будут выполнять ее поочередно, сменяя друг друга в течение занятия.

Аппликации, выполненные в подобной технике, способствуют развитию мелкой моторики и снятию психоэмоционального напряжения: с силой сжимая бумагу пальцами, дети освобождаются от негативных эмоций. Можно считать «колючую» аппликацию и своеобразным самомассажем: подушечки пальцев становятся розовыми после складывания нескольких «колючек».

«Пушистая» аппликация

Для выполнения панно «Полярная сова» заранее подготавливается основа — тонированный лист ватмана, на котором изображены звездное небо и луна. На основу также наносится контур совы. Кроме основы, для выполнения работы потребуется белая писчая бумага, клей, золотистая фольга (для глаз и клюва), лак для волос с блестками.

«Пушистыми» должны быть перья совы. Для изготовления перьев лист белой бумаги складывают пополам и делят по линии сгиба на две части способом обрывания бумаги. Получившиеся прямоугольники этим же способом делят на шесть примерно одинаковых полосок. Затем из полосок бумаги готовят «распушенные перья»: с длинной стороны полоски дети выполняют надрыв, не доводя его до другой стороны. Надорванные полоски нужно «распушить», закрутив на карандаш. Перья наклеивают на основу, промазывая клеем не надорванную часть полоски. Каждое следующее перо располагается под уже наклеенным. Готовое панно покрывают лаком для волос.

В подобной технике можно выполнить работы «Лохматый пес», «Пушистый котенок», «Курочкарябушечка» и др. Они прекрасно впишутся в интерьер детского сада.

Аппликации, выполняемые подобным способом, учат детей смелее действовать с бумагой — складывать, обрывать, надрывать, закручивать на карандаш. Все эти движения являются своеобразной гимнастикой для обеих рук и способствуют развитию ручной умелости.

Елена ЖЕЛЕЗНОВА,
воспитатель, г. Канск

 

Рейтинг@Mail.ru