Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2007

РАБОЧИЙ СТОЛ

Познакомимся с иглой!

Занятие по ручному труду для детей от пяти лет

Некоторые задачи:

1) познакомить детей со швейной иглой;
2) расширить знания детей о швейных принадлежностях (булавки, наперсток).

Материалы для занятия:

шнурки и простейшие трафареты для шнуровки, позволяющие отрабатывать движения для освоения швов;
шнурки и наборы предметов для нанизывания по принципу изготовления бус;
выставка работ по вышивке;
крупный муляж иглы;
толстые нитки;
наперсток;
лоскут толстой ткани;
фонограмма народной мелодии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с интересным предметом. Попробуйте отгадать, что это за предмет:

Нос стальной,
Хвост льняной,
Шьет, вышивает,
Что сошьет, надевают!

Дети: Иголка.

Воспитатель: Конечно, это швейная игла (показывает муляж иглы). Игла — рукодельница! Сколько чудесных, красивых работ выполнено с ее помощью (обращает внимание на выставку работ: вышивание гладью, крестиком). При помощи иголки и шьют, и вышивают, и штопают, и пришивают. Как вы думаете, что можно пришивать?

Дети: Пуговицы, карманы, бисерные украшения.

Воспитатель: Верно. Давайте посмотрим, как устроена игла. (Предлагает детям рассмотреть муляж.) Сама игла похожа на тонкий стержень. У стержня есть кончик. Его называют острие. Потому что он очень острый. Сказки приписывали игольному кончику волшебную силу. Попробуйте вспомнить сказку, в которой игла была хранительницей страшного сокровища.

Дети вспоминают, что на кончике иглы хранилась смерть Кощея Бессмертного. Ивануцаревичу нужно было раздобыть эту иглу и сломать у нее кончик.

Сама игла тоже обладала магической силой и в злых руках могла стать страшным оружием. Она могла «зашить память» человека. В старой сказке «Финист — Ясный сокол» колдунья втыкает иглу в волосы доброго молодца, и он забывает свою невесту. Чтобы освободить жениха от заклятия, девушке пришлось отыскать эту иглу. А это очень трудно. Ведь игла тонкая, незаметная. Недаром, если поиски какой­нибудь вещи бесполезны, говорят: «Это все равно как искать иголку в стоге сена!» Почему так говорят? (Дети пытаются объяснить значение выражения.)
А это угольное ушко. У столов есть ножки, у дверей и сумок — ручки. А у иглы — ушко. Как вы думаете, почему эту дырочку так назвали?

Дети предлагают свои версии. Педагог обращает внимание на разницу ударений в словах «у/шко» и «ушко/».

Воспитатель: Для чего игле ушко? (Ответы детей.) Верно, сюда вдевается нитка. Ведь игла без нитки ничего не может: разве что дырочки прокалывать. Иногда в народе про каких­нибудь двух людей говорили: «Ходят, как ниточка за иголочкой». Как вы думаете, что имелось в виду? (Дети высказывают свои предположения.) Быть, как нитка с иголкой, означало быть вместе, следовать друг за другом, не разлучаться.
Вдевать нитку в иголку — особое умение, оно требует сноровки. Кто хочет попробовать себя в этом деле?

Воспитатель приглашает нескольких детей попробовать вдеть нитку в ушко иголкимуляжа.

Воспитатель: Видите, как это непросто! А ведь нужно вдеть нитку в совсем крошечное отверстие. Но вы обязательно этому научитесь!
Но не только нитка помогает иголочке справляться с работой. Есть у нее и другие помощники. Отгадайте загадку: «Два кольца, два конца, посередине гвоздик». Что это?

Дети: Ножницы!

Воспитатель: Конечно, ножницы. Что с помощью ножниц делают?

Дети: Режут ткань, обрезают нитки.

Воспитатель: А еще иголочке помогают булавочки. Они ловко скрепляют между собой детали. Ведь, прежде чем их сшивать, нужно наметить, что и как делать. (Воспитатель показывает, как можно скрепить детали с помощью булавок.) Есть у иглы и еще один помощник — вот такой колпачок. Может быть, кто­нибудь из вас знает, как такой колпачок называется?

Дети: Наперсток.

