Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2007

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Продолжение. Начало в № 11, 12, 16, 19, 20, 21/2007

Секреты кукловода

Цикл занятий с перчаточной куклой для дошкольников от пяти лет

Инна ЯРОСЛАВЦЕВА«Секреты кукловода» — серия материалов, в которых читатели знакомятся с некоторыми методами и приемами работы с перчаточной куклой.
Многие из описываемых упражнений можно использовать не только для обучения детей кукловождению, но и на занятиях по изобразительному искусству, по музыке и развитию речи, а также во время индивидуальных занятий и прогулок. Они способствуют совершенствованию мелкой моторики, развитию внимания и воображения, так как в основе данных упражнений лежат универсальные для дошкольного возраста приемы — образ и движение.
Автор материалов — педагог дополнительного образования, лауреат Всероссийского конкурса детских кукольных театров, проводившегося Государственным театром кукол им. С.Образцова, Инна ЯРОСЛАВЦЕВА.

Упражнения и игры для отработки кукольного жеста

Дети научились изображать, как кукла ходит, бегает, прыгает, управлять ее головой и ручками. Теперь наступает этап отработки более «тонких движений»: кукла «учится» жестикулировать.

Особая сложность заключается в том, что жесты куклы должны соотноситься с репликами актера, подчеркивать их, делать «наглядными». В арсенале кукловодов существует набор поз и движений куклы, соответствующих тем или иным фразам.

  • «Здравствуйте!»: кукла слегка опускает голову вниз и выставляет одну руку вперед.

  • «До свидания!»: кукла быстро поднимает и опускает одну руку вверх-вниз.

  • «Да»: кукла слегка опускает голову вниз и поднимает ее.

  • «Нет»: кукла резко поворачивает голову влево-вправо.

  • «Нельзя!»: кукла делает медленные движения одной рукой вверх-вниз.

  • «Пожалуйста»: кукла соединяет руки и слегка наклоняется влево-вправо.

  • «Добро пожаловать!»: кукла разводит руки в разные стороны и поворачивается налево-направо, слегка наклоняясь вниз.

  • «Уходи!»: кукла слегка наклоняется вперед и делает резкие движения одной рукой вверх-вниз.

  • «Иди сюда!»: кукла быстро сгибает и разгибает одну руку.

  • «Тихо!»: кукла слегка наклоняется вперед и прижимает одну руку ко рту.

 Для закрепления умений маленьких кукловодов изображать кукольные жесты можно применять различные игры. Как правило, в таких играх дети разбиваются на пары.

Угадай жест

Одна кукла изображает жест, а другая кукла его угадывает и повторяет.

Повтори цепочку жестов

Одна кукла изображает несколько разных жестов, а другая кукла повторяет их в том же порядке.

Одна кукла изображает несколько разных жестов, а другая кукла повторяет их в обратном порядке.

Зеркало

Одна кукла жестикулирует. Другая кукла — «зеркало» — повторяет («отображает») ее жесты.

Зеркало может быть «кривым». Тогда кукла-зеркало не отображает движения жестикулирующей куклы, а сама жестикулирует. Но ее жесты имеют противоположное значение: вместо жеста, соответствующего слову «Здравствуйте!», кукла изображает жест, соответствующий слову «До свидания!». Вместо жеста для слова «Да» — жест для слова «Нет» и т.п.

Упражнения и игры для отработки кукольной позы

Кроме жестов, можно отрабатывать умение изображать позы куклы.

Повтори позу

Играть могут несколько детей, стоящих в кругу или выстроившихся в линию.

Первый вариант

Куклы весело танцуют под музыку, с окончанием музыки замирают. Педагог указывает, кто из детей начинает игру. Все смотрят на того, на кого указал педагог. Ребенок, стоящий рядом, пытается придать своей кукле такую же позу. За ним — следующий. И так до тех пор, пока все куклы не окажутся в одинаковой позе.
После этого игра повторяется, но ведущим будет уже другой ребенок.

Второй вариант игры

Ребенок, стоящий рядом с ведущим, повторяет позу куклы, а потом его кукла замирает в новой позе. Следующий играющий будет повторять новую позу, а потом придумает свою. И так далее.
Игру можно проводить и без музыки.

Вырази настроение позой

Куклы маршируют под музыку, свободно передвигаясь в разных направлениях. Затем музыка обрывается, и педагог подает сигнал: «Грустно!». Все куклы должны замереть в позах, отражающих грустное настроение персонажа. Затем музыка звучит снова, и куклы возобновляют движение. Педагог произносит слова, отражающие различные эмоциональные состояния: «Весело!», «Испуганно!», «Удивленно!», «Нежно!», «Грубо!» и т.п.

Упражнения с различными предметами

Полезно проводить упражнения для отработки умения куклы манипулировать с различными предметами. Это могут быть флажки, платки, кольца от пирамидки, султанчики, погремушки, мелкие игрушки, маленькие мячики, палочки, ленточки на палочках и другие. Предметы должны быть небольшими по своему размеру, легкими и удобными для захвата рук куклы.

Передай предмет

Первый вариант

Дети с куклами на руках стоят в кругу и под музыку передают друг другу (из одних кукольных ручек в другие) какой-нибудь предмет. Когда музыка прерывается, куклы замирают.
С возобновлением музыки предмет начинают передавать в другую сторону.

Второй вариант

Когда музыка обрывается, куклы замирают и выясняют, у кого в ручках оказался предмет. Обладатель предмета выходит в центр круга, и его кукла танцует под музыку. Затем игра возобновляется.

Собери пирамидку

Ребенок с куклой на руке садится за стол, на котором разложены кольца от пирамидки. Кукла должна своими ручками нанизать кольца на стержень.

Воздушный шарик

Упражнение может проводиться в парах или в мини-группе, когда дети стоят в кругу.

Дети с куклами на руках отбивают кукольными ручками воздушный шарик.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru