Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2007

ЛАБОРАТОРИЯ

Два в одном, или

Сколько воспитателей нужно ребенку?

Каждый день детей в группе встречает воспитательница. После обеда ее сменяет другая. И каждое утро по дороге в детский сад малыш спрашивает: «Мама, а кто у нас сегодня будет?» Нередко одно имя вызывает радость, другое — разочарование и уныние. А случается — и бурный протест: «Сегодня — не пойду!»

Дети разборчивы в своих пристрастиях. Но детский сад еще оставляет им выбор, пусть — весьма условный. Начальная школа — нет. В начальной школе ребенок будет иметь дело с одним педагогом, будет любить его «на новых основаниях» — как свою первую учительницу — и принимать его мнение и оценки как истину в последней инстанции.

Психологи скажут, что такое положение вещей имеет серьезные основания.

Дети консервативны в своих привычках. Это не хорошо и не плохо. Это обеспечивает им представление об устойчивости мира и задает параметры отношений с окружающими. Малыш не может учиться ходить в центрифуге. Для этого ему нужно ощущение твердой поверхности под ногами и опора для рук. При освоении новых социальных шагов требуется нечто подобное. Количество взрослых вокруг ребенка постепенно расширяется. Кто-то из них исчезает из его жизни, кто-то, наоборот, добавляется. Но главный человек для ребенка — мама. Этот человек был, есть и будет. Мама — залог надежности мира и благосклонности мира к нему.

Попытка присвоить первому учителю титул «вторая мама» кажется опасным. Но он эксплуатируется. В силу того, что учитель начальной школы — некий залог благосклонности школьного мира по отношению к первокласснику или второкласснику. И у него, по мнению создателей концепции «первого учителя», должно хватать сил любить своих учеников, задумываться над ними, понимать их, вдаваться в подробности их жизни и принимать во внимание их настроение. Вальдорфская педагогика идет еще дальше. Она оставляет детям «главного» учителя до наступления подросткового возраста — до начала кризиса в отношениях с родителями. Только тогда, считают вальдорфцы, дети готовы к переходу на предметную систему. Только тогда они будут психологически готовы выбирать себе взрослого лидера из предметников.

Но есть и альтернативная точка зрения. Маленькие дети слишком склонны привязываться ко взрослым, слишком легко попадают под чужое влияние и принимают чужую точку зрения. А они должны знать, что на один и тот же предмет можно взглянуть по-разному, с разных сторон. Поэтому слишком долгое присутствие одного учителя в жизни ребенка опасно. Оно жестко программирует восприятие окружающего. К тому же такое присутствие создает сильную эмоциональную зависимость. Хорошо, если в ее основе — приятие и понимание.
А если взрослый недолюбливает ребенка? Не чувствует его достаточно тонко? Он ведь живой человек. Значит, эти взаимоотношения и лягут в основу опыта человеческого общения малыша? Это наверняка повредит его самооценке, чувству собственного достоинства, ощущению полноценности. Поэтому, рассуждают американские психологи, нужно создавать как можно более гибкую систему взаимодействия между детьми и педагогами. От класса к классу дети должны переходить к новому учителю. А иногда — и в новый классный коллектив, чтобы не тащить за собой хвост устойчивых оценок и стереотипов восприятия себя другими.

К тому же учитель, много лет работающий в первом классе или в третьем, гораздо лучше знает тонкости программы, ее подводные камни, типичные сложности, возникающие у детей, чем тот, что сегодня работает с малышами, а завтра — с четвероклассниками.

К чему весь этот разговор?

А вот к чему.

Мы привыкли: в группе детского сада два сменных воспитателя, «равные в правах и обязанностях». Иногда в работу включены еще и специалисты — один, два, максимум — три. Не мы придумали эту систему. Она задана — как аксиома. С ней связано штатное расписание и зарплаты. Поэтому нам не приходит в голову ее обсуждать. Не приходит в голову искать для нее психологические обоснования или психологические опровержения.

Почему все-таки в начальной школе ребенка учит один учитель, а в детском саду похожим статусом обладают два педагога? Хорошо это или плохо? Действительно ли два педагога в группе «равны»? Нужно ли сохранять такой порядок вещей? А если забыть на минутку о штатном расписании и представить, что мы создаем идеальную модель? Модель, в основе которой — интересы ребенка? Захотим ли мы изменить расстановку сил?

Это вопросы, которые требуют ответа. И эти ответы нужно начать искать уже сегодня.

А то, как обычно бывает, грянет какая-нибудь реформа, а мы — не готовы.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru