Помогите звездочкам!
Занятие по формированию
математических представлений для детей
предшкольного возраста
Тема: «Линии и их пересечение»
Некоторые задачи:
продолжить знакомство с разнообразием
линий и примерами их пересечения;
совершенствовать умение
ориентироваться на ограниченной плоскости;
упражнять в чтении графической
информации;
совершенствовать приемы сравнения
предметов по величине на глаз и приложением.
Демонстрационный материал: листы картона с
закрепленными на них шнурами черного и белого
цветов по количеству детей в группе, наборы
геометрических фигур для работы с
пересекающимися кругами, ленты для выкладывания
кругов, панно для крепления звезд, бумажные
звездочки по количеству детей, участвующих в
занятии, маркеры для каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка. Появляется волшебница.
Волшебница: Здравствуйте, дети! Вы попали в
Волшебную страну. Вы когда-нибудь слышали про
волшебников?
Дети: Да.
Волшебница: А вам самим хотелось бы хоть
ненадолго стать волшебниками?
Дети: Да!
Волшебница: Тогда я предлагаю вам надеть
эти колпачки и отправиться со мной в
увлекательное путешествие. (Дети надевают
бумажные колпачки.) В Волшебной стране все
предметы и вещи имеют свою собственную жизнь.
Представьте себе, звезды могут играть в прятки,
ручейки — в догонялки, а тучи на небе очень любят
собираться вместе и устраивать чаепитие. Даже
линии в нашей стране любят играть в различные
игры. Самая любимая из них — «Морская фигура, на
месте замри». Линии сбегаются вместе и
изображают морские волны. А потом замирают. Как
здесь, на панно. Какие линии вы тут видите?
Дети: Кривые и прямые.
Волшебница: А эта кривая линия как
называется?
Дети: Ломаная линия.
Волшебница: Посмотрите внимательно на
линии и попробуйте определить, какая из них
длиннее, какая короче. А может быть, они равной
длины? (Дети высказывают свои предположения.)
Почему вы так думаете? (Дети отвечают.) А можно ли
это проверить?
Дети: Если бы можно было приложить линии
друг к другу, тогда мы точно могли бы сказать,
какая из них длиннее.
Волшебница: Что ж! Попробуем сделать это
возможным.
Волшебница взмахивает волшебной палочкой,
снимает с панно два шнура, из которых выложены
линии, и приглашает двух детей, чтобы они провели
измерения. Дети прикладывают шнуры друг к другу и
определяют, какой из них длиннее. Делается вывод:
предположение о длине линий было правильным
(неправильным). Затем подобным образом
сравниваются еще четыре пары линий.
Волшебница: Ответы ваши мне понравились. Вы
умеете рассуждать и объяснять свои ответы. В
награду я покажу вам, что еще умеет моя волшебная
палочка. А умеет она рисовать линии в воздухе, и у
каждой линии есть своя мелодия.
Встаньте передо мной полукругом. Сейчас я
нарисую волшебной палочкой линию. А вы, не
поворачивая головы, проследите за движением моей
палочки глазками и определите, какую линию я
нарисовала.
Волшебница под музыку рисует в воздухе линию.
Дети называют линию, которую «чертила»
волшебница: прямая, кривая, ломаная.
Волшебница: Теперь мы будем рисовать
вместе: вы будете рисовать указательным
пальчиком, а я — волшебной палочкой.
Волшебница рисует палочкой в воздухе, дети
повторяют ее воздушный рисунок.
Волшебница: Молодцы, у вас получились
хорошие линии. А теперь я вам еще что-то покажу.
Посмотрите на эти два больших круга. (Круги
выложены на полу из цветных лент.) Границы
кругов тоже образованы с помощью линий. Что это
за линии?
Дети: Кривые.
Волшебница: Верно, кривые. Но у этой линии
есть особенность. Какая? Чем она отличается от
тех кривых линий, которые мы видели на панно?
