Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2007

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Елена КАБАЛЁНОВА,
Татьяна ТРОШКОВА

Как помочь воспитателю пройти аттестацию

Организация методического и психологического сопровождения аттестуемого

Детский сад «Елочка», г. Новый Уренгой

ВВЕДЕНИЕ

Аттестация педагогических кадров — очень важная процедура в оценке профессионализма и качества их работы. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

Определенного внимания заслуживает мнение юриста А.П. Жирова о понятии аттестации как правовой категории. К аттестации он относит установленную государством форму периодической проверки специальной, трудовой правоспособности определенной категории работников и качество выполнения ими своей трудовой функции с целью установления соответствия аттестуемого занимаемой должности, повышения им профессионально­делового и моральнополитического уровня, а также содействие администрации в улучшении подбора и расстановки кадров. Именно с этих позиций следует подходить к оценке аттестации в свете новейшего законодательства.

Такое назначение аттестации установлено Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приложение к приказу Минобразования России от 26.06.2000 г. № 1908).

Выделим актуальность данной темы: аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образованием. Ей отводят различное место в структуре управления:

— процесс стимулирования персонала к эффективной профессиональной деятельности (Т.Е. Ковина);
— управленческий инструмент оценивания (С.Г. Молчанов);
— механизм внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н.В. Эмануилова);
— кадровый ресурс обеспечения системы образования.

Вместе с тем необходимо выделить ряд проблем, существенно осложняющих процедуру аттестации, среди них:

1. Недостаточный учет психологических факторов, влияющих на проведение аттестации. Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации. Кроме того, педагоги болезненно относятся ко всякого рода вмешательству в свою профессиональную деятельность, к оценке их труда.

2. Непонимание отдельными руководителями своей роли в стимулировании роста квалификации, развитии профессиональной компетентности педагога и, как следствие, выбор для себя в ходе подготовки и проведения аттестации педагогических кадров позиции стороннего наблюдателя.

3. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых. Недостаточно четко формулируются цели, задачи и методы работы с педагогами: кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога.

Для успешного решения этих задач была разработана модель взаимодействия администрации в лице заместителя заведующего по воспитательно­методической работе (далее читать — «методист») и педагогапсихолога дошкольного образовательного учреждения с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

Перед нами встали вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

Для себя мы выделили ряд задач, решение которых осуществлялось пошагово:

Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривалась нами как система, обеспечивающая развитие профессионала и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.

Второй шаг — определение принципа текущего, повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.

Третий шаг — построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого, где акцент в проведении аттестации смещен на межаттестационный период.

Модель данной деятельности была разработана и апробирована в педагогическом коллективе муниципального дошкольного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад “Елочка”», г. Новый Уренгой.

Современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подбору, подготовке, организации деятельности кадров, но и их оценке. Это становится фактором повышения роли аттестации как важнейшей организационноправовой формы оценки профессионального труда работника.

Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебновоспитательного процесса, требуют существенных изменений в целях, методах и технологиях работы методической и психологической службы учреждения.

Все большее значение придают сегодня сами педагоги повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности.

Практика показывает, что к аттестации педагоги относятся поразному. По данным опроса дошкольных работников г. Новый Уренгой, среди положительных сторон аттестации они отмечают повышение оплаты труда, возможность проявления творческой инициативы, повышение профессиональной компетенции, продуктивности педагогического труда.

В данных методических рекомендациях предлагается модель взаимодействия заместителя заведующего по воспитательно­методической работе (далее читать — «методист») и педагогапсихолога с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

Модель нашей деятельности предполагает использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследования, обучения и практическое решение.

Эта работа ведется в три этапа:

— подготовительный этап;
— «Партнерство»;
— этап проведения и анализа аттестации.

Рассмотрим более подробно этапы работы.

ЭТАПЫ АТТЕСТАЦИИ

Первый этап — подготовительный

Цель подготовительного этапа: формирование у аттестующегося представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.

Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых будет способствовать эффективной организации аттестационного процесса:

1. Четко определенные цели участников образовательного процесса по отношению к аттестации:

— Заведующий учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;
— Методист организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем;
— Педагогпсихолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.

Психологопедагогическое сопровождение аттестуемого на подготовительном этапе

— Аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность;
— Эксперт проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным крите­риям.

