Продолжение. Начало в
№ 11, 12, 16, 19, 20, 21/2007
Секреты кукловода
Цикл занятий с перчаточной куклой для
дошкольников от пяти лет
«Секреты кукловода»
— серия материалов, в которых читатели
знакомятся с некоторыми методами и приемами
работы с перчаточной куклой.
Многие из описываемых упражнений можно
использовать не только для обучения детей
кукловождению, но и на занятиях по
изобразительному искусству, по музыке и развитию
речи, а также во время индивидуальных занятий и
прогулок. Они способствуют совершенствованию
мелкой моторики, развитию внимания и
воображения, так как в основе данных упражнений
лежат универсальные для дошкольного возраста
приемы — образ и движение.
Автор материалов — педагог дополнительного
образования, лауреат Всероссийского конкурса
детских кукольных театров, проводившегося
Государственным театром кукол им. С.Образцова,
Инна ЯРОСЛАВЦЕВА.
Упражнения и игры для отработки
кукольного жеста
Дети научились изображать, как кукла ходит,
бегает, прыгает, управлять ее головой и ручками.
Теперь наступает этап отработки более «тонких
движений»: кукла «учится» жестикулировать.
Особая сложность заключается в том, что жесты
куклы должны соотноситься с репликами актера,
подчеркивать их, делать «наглядными». В арсенале
кукловодов существует набор поз и движений
куклы, соответствующих тем или иным фразам.
«Здравствуйте!»: кукла слегка опускает
голову вниз и выставляет одну руку вперед.
«До свидания!»: кукла быстро поднимает
и опускает одну руку вверх-вниз.
«Да»: кукла слегка опускает голову вниз
и поднимает ее.
«Нет»: кукла резко поворачивает голову
влево-вправо.
«Нельзя!»: кукла делает медленные
движения одной рукой вверх-вниз.
«Пожалуйста»: кукла соединяет руки и
слегка наклоняется влево-вправо.
«Добро пожаловать!»: кукла разводит
руки в разные стороны и поворачивается
налево-направо, слегка наклоняясь вниз.
«Уходи!»: кукла слегка наклоняется
вперед и делает резкие движения одной рукой
вверх-вниз.
«Иди сюда!»: кукла быстро сгибает и
разгибает одну руку.
«Тихо!»: кукла слегка наклоняется
вперед и прижимает одну руку ко рту.
Для закрепления умений маленьких
кукловодов изображать кукольные жесты можно
применять различные игры. Как правило, в таких
играх дети разбиваются на пары.
Угадай жест
Одна кукла изображает жест, а другая кукла его
угадывает и повторяет.
Повтори цепочку жестов
Одна кукла изображает несколько разных жестов,
а другая кукла повторяет их в том же порядке.
Одна кукла изображает несколько разных жестов,
а другая кукла повторяет их в обратном порядке.
Зеркало
Одна кукла жестикулирует. Другая кукла —
«зеркало» — повторяет («отображает») ее жесты.
Зеркало может быть «кривым». Тогда
кукла-зеркало не отображает движения
жестикулирующей куклы, а сама жестикулирует. Но
ее жесты имеют противоположное значение: вместо
жеста, соответствующего слову «Здравствуйте!»,
кукла изображает жест, соответствующий слову «До
свидания!». Вместо жеста для слова «Да» — жест
для слова «Нет» и т.п.
Упражнения и игры для
отработки кукольной позы
Кроме жестов, можно отрабатывать умение
изображать позы куклы.
Повтори позу
Играть могут несколько детей, стоящих в кругу
или выстроившихся в линию.
Первый вариант
Куклы весело танцуют под музыку, с окончанием
музыки замирают. Педагог указывает, кто из детей
начинает игру. Все смотрят на того, на кого указал
педагог. Ребенок, стоящий рядом, пытается придать
своей кукле такую же позу. За ним — следующий. И
так до тех пор, пока все куклы не окажутся в
одинаковой позе.
После этого игра повторяется, но ведущим будет
уже другой ребенок.
Второй вариант игры
Ребенок, стоящий рядом с ведущим, повторяет
позу куклы, а потом его кукла замирает в новой
позе. Следующий играющий будет повторять новую
позу, а потом придумает свою. И так далее.
Игру можно проводить и без музыки.
Вырази настроение позой
Куклы маршируют под музыку, свободно
передвигаясь в разных направлениях. Затем музыка
обрывается, и педагог подает сигнал: «Грустно!».
Все куклы должны замереть в позах, отражающих
грустное настроение персонажа. Затем музыка
звучит снова, и куклы возобновляют движение.
Педагог произносит слова, отражающие различные
эмоциональные состояния: «Весело!», «Испуганно!»,
«Удивленно!», «Нежно!», «Грубо!» и т.п.
Упражнения с различными предметами
Полезно проводить упражнения для отработки
умения куклы манипулировать с различными
предметами. Это могут быть флажки, платки, кольца
от пирамидки, султанчики, погремушки, мелкие
игрушки, маленькие мячики, палочки, ленточки на
палочках и другие. Предметы должны быть
небольшими по своему размеру, легкими и удобными
для захвата рук куклы.
Передай предмет
Первый вариант
Дети с куклами на руках стоят в кругу и под
музыку передают друг другу (из одних кукольных
ручек в другие) какой-нибудь предмет. Когда
музыка прерывается, куклы замирают.
С возобновлением музыки предмет начинают
передавать в другую сторону.
Второй
вариант
Когда музыка обрывается, куклы замирают и
выясняют, у кого в ручках оказался предмет.
Обладатель предмета выходит в центр круга, и его
кукла танцует под музыку. Затем игра
возобновляется.
Собери пирамидку
Ребенок с куклой на руке садится за стол, на
котором разложены кольца от пирамидки. Кукла
должна своими ручками нанизать кольца на
стержень.
Воздушный шарик
Упражнение может проводиться в парах или в
мини-группе, когда дети стоят в кругу.
Дети с куклами на руках отбивают кукольными
ручками воздушный шарик.
Продолжение следует |