Дети: Эта линия замкнутая.
Волшебница: Верно. Граница круга,
окружность, — это замкнутая линия. Да и у наших
кругов есть особенность. Они пересекаются.
Покажите область, которая принадлежит двум
кругам одновременно. (Дети показывают область
пересечения кругов.) Сейчас мы сыграем в игру
«Найди свое место в кругу».
Найди свое место в кругу
В игре участвуют от трех до пяти детей. На полу с
помощью разноцветных лент выложены два
пересекающихся круга примерно одного диаметра —
круг с красной окружностью и круг с синей
окружностью.
Детям раздают геометрические фигуры трех
видов. (Можно вытаскивать эти фигуры на ощупь, с
закрытыми глазами.): красного цвета, синего цвета
и фигуры, одна половина которых красная, а другая
— синяя. По сигналу ведущего дети с фигурами
должны занять место в кругах и объяснить, почему
они сюда встали. Дети с двухцветными фигурами
должны занять место в области пересечения
кругов. Эти фигуры принадлежат двум кругам
одновременно.
Можно не полностью закрашивать фигуры, а нанести
условные обозначения цветными точками. Например,
есть фигуры с красными точками в середине, есть
фигуры с синими точками, а есть фигуры — с двумя
точками.
Можно делать цветными только контуры фигур.
Тогда третью группу будут составлять фигуры с
двумя цветными ободками.
Игра повторяется несколько раз с разными детьми.
Волшебница: Ребята, пока мы с вами играли в
круги, на небе случилось происшествие. Маленькие
звездочки убежали играть в прятки и запутались в
паутине большого паука. Скоро вечер, им пора
возвращаться на небо. Вы поможете мне распутать
паутину?
Дети: Да!
Волшебница: У каждой звездочки на небе есть
свой номер. Этот номер надо определить, посчитав
количество точек пересечения линий. Но, чтобы у
вас все получилось, нужно потренироваться.
Волшебница раздает каждому ребенку лист
картона с закрепленными на нем шнурами черного и
белого цветов.
Волшебница: Выложите шнуры так, чтобы они
пересеклись в одной точке. (Дети выполняют
задание.) Теперь расположите шнуры так, чтобы они
пересекались в двух точках, и чтобы белый шнур
находился сверху черного. (Дети выполняют
задание.) Я вижу, вы поняли, как образуются точки
пересечения. Теперь каждый из вас сможет вернуть
по одной звезде. (Раздает детям карточки с
изображением пересекающихся линий. Внизу
карточки выведен числовой ряд.) Эти линии
нарисовали ручейки. Они очень хотят, чтобы звезды
вернулись на небо до наступления темноты.
Отметьте маркером точки пересечения линий и
посчитайте их. Получившееся число найдите среди
чисел на карточке и обведите в кружок. (Дети
выполняют задание. Волшебница смотрит, как дети
справляются с заданием, шепотом просит назвать
их получившееся число.) Молодцы, вы справились,
все у вас получилось.
Что ж! Пришла пора освободить звезды! Становитесь
скорее в круг!
Волшебница ставит в центр круга поднос с
бумажными звездами.
Звучит музыка. Волшебница взмахивает палочкой и
произносит освобождающее заклинание:
Волшебница:
Паутина, паутина серебристая,
Отпусти на волю звезды золотистые!
Дети выбирают звезды из «пут».
Волшебница: Давайте вернем каждую
звездочку на место.
Дети подходят к фланелеграфу или коврику,
изображающему ночное небо. На нем видны липучки.
Под каждой липучкой — число. Дети отыскивают на
панно то же число, которое обведено у них на
карточке, и прикрепляют к небу одну из
«освобожденных» звездочек.
Волшебница благодарит детей за помощь. Теперь
звездочки смогут светить ночью земле и бегущим
по ней ручейкам.
Светлана СУББОТИНА,
педагог дополнительного образования, детский
сад № 374, Москва
|