2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что особенно важно для установления доверительных отношений с педагогом.

3. Составление плана методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа (Приложение 1) и анкетирования (Приложение 2).

4. Комплектование банка нормативноправовой базы аттестации и банка методических идей.

5. Оформление документов, необходимых педагогу для участия в аттестации.

На этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и их уточнение относительно заявленной категории и анализирует собственную деятельность за некоторый период (но не более 5 лет).

Требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий см. в Приложении № 2–3 Приказа Государственного комитета РФ по высшему образованию и Министерства образования РФ от 14.12.1995 г. № 622/1646.

В нашем учреждении довольно четко отработан механизм оценки профессиональных и личностных возможностей каждого педагога учреждения (Приложение 1).

Второй этап — «Партнерство»

Цель данного этапа: информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых.

Работа на данном этапе проводится в нескольких направлениях:

1. Диагностическое направление, которое позволяет дать объективную оценку педагогической деятельности, выявить уровень воспитательно­образовательной работы. На основе проведенного психолого­педагогического анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.

Оценка деятельности педагога представляет собой сложный интегральный показатель, включающий в себя отражение целой совокупности факторов. Данная оценка должна соответствовать следующего рода требованиям (Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина):

— объективность (предполагает оценку педагога по конечному результату его деятельности);
— универсальность (предложенные критерии должны быть применимы для педагога ДОУ);
— точность (строгое соблюдение определенных правил при оценивании педагогов);
— надежность (требует проверки выдвинутых критериев на практике);
— гибкость (наряду с жесткими показателями оценка должна включать интегральные критерии, позволяющие развивать приоритетное направление работы педагога);
— своевременность.

С нашей точки зрения комплексная оценка деятельности педагога — это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентаций, профессиональных установок и профессионально важных личностных качеств, направленный на решение педагогических задач, гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов профессионального роста и психолого­педагогической экспертизы.

Результаты диагностики становятся исходным пунктом для развивающей деятельности, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между диагностикой и развивающей деятельностью опосредованная, она преломляется через функцию психолого­педагогического анализа.

Итак, главная задача нашей деятельности — не в том, чтобы дать педагогу экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению своих профессиональных проблем. Только от желания самого педагога зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации. Для роста педагогического мастерства и развития педагогических способностей педагогов мы взяли за основу по рекомендации А.К. Марковой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности:

— педагогические способности: коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;
— профессиональные знания: методики преподавания, знания педагогики и психологии;
— гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы;
— педагогическая техника: умение управлять собой, умение взаимодействовать.

2. Развивающее направление. Это создание рациональной системы мероприятий, которая воздействует на работу педагога через:

— внесение поправок и устранение недочетов;
— обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности.

Психологопедагогическое сопровождение аттестуемого на этапе «Партнерство»:

— расширение знаний в области педагогики, психологии и смежных дисциплин;
— повышение уровня профессионализма и психологической компетентности;
— создание условий для возможности проявления творчества, новаторства и вовлечение педагога в исследовательскую, экспериментальную деятельность;
— развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;
— формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.

Система мероприятий, проводимых в рамках модели, на данном этапе направлена на достижение педагогом цели своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах.

Здесь главным для нас является реализация индивидуального подхода, создание условий для успешного восхождения по «лесенке профессионального мастерства» (Приложение 3).

Особенности индивидуальной работы с педагогом зависят от уровня его самооценки и стажа педагогической деятельности. Самооценка подразумевает оценку своей деятельности, положения в коллективе и своего отношения к членам коллектива. От нее зависит активность личности и стремление к самосовершенствованию. Педагогический стаж, особенности профессионально­педагогической деятельности оказывают непосредственное влияние на становление педагога как профессионала. Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее эмоциональное состояние.

На этом этапе мы также стараемся учесть те условия, которые необходимы для обеспечения профессионального выполнения развивающей функции воспитателя с учетом современных требований. Под развивающей функцией мы понимаем деятельность педагога, направленную на научно обоснованное (психологически оправданное) стимулирование психического развития дошкольников, которое базируется на совокупности специальных условий, методов и средств (психодиагностических и развивающих), а также собственной позиции педагогапрофессионала. Профессиональное выполнение развивающей функции обеспечивается содержанием знаний, умений и профессионально­личност­ных качеств.

