Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2007

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Упедагогов дошкольного образования сегодня множество проблем. Если быть точным, дошкольное образование сегодня переживает кризис. Оно не может справиться с двумя наиважнейшими задачами — предоставить возможность всем желающим посещать детский сад и обеспечить работающим в системе педагогам достойную зарплату.
Все имеющиеся в распоряжении чиновников способы решения этих задач кажутся исчерпанными. Сами педагоги — даже педагоги инновационных учреждений — ничего не предлагают. И это понятно: нельзя построить коммунизм в отдельно взятом детском саду. Нужно что-то делать с системой.
Вместо этого или вследствие этого чиновники по всей стране вопиют: «Нам нужны стандарты дошкольного образования!» Считается, что это должно сказаться на положении вещей в целом и на качестве образовательного процесса в частности.
В министерстве, однако, вопрос о стандартах дошкольного образования не поднимается.
Министерство решило идти по другому пути — по пути создания единой рамочной программы.
Лаборатория дошкольного образования Федерального института развития образования, которой руководит Татьяна Николаевна ДОРОНОВА, в настоящее время занимается разработкой Примерной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста.
О подходах авторского коллектива, которые положены в основу этого проекта, рассказывает кандидат педагогических наук, ведущий сотрудник Федерального института развития образования Елена СОЛОВЬЕВА.

Вместо стандартов — рамочная программа

— Почему вы считаете, что сегодня нужна такая программа?

— Необходимость разработки программы связана с тем, что этот возраст является «мостиком» из периода дошкольного детства в следующий этап жизни и развития ребенка, который тесно связан с его обучением в школе. Важной задачей образовательного учреждения является обеспечение преемственности ступеней образования, движение к созданию системы непрерывного образования. Государственная задача сейчас — создание единого образовательного пространства страны, обеспечение конституционных гарантий равных прав ребенка независимо от социального положения и материальных возможностей его родителей.
Программа — ориентир для педагогов в постановке целей и задач, выборе содержания и необходимого уровня образования. Она фактически выполняет функции единого стандарта для данной ступени образования, поскольку для дошкольной ступени он не может вводиться согласно действующему Закону об образовании. Она должна фиксировать минимально необходимый объем содержания и задавать нижнюю допустимую границу уровня подготовки ребенка.

— А как же вариативность?!

— Вариативность программ и методик — важнейшее достижение отечественной системы в период перестройки. Она, конечно, будет сохраняться и развиваться. Но все программы должны будут обеспечивать этот минимальный уровень образования и развития ребенка старшего дошкольного возраста. Вместе с тем, и авторы программ, и детские сады сохраняют и право, и возможность расширять и углублять программное содержание и задавать более высокий уровень подготовки.
Кстати, это будет более удобно для организации деятельности сферы дополнительных платных образовательных услуг в детском саду. А то была такая ситуация: детский сад не хотел «показывать» в своих официальных документах, что работает по программе «Радуга», поскольку по ряду разделов в ней задан высокий уровень образования, что лишало учреждение возможности организовать еще и дополнительные занятия по развитию у детей логического мышления, например.

— К тому же все программы (их в дошкольном образовании немало, и мы, слава богу, этим разнообразием пока можем гордиться) расставляют свои акценты, организуют образовательный процесс в некоторой «своей» последовательности. Одни считают, что нужно научить детей подготовительной группы читать. Другие предпочитают все силы сосредоточить на развитии способностей к фонематическому анализу слова. Третьи считают, что нужно учить ребенка понимать связь между явлением и знаком, развивать его воображение — и умение читать придет если не само собой, то будет освоено очень быстро в первом классе.
И все­таки: сегодня в дошкольном образовании России уже создано очень много программ, как парциальных, так и комплексных. Почему же их недостаточно?

— Вы уже ответили на этот вопрос. Каждый авторский коллектив делает различный акцент в целях и, соответственно, в отборе содержания образования. Анализ показал, что одни программы более ориентированы на развитие интеллекта, но упускают из вида, например, необходимость воспитания патриотизма, другие несут мощный гуманистический заряд, но недостаточное внимание уделяют формированию произвольного контроля поведения ребенка.
Образование детей дошкольного возраста представляет собой самоценную ступень образования, которая прежде всего решает задачу содействия своевременному и полноценному психическому развитию ребенка. Каждый авторский коллектив поразному расставляет акценты, формулируя программные цели и отбирая программное содержание.
Значение дошкольного детства не исчерпывается школьной готовностью. Это многократно подчеркнуто различными учеными. Однако это не означает, что готовность к школе не должна быть достигаема в результате образования детей старшего дошкольного возраста. Вместе с тем, этому аспекту работы не всегда уделяется авторами программ достаточное внимание.
Этот критерий также имеет первостепенное значение с позиций оценки эффективности работы системы образования как непрерывной.

