Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2007

УЧИСЬ ИГРАЯ

Удивительный коврик

Методическое пособие для работы с детьми от пяти лет

Пособие состоит из коврика (игрового поля) и комплекта приложений к нему:

  • наборов мягких карточек с цифрами от 1 до 10 двух цветов, знаков «+», «—», «<», «>», «=»;

  • дорожки из палочек для профилактики плоскостопия;

  • «колючей» дорожки для профилактики плоскостопия;

  • набора следов из мягкого коврика, которые можно располагать в разном порядке;

  • наборов сюжетных и предметных картинок для игр, театрализованных представлений и т.д.

Все приложения снабжены фрагментом липкой ленты «липучки», которая помогает удерживать их на коврике.

Сам коврик изготовлен из мягкого, моющегося материала двух контрастных цветов. Функциональными являются обе стороны. С одной стороны — две полосы: красная и черная. С другой стороны — четыре полосы, которые чередуются по цвету. Одна полоса — сплошная, три остальных разделены на сектора-квадраты (24 сектора). В центре каждого квадрата пришит фрагмент липкой ленты для удержания мелких деталей. Кроме этого, «липучка» удерживает и дорожку для профилактики плоскостопия, чтобы она не скользила и была травмобезопасной.

Коврик используется и самостоятельно, без приложений, в качестве мата, нестандартного физкультурного оборудования, пособия для релаксации и т.п.

Коврик можно использовать и для крепления на нем декораций при обыгрывании сказок, в театрализованной деятельности и т.д.

Большим преимуществом этого пособия является то, что все детали съемные. Это резко увеличивает игровые возможности детей, дает им возможность самостоятельно играть и придумывать новые игры. Благодаря возможности крепить на коврике новые детали можно бесконечно расширять количество заданий, используя для этого геометрические фигуры, картинки, цветовые пятна и др. Пособие ценно тем, что, кроме слухового и зрительного восприятия, дети обучаются непосредственно в процессе игры, в движении, могут самостоятельно изменять условия игры. Коврик используется и на физкультурных занятиях, и для обучения детей математике, и на занятиях по развитию речи, и в развлечениях...

Все детали «Удивительного коврика» безопасны, гигиеничны, легкие и несложные в изготовлении.

В поисках сокровища

Ребенку предлагается отправиться на поиски сокровища. Сначала пройти по «трудной» тропе, затем по запутанным следам. Под зеленым (желтым) камнем с цифрой 1 найти «план». Затем согласно плану передвигаться по клеточкам вправо-влево, вперед-назад, по диагонали и т.д. Если все выполнил правильно, то под указанным в плане «камнем» можно найти «клад».

Игра особенно ценна тем, что «план» может иметь бесчисленное количество вариантов, нужен только шаблон коврика. Дети сначала ищут клад по плану, предложенному воспитателем, а затем, имея под руками шаблон, могут и сами составлять план.

Эта игра решает несколько задач: ориентирование в пространстве, умение самостоятельно рисовать схемы, действовать по заданному плану.

Назови следующее (предыдущее) число

Дети играют подгруппой. Воспитатель либо кто-нибудь из детей называет число
до 10. Ребенок встает на ту цифру, которая следует за (перед) этим числом. Один из вариантов игры — найди цифру между двумя соседями.

Прибавь один

Дети играют подгруппой. Воспитатель называет определенное число, дети должны в уме прибавить один, встать на квадрат и сказать ответ. Можно использовать две подгруппы в виде соревнования.

Найди ответ

Играют две подгруппы детей. У каждой подгруппы несколько примеров на сложение, вычитание (одинаковое количество). Дети решают, находят ответ и встают на цифру определенного цвета (желтую или зеленую). Чья команда быстрее решит примеры, выигрывает.

Что изменилось?

Дети запоминают порядок расположения чисел. Закрывают глаза или отворачиваются. Воспитатель меняет цифры местами.

Пройди по лабиринту

Цифры располагаются в произвольном порядке. Детям предлагается пройти по клеткам от 1 до 10 и обратно от 10 до 1. Используя два комплекта цифр разного цвета, можно устроить соревнование между детьми.

Игра-эстафета-1

Пройди по дорожке (используется дорожка для профилактики плоскостопия), перешагни через препятствия (на свободных клетках располагаются либо мячи, либо кегли, либо кубики и др.), возьми цифру в порядке возрастания (или убывания) от 1 до 8 и закрепи в клетке. Воспитатель засекает время выполнения задания для одной и для другой команды.

Игра-эстафета-2

Кто быстрее перейдет поле, переставляя бруски или квадраты с одной клетки на другую. Можно использовать одновременно 2–3 дорожки.

Кто больше наберет очков

Два ребенка встают у определенной черты и бросают круги разного цвета (или круг и квадрат), стараясь попасть на клетку с цифрой. Чем больше число, тем дальше оно расположено от детей. Воспитатель помогает сложить числа в сумму. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков за 3 или 4 броска. Можно разнообразить игру, используя два комплекта цифр разного цвета.

Найди свое место

Подгруппа детей занимает клетки с определенными цифрами (учитывается цвет). Под музыку дети разбегаются по залу, выполняют какие-либо задания. В это время воспитатель меняет местами цифры. С окончанием музыки дети стараются найти свое место. Можно играть командами: у каждой команды свой цвет.

Классики

Из квадратов собрать классики разной формы и играть в зале или в группе. Игра используется в холодное время года, когда нельзя ее провести на свежем воздухе, рисуя на асфальте.

Угадай задание

Дети по очереди кидают метку на какую-либо цифру. У воспитателя комплект карточек с заданиями на любые числа. Можно использовать шуточные задания, загадки, скороговорки и др. Сюрпризом является то, что заранее никто не знает, какое задание ему предстоит.

Кто быстрее

В первой клетке каждого ряда лежит плоскостная геометрическая фигура (круг, квадрат или треугольник). Ребенок, прыгая на одной ноге, передвигает свою фигуру по клеткам, не пропуская ни одной.

Ирина ИВАНОВА,
старший воспитатель,
Татьяна ПОТАПОВА,
воспитатель,
детский сад № 23 «Светлячок»,
г. Белебей, Республика Башкортостан

 

Рейтинг@Mail.ru