Определяя сущность и содержание развивающей функции, мы проанализировали имеющиеся позиции по данной проблеме.

Авторы, говоря о данной функции, в первую очередь подразумевают деятельность педагога, направленную на развитие умственных способностей, познавательной активности и самостоятельности (Е.В. Петрова, В.В. Богословский, О.В. Лешер и др.). При этом отмечается тесная связь обучения и развития.

Развивающее воздействие педагога нацелено на всю личность ребенка в целом. А.А. Реан и Я.Л. Коломинский считают, что образовательное учреждение как социальный институт должно осуществлять развитие детей в следующих направлениях:

— развитие интеллекта;
— развитие социальной сферы;
— развитие устойчивости к стрессам;
— развитие уверенности в себе и самопринятия;
— развитие позитивного отношения к миру и принятия других;
— развитие мотивации, самоактуализации, самосовершенствования.

Таким образом, наиболее перспективными и оптимальными с точки зрения современных педагогических ценностей являются условия, в которых упор делается на развитие всех сторон личности ребенка. Эти ценности и определяют требования к знаниям, умениям и профессионально­личностным качествам педагогов нашего учреждения. Для этого нами были выделены основные критерии психологического и методического анализа деятельности аттестуемого педагога (Приложение 4).

Коррекционное направление предполагает профессиональную поддержку и оказание помощи аттестуемому в преодолении проблем:

— формирование у педагога интереса к практической психологии;
— предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности;
— формирование способности к восприятию нового;
— коррекция нарушений личностных дисгармоний и мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, и т.д.

Реализация данного направления включает проведение педагогом­психологом и методистом: занятий по компьютерной программе антистрессовой подготовки «ИБИС» (игровое биоуправление и саморегуляция, научнопроизводственная фирма «АМАЛТЕЯ», СанктПетербург); психологического тренинга, индивидуального консультирования, решений педагогических задач, заполнения карты готовности педагога к аттестации.

Показателями эффективности нашей работы на этапе «Партнерство» являются:

— повышение психолого­педагогической компетентности педагогов;
— улучшение эмоционального самочувствия педагогов;
— снятие напряжения и чувства дискомфорта;
— создание наиболее комфортных условий для развития всех сторон личности ребенка.

Третий этап — проведение и анализ аттестации

На этом этапе определяются цели и задачи по представлению аттестующимся результатов своей педагогической деятельности экспертной группе. Здесь проходит обобщение педагогического опыта, вынесение итогового решения экспертов и заполнение аттестационного листа. Председатель аттестационной комиссии объявляет итоговую оценку с выводами о педагоге как о специалисте с точки зрения организации воспитательно­образовательной работы с детьми, родителями, коллегами, и как о личности, обладающей определенными качествами.

Как оценить нашу деятельность? Как проследить рост профессионально­личностных качеств педагога?

План психолого­педагогического сопровождения аттестуемого на этапе проведения и анализа аттестации

Содержание

Участники

Результат

Заместитель заведующего по ВМР

Педагогпсихолог

Проведение аттестации внутри ДОУ

Изучение документов, приложений, результатов анкетирования.

Проведение аттестации на основе выбранной формы (просмотр открытого занятия, собеседование, экзамен)

Составление экспертного заключения.

Аттестация педагогов ДОУ.

Повышение уровня научнометодической культуры педагогов

Мы для себя выделили несколько критериев:

1. Анализ прохождения аттестации педагогами учреждения.
2. Участие педагогов в городских, окружных и российских мероприятиях.
3. Изучение профессионального самопознания педагогов.
4. Изучение достижений педагога — Лестница Мастерства.
5. Изучение социально­психологического климата в коллективе.
6. Качество подготовки дошкольников к начальному школьному обучению.

Анализируя результаты, можно отметить, что на протяжении последних лет в коллективе сохраняется благоприятный социально­психологический климат. Практика показала, что внедрение модели методического и психологического сопровождения педагогов в период аттестации создает условия веры педагога в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов. За четыре года в учреждении прошли аттестацию примерно 76% педагогов, из них подтвердили свою квалификационную категорию 34%, повысили — 38%.