— Такая программа станет основанием и для оценки деятельности дошкольных образовательных учреждений?

— Да, она откроет возможность коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества дошкольного образования. Она является тем нормативным документом, на который система дошкольного образования сможет ориентироваться как при оценке результатов работы, так и при аттестации воспитателей, учителей, специалистов системы дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждений.
Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений, адресованных всем: от воспитателя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей органов управления образованием (региональные и национальные меры по улучшению состояния образования, внесение изменений в программы и комплекты учебнонаглядных и методических пособий, совершенствование программ повышения квалификации педагогических кадров и др.).

— В одном из наших разговоров вы мельком заметили: к концу 90х мы сильно продвинулись вперед в понимании того, чем должно быть дошкольное образование. По крайней мере начали понимать, что зуновские подходы для дошкольного образования не годятся. Более того: они убийственны. Но сегодня возникают серьезные опасения, что «телега, которую мы с таким трудом вытолкнули на нужную дорогу, поедет назад». Это ваше выражение. Не кажется ли вам, что постоянно поднимающийся вопрос о введении стандартов прямо связан с желанием насадить дошкольному образованию представления о знаниях, умениях и навыках, которыми ребенок должен обладать к моменту поступления в школу?

— Задача стандартизации — это задача из сферы управления. Чтобы система была управляемой — в данном случае система дошкольного образования, — должны быть заданы параметры ее функционирования. А задавать их можно в разных парадигмах и с использованием разных терминов.

— Мы помним, что такая попытка предпринималась в середине 90х — когда под руководством Ирины Стеркиной создавалась концепция непрерывного образования, и в рамках этой концепции закладывалось представление о стандартах. Стеркина тогда отказалась от идеи вводить какие­либо стандартизированные параметры, касающиеся развития ребенка дошкольного возраста. Стандартизированные нормы разрабатывались только по отношению к образовательным условиям.

— Да. Но, к сожалению, та работа не была завершена.

— Авторы концепции непрерывности очень боялись переноса школьных подходов к оценке образовательного процесса в детский сад.

— Такая опасность конечно же существует. Но в рамках отечественной психологической школы все­таки очень глубоко и подробно разработано понятие школьной готовности, которое имеет не «зуновскую» природу. И оно может быть положено в основу — давайте все же не будем употреблять слово «стандарты», не положено согласно действующему Закону РФ «Об образовании» применять это понятие к сфере дошкольного образования — единой рамочной программы. Я думаю, это возможно. По крайней мере очень обнадеживает то, в каком направлении сегодня идет разработка стандартов для школы. Это направление гуманистическое. Проект новых стандартов написан не на языке ЗУНов, а на языке компетентно­стей. И с ними можно выстроить линию преемственности. Педагоги­дошкольники прекрасно понимают значимость и самоценность периода дошкольного детства, необходимость работать на развитие ребенка.
Проблема, скорее, в том, что с детьми старшего дошкольного возраста сейчас активно начинают работать педагоги школы, которые работают по совершенно иным технологиям, не понимают возрастных психологических особенностей дошкольника. В этом корень проблем перегрузки, снижения желания учиться.

— А если попробовать представить себе ситуацию на практике? Ребенка по окончании детского сада должны будут проверять. Ну, положим, перед началом школьного обучения дети «обследуются» психологом. Чаще всего это обследование сводится к довольно примитивному тестированию и дает очень грубую картинку о возможностях малыша. А ведь там, где существует проверка шестилеток, почти наверняка возникнет соблазн проверять и пятилеток, и детей более младших возрастов. Как в случае с ЕГЭ. Сначала вводим его в одиннадцатом классе. Затем — «для тренировки» — в девятом. А теперь всерьез поговаривают, что и в пятом не вредно.

— Тем не менее, при всем программном разнообразии, должно быть выделено некое универсальное содержание, которое должно быть обязательно реализовано — в рамках любой программы. Оно не должно быть объемным, большим. Но все­таки должно быть.
И его выделение, в свою очередь, позволит защитить ребенка от «неправедных» усилий школы и некоторых ретивых родителей, как раз и стремящихся форсировать ситуацию, желающих не развивать, а именно обучать в ущерб возрастным особенностям. Некоторые представления о том, каким должен быть ребенок к началу школьного обучения, будут важны и для родителей, отстаивающих права своего малыша на «вступительном собеседовании» в первый класс.

— Хотя есть опасность, что эти же родители обратят свой праведный гнев не на тех, кто по каким­то соображениям не хочет записывать их ребенка в элитную школу, а на воспитателей детских садов. И они не будут предъявлять свои претензии на языке компетентностей. Они скажут: «Вы нашего сына не научили, как следует!»

— Как раз наличие единой программы облегчит ориентировку родителей в том, что следует и чего не следует ждать и требовать от обеих ступеней образования.

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru