Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2007

ЛАБОРАТОРИЯ

«Один — за всех» или «все — для одного»?

Что должен делать воспитатель в течение рабочего дня?
Проводить занятия; организовывать игры; учить мыть руки и пользоваться туалетной бумагой; собирать детей на прогулку, причесывать и умывать, следить, чтобы они что­нибудь не то не схватили, не проглотили, куданибудь не провалились; гасить возникающие в группе конфликты; общаться с родителями (что не всегда приятно); готовить праздники. А еще — заботиться о собственном профессиональном развитии, посещать собрания и планерки, писать планы и отчеты, заполнять многочисленные табели и готовиться к аттестации.
Как в анекдоте, где француз, познакомившись со списком многочисленных занятий жены русского друга, в сердцах восклицает: «И с такой лошадью ты спишь?».
Но мы ведем разговор о высоком — о качестве образования. Эти волшебные слова все чаще и чаще звучат сегодня с трибуны представителей Министерства образования. А значит — требуется задуматься: что это такое и как его достигают?

«Мы задумались об этом давно, еще в начале 90х, — рассказывает Ольга Карева, заведующая детским садом № 377 г. Самары. — И поняли: как бы хороши не были наши воспитатели, объять необъятное невозможно. Не может тот же самый человек решать одинаково качественно и воспитательные вопросы, и проводить занятия. Ведь к занятиям надо готовиться. И серьезно готовиться.
А обеспечение траектории индивидуального развития ребенка — это совсем другая работа. Она тоже требует от педагога огромных вложений души и времени, размышлений и придумывания. Так что мы в своем детском саду развели функции преподавания и собственно педагогической деятельности».

Детский сад Ольги Каревой очень большой, включает два здания, двадцать групп. Поэтому и штатное расписание внушительное. А значит — есть возможности для модификаций. Этим административная команда сада и занялась в первую очередь: проанализировали список наличествующих должностей и «перетряхнули». Убрали «лишних» прачек и поваров, совместили функции дворников и сторожей и сумели выделить лишние ставки на специалистов.
В результате педагоги в детском саду делятся на две группы — специалисты, работающие со всеми детьми сада по принципу кабинетной системы, и собственно воспитатели, которые фронтальных занятий не ведут, а занимаются с детьми другими видами деятельности — играют с ними, выполняют индивидуальные задания, обучают навыкам самообслуживания. То есть являются своеобразными тьюторами, такими «освобожденными классными руководителями», только в дошкольном варианте. Их функции на занятиях — ассистентские. Но не в смысле «подай — принеси», а в смысле оказания направленной помощи некоторым детям, у которых возникают сложности в решении поставленных задач.

 «Освобожденные воспитатели работают в тесном контакте со мной, — объясняет психолог детского сада Елена Александрова. — Мы очень серьезно относимся к диагностике и очень основательно ее проводим. На основе диагностических данных разрабатываем траекторию развития каждого ребенка, вычленяем основные его проблемы, которые без педагогической помощи ему трудно будет решить, намечаем необходимые пути сотрудничества с родителями. В результате воспитатели получают своеобразный психологический путеводитель, помогающий им планировать индивидуальную и групповую работу, содержание общения с родителями. Мы считаем, что у нас в детском саду понятия «индивидуальный подход» и «индивидуальная работа» — не просто слова. Это основополагающий принцип, которому подчинена вся жизнь педагогического коллектива».

Родители, судя по рейтингу учреждения, тоже не считают установки команды О.Каревой и Е.Александровой пустыми словами. И большинство из них одобряет «кабинетную систему» обучения. Дети в течение дня видят не только стены своей группы. Как бы уютно там не было, но однообразие утомляет. А переходы из одной комнаты в другую создают необходимую для внимания встряску, рождают эффект новизны. К тому же дети в результате такой «подвижности» научились хорошо ориентироваться в сложно устроенном здании. Да и сам переход — некоторое нелишнее добавление в двигательный режим ребенка.

Сложившаяся в детском саду система работы сегодня устраивает практически всех, кто в нем работает, — и с точки зрения самореализации творческого потенциала, и с точки зрения результативности.

Это не значит, что детский сад обходят стороной общие проблемы дошкольного образования. Но здесь накоплен серьезный потенциал, чтобы во всеоружии встретить любые перемены.

 

Рейтинг@Mail.ru