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества проходило:

— на уровне образовательного учреждения через открытые занятия (8), семинары (4), конференции (2), «круглый стол» (2), выпуск журнала для педагогов ДОУ — методический вестник «С думой о детях» (10);

— на муниципальном уровне через открытые занятия (4), семинары (1), консилиум (1), «круглый стол» (4), городскую творческую группу педагогов­психологов (1), руководство городским мастерклассом (1) и городским методическим объединением педагогов­психологов (4), телевизионные программы: «Игра в жизни дошкольника»; Проект «Волонтерская бригада»;

— на региональном уровне: научнопрактическая конференция «Психологическое сопровождение образовательного процесса» (1), «круглый стол» «Детство, материнство, семья» в рамках форума женщин Ямала на тему «Мы за будущее в ответе» (1);

— на федеральном уровне: фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (4), Всероссийская заочная научнопрактическая конференция «Модернизация системы профобразования на основе регулируемого эволюционирования», национальная научнопрактическая конференция федерации психологов России, научнопрактическая интернетконференция «Психология и семья».

С целью оказания всесторонней помощи детям дошкольного возраста происходит тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ (администрацией, медицинскими работниками, педагогом­психологом, воспитателем по изобразительной деятельности, инструктором по физической культуре, учителемлогопедом и др.); специалистов городских психолого­педагогических служб (ПМПК, городское общество психологов, социально­реабилитационный центр «Садко», Центр социально­психологической помощи детям, подросткам и молодежи Управления семейной и молодежной политики, медицинскими психологами МГМБ).

Итак, в своей работе мы всегда следуем утверждению: если в педагогическом процессе нам удастся создать условия веры педагога в себя, в свои силы, то педагог сам будет выбирать профессионально­личностные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить к своей цели по Лестнице Мастерства; оптимальной будет и позиция педагога, ориентированного на успех, что позволит обеспечить рост личностных достижений ребенка.

И в заключение хочется отметить, что представленная модель методического и психологического сопровождения аттестуемого устраняет несогласованность действий различных субъектов аттестации, гарантирует осознанность включения аттестующегося педагога в экспертизу и делает его полноправным субъектом, гарантирует объективность аттестационных решений о присвоении квалификационной категории.

Такой подход к аттестации педагогических кадров внутри учреждения позволяет избежать многих проблем в организации педагогического процесса, повысить качество образования и мастерство наших педагогов.

Список литературы

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. М.: Книголюб, 2004.

3. Борисов В.Н., Ковалев О.Г. и др. Психологическая подготовка педагогической деятельности.
М.: Книголюб, 2002.

4. Воронина Г.Л. Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы развития/ Материалы окружного научнопрактического семинара, г. Новый Уренгой, 26–30 ноября 2002 г. Ч. 1, 2. Салехард: ЯНОИПКРО, 2003.

5. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М.: Издво «Скрипторий», 2005.

6. Дьяченко О.М. и др. Психолог в дошкольном учреждении. М.: Издво «ГНОМ и Д», 2002.

7. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей.
М.: УЦ «Перспектива», 2000.

8. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. СПб.: Питер, 1997.

9. Каплунович Т.А., Гусев А.Г. и др. Моделирование и экспертиза педагогического опыта: Монография. В. Новгород: НРЦРО, 2001.

10. Каплунович Т.А., Федорова Е.А. Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации кадров: Учебное пособие. В. Новгород: НРЦРО, 2003.

11. Кирова Т.Ф., Федорова Е.А. Вариативные модели аттестации педагогических работников: Научно­методические рекомендации. В. Новгород: НРЦРО, 2002.

12. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

13. Крылова М.Б. Аттестация. Аттестация? Аттестация! Система внутришкольной методической учебы педагогов. // Завуч, 2004, № 1, с. 82.

14. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ. М.: Издво «Скрипторий», 2003.

15. Шебанова Е.М. Аттестация педагогических кадров. М.: Издво «Астрель», «АСТ», 2003.

16. Шурова Н.В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей ДОУ. // Психолог в дет­ском саду, 1999, № 1, с. 82.

Приложение 1

Карта самоанализа аттестуемого (на основе профессиограммы А.К. Марковой)

Ф.И.О. педагога_________________ Дата проведения ___________

 

Параметры

Самооценка педагога

Испытываю затруднения

Владею хорошо

Владею на уровне обобщения опыта

I

1

Уровень квалификации:

Знания (педагогики, возрастной психологии, психогигиены, основ психодиагностики, валеологии и др.)