Воспитатель: Верно, наперсток. Слово наперсток происходит от старинного слова перст. Так раньше называли палец. В одной сказке А.С. Пушкина есть такая фраза: «И постукивать ногами, и пощелкивать перстами». Для чего нужен наперсток? Он проталкивает иголочку вперед, когда ткань очень плотная, и нужно на иголку сильно надавить.

Воспитатель приглашает двухтрех детей, предлагает им надеть наперсток и осторожно надавить на иглу, которую нужно пропустить через толстую ткань. Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: Вот видите: и нитку в иглу вдевать трудно. И в наперстке работать с непривычки непросто. А искусные мастерицы с этим справляются. Они даже при плохом свете, почти на ощупь шить могли. Ведь в деревенской избе света было совсем мало. Особенно зимой, когда рано темнело, а электрическую лампочку еще не придумали. И ведь не только шили, а еще и пели, работая. Хотите тоже попробовать работать под песню?

Дети: Да!

Воспитатель раздает детям трафареты для шнуровки и шнурки.

Воспитатель: Представим себе, что жесткий кончик шнурка — это иголочка. Она тянет за собой ниточку. Будем продевать нитку в отверстия. Вот так.

Показывает, как надо шить швом «вперед иголку».
Включается фонограмма. Дети пробуют работать и петь. Можно петь и без музыки — как действительно пели в старину. Но это сложно. Для детей нужны ритмические ориентиры, позволяющие согласовывать разные по характеру действия — работу со шнурком и пение.

Воспитатель: Молодцы. Хорошо у вас получилось. Давайте еще раз посмотрим на вот эту иглу. Как вы думаете, из чего она сделана? (Ответы детей.) Современные иглы сделаны из металла.
Но в древние времена металлических иголок не было. Из чего их можно было делать, как вам кажется? (Ответы детей.) Основным занятием древних людей была охота. И первые иглы делались из тонких костей животных. Это были костяные иглы. Ушко в них появилось не сразу. Сначала иглы напоминали шило — инструмент для прокалывания дырочек. Первобытные женщины выделывали шкуры убитых на охоте животных, прокалывали в них дырочки и скрепляли шкуры тонкими жилами. Примерно так же, как мы сегодня продевали шнурок в дырочки. Жилы были первыми нитками. А еще на эти нитки нанизывались камушки с отверстиями, зубы хищников, ягоды и другие плоды. И получались… Как вы думаете, что? (Дети пытаются догадаться.) Получались бусы.
Давайте и мы с вами попробуем быстро создать бусы.

Проводится соревнование «Сделай бусы». Воспитатель вызывает двухтрех детей и выкладывает перед ними шнурки и предметы для нанизывания. В зависимости от возраста и умений детей шнурки могут быть более или менее толстыми, а предметы для нанизывания — более или менее мелкими. Соревнование может проходить под музыку. Игра повторяется два­три раза.

Воспитатель: Молодцы! Ловкие у вас руки. С такими руками вы обязательно научитесь владеть иголочкой. Только надо запомнить одно правило. Иголка после работы любит возвращаться в свой домик. А если домика у нее нет, она становится опасной: упадет куданибудь, и не отыскать ее. Помните про иголку в стоге сена? Так что очень важно сделать для иголки домик. Называется он игольницей. Игольницы бывают разными. (Показывает детям разные варианты.)

Затем воспитатель либо предлагает детям сделать простейшие игольницы на следующем занятии, либо просит их позаботиться о создании домика для иголки дома — вместе с мамой или бабушкой. Из созданных игольниц можно устроить небольшую выставку под названием «Игольчатый домик».

В основе занятия — разработка Ирины БОБРЕЦОВОЙ,
воспитателя детского сада № 55 «Радуга», г. Нарьян­Мар

НОТНАЯ ТЕТРАДЬ

Песня вышивальщиц

Ноты к занятию «Познакомимся с иглой»

Спокойно

Русская народная песня

В первый раз мы вышивали
Красно солнце с небесами,
Красно солнце с небесами,
Со теплыми облаками.

В другой раз мы вышивали
Ясен месяц со лучами,
Ясен месяц со лучами,
Со частыми со звездами.

В третий раз мы вышивали
Сине море со волнами,
Сине море со волнами,
Со белыми кораблями.

 

Рейтинг@Mail.ru