 

 

 

2

Нормативно­правовые документы

 

 

 

3

Применение педагогических технологий:

 

 

 

Комплексные программы («Типовая», «Радуга» и др.)

 

 

 

Парциальные программы («Наш дом — природа» и др.)

 

 

 

Региональные программы («Север» и др.)

 

 

 

Индивидуальные программы (личная или коллег)

 

 

 

Коррекционно­развивающие программы и технологии («Чудеса на песке» и др.)

 

 

 

4

Изучение прогрессивного опыта коллег

 

 

 

II

1

Профессиональный уровень:

Выбор оптимальных методов и средств воспитания и обучения дошкольников

 

 

 

2

Дифференцированный подход к детям:

— талантливые
— одаренные (дети с уровнем развития выше среднего)
— дети, соответствующие норме развития
— «проблемные» дети

 

 

 

3

Умение организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты внедрения методической разработки

 

 

 

4

Использование:

— наглядности
— ТСО, КСО

 

 

 

5

Умение организовывать предметно­развивающую среду в группе

 

 

 

6

Умение организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка:

— со взрослыми
— со сверстниками

 

 

 

7

Умение сотрудничать:

— с родителями
— со специалистами ДОУ

 

 

 

 

8

Использование своего творческого потенциала в педагогической деятельности

 

 

 

 

9

Умение проводить самоанализ учебновоспитательной деятельности

 

 

 

 

10

Умение формулировать вопросы проблемного характера, создавать проблемные ситуации в обучении

 

 

 

III

1

Уровень продуктивности:

Диагностическая деятельность (знание и умение применять элементарные методы диагностики)

 

 

 

Примечание: При заполнении диагностической карты в соответствующие клетки ставится знак «+».

______________________________________ /подпись педагога/

Приложение 2

Анкета для педагогов

Для того чтобы максимально подготовить вас к процедуре аттестации, просим ответить на предложенные вопросы:

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

1. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений вы отдали бы при этом большее предпочтение в первую, вторую… очередь (укажите номер):

— самообразование
— семинар­практикум
— творческие группы
— курсовая переподготовка
— аттестация
— открытые просмотры, конкурсы

2. Перечислите положительные и отрицательные стороны аттестации:

___________________________________________________________________________

3. Какие затруднения вы испытываете в организации воспитательно­образовательного процесса

___________________________________________________________________________

4. Какие пособия, материалы и литература вам необходимы ____________________________

5. Связываете ли вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии ___________________________________________________________

6. По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы усовершенствовать свои знания в первую, вторую… очередь (укажите номер):

— научнотеоретическая подготовка
— методическая подготовка
— психолого­педагогическая подготовка
— нормативноправовая база
— другое (укажите)

Приложение 3

Этапы сопровождения аттестуемого

Этапы

Цель

Задачи

Методы работы

Блок 1. Диагностическая
деятельность

Всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя

Изучение теоретических знаний воспитателя

— Опрос.
— Анкетирование.
— Самоанализ педагогических знаний

Изучение специальных умений и навыков воспитателя

— Наблюдение.
— Интервью с педагогом.
— Посещение и анализ занятий с детьми.
— Самоанализ педагогической деятельности.
— Психологический анализ педагогической деятельности

Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств воспитателя

— Психологическое тестирование: опрос, проективные методики, наблюдение (Фландерс), тесты

Блок 2. Развивающая деятельность

Обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства воспитателя по всем показателям его деятельности

Расширение знаний основ педагогики и психологии

— Лекции.
— Консультации.
— Семинары.
— Тренинги.
— Сообщения

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности педагога

— Информирование педагога о возможностях его профессионального роста.
— Презентация педагогического опыта.
— Курсы повышения квалификации.
— Психологопедагогические семинары.
— Тренинги.
— Консилиумы.
— Методические объединения.
— Видеотренинги профессионально­педагогического общения.
— Посещение занятий психологом и методистом с последующим их обсуждением с педагогом

Создать условия, дающие воспитателю возможность проявить творчество, новаторство

— Мастер­класс.
— Конкурсы профессионального мастерства.
— Педагогические мастерские.
— Творческие проектные группы.
— Информирование о деятельности педагога в ДОУ

Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога

— Тренинги личностного роста.
— Индивидуальные консультации

Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями; администрацией и коллегами по работе

— Тренинги.
— Индивидуальноконсультативная помощь.
— Коммуникативные тренинги.
— Групповые формы организации досугов по интересам

Блок 3. Коррекционная деятельность

Оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем

Формирование у педагогов интереса к практической психологии

— Цикл лекций, консультаций, бесед о практической психологии, имеющих увлекательный характер.
— Организация занятий, дающих практический опыт психологической самопомощи

Предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию нового

— Ролевая игра.
—  Психогимнастика.
— Чтение литературы.
— Педагогические игры

Профессиональная поддержка и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем

— Групповая дискуссия.
— Чтение литературы.
— Разбор педагогических ситуаций

Мобилизация скрытых психологиче­ских ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение
проблем

— Интимноличностное консультирование.
— Проективное рисование.
— Домашняя работа (ведение дневниковых записей)

Коррекция нарушений личностных дисгармоний

— Психодрама.
— Проективное рисование.
— Психогимнастика.
— Психотехнические игры и упражнения.
— Музыкотерапия.
— Компьютерная программа «ИБИС» (игровое биоуправление и саморегуляция), автор — М.Б. Штарк

Приложение 4

Критерии психолого­педагогического анализа деятельности педагога

Критерии

Участники

Заместитель заведующего по ВМР

Педагогпсихолог

1

Подготовка к
мероприятию

Умение планировать работу с детьми, ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности

Создание мотивации у детей (формирование положительного отношения к новой теме)

Отбор содержания учебного материала, необходимого для реализации поставленной цели

Специально планирует коммуникативные задачи

Проведение предварительной работы

Готовность помещения к началу мероприятия. Санитарногигиенические нормы

Учет познавательных интересов и потребностей детей

2

Содержание
мероприятия

Умение удерживать образовательную задачу. Целесообразность упражнений, заданий, учебного материала

Создание эмоционально­положительного фона на занятии

Развивающая сторона (познавательная активность)

Развивающая сторона (познавательная и эмоционально­волевая сфера)

Учитывает возрастные, индивидуальные особенности и интересы детей

Инновационность: степень новизны, проблемности и привлекательности

Структура мероприятия: рациональное распределение времени между его частями. Логичность и содержательность мероприятия

3

Выбор средств (приемы,
используемые педагогом)

Способствуют учебной обстановке: соответствуют поставленным целям и задачам; несут стабильную учебную нагрузку

Способствуют созданию комфортного микроклимата: обстановка доверия, психологической безопасности. Дети открыты для общения и развития

Уровень владения методами и средствами

Использование психолого­педагогических технологий

Использование наглядного, дидактического и дополнительного материала (информативноиллюстративного, ТСО) позволяет поддерживать интерес детей к теме

Использование «подвижного способа»

Способствует развитию психических процессов

4

Продуктивность

Побуждение детей к самоанализу. Применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор

Умение создавать условия для творческой активности. Использование творческих заданий

Продуктивная деятельность педагога

Продуктивная деятельность детей

Умение анализировать продукты детской деятельности. Подведение итогов мероприятия

5

Взаимодействие
педагога с детьми

Демократический стиль общения воспитателя с детьми (система Фландерса)

Формирование нравственных качеств у детей

Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей. Умение целенаправленно организовывать общение и управлять им. Умение разрешать конфликтные ситуации в детском коллективе

Речевая среда: преобладание речи детей, свободное общение в рамках темы. Принятие и использование представлений и высказываний детей

Педагог исходит из ценности личности каждого ребенка, ориентирован на поддержку. Динамичен и гибок в общении, легко замечает и разрешает проблемы

6

Личность педагога

Имеет устойчивую профессионально­педагогическую направленность. Имеет позитивную «Яконцепцию», спокоен и уверен

Способность к импровизации. Стремление к творческому поиску решения профессионально­педагогических проблем

Владение педагогическим тактом. Умение управлять своим поведением

Владение педагогической рефлексией, направленной на прогноз и оценку эффектов собственной педагогической деятельности

Сформированы профессионально значимые личностные качества (классификация А.К. Марковой)

Рейтинг@Mail.ru