Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2008

ДЕТСКИЙ МИР

Дети должны играть!

О «Неделе игры и игрушки»

Назовите главное занятие в жизни ребенка!
Любой воспитатель, разбуди его посреди ночи, тут же отчеканит: игра!
Это ведущая деятельность дошкольника.

И что? Да ничего. Странным образом, для ведущей деятельности в расписании дня дет­ско­садовской жизни остается все меньше и меньше времени. Хотя, может быть, это и не странно. Реальные приоритеты, связанные с подготовкой к школе (как ее сегодня понимают), выдвигают на первый план вовсе не игру, а занятия. И эти занятия, как бы тщательно мы к ним ни готовились, проводить все­таки легче, чем организовывать детскую игру: ведь занятие структурировано, предполагает дисциплину, отводит педагогу ведущую, доминирующую роль. А в игре какая дисциплина? Только игровая. Дети совершают неожиданные, непредсказуемые действия, слишком много двигаются, слишком громко говорят, даже кричат.

И если дидактическую или настольную игру воспитателям еще под силу организовать (она по своей структуре близка к занятию), то на подвижную игру нужно уже изыскивать резервные ресурсы. И, конечно, самое сложное — это игра сюжетно­ролевая. Это получается хуже всего. Или вообще не получается. С этим надо что­то делать.

По инициативе Департамента образования Москвы в детских садах города ежегодно организуется «Неделя игры и игрушки». Потребовалась специальная акция, чтобы как­то изменить статус игры и в глазах родителей, и в глазах самих педагогов.

«Мы проводим «Неделю игры и игрушки» уже третий год, — рассказывает старший воспитатель детского сада № 2164 Ирина Переверзева. — В это время отменяются все «застольные» занятия, за исключением занятий художественно­эстетического цикла и физкультурных. Предполагается, что образовательные задачи в этот период должны решаться в игре, в свободной игровой деятельности, которая поощряется и направляется воспитателями. Детям эта неделя очень нравится. Но воспитатели, особенно со стажем, сначала никак не могли понять: как это — без занятий? Занятия для них — это все, сердцевина дня. А тут что­то совсем другое. И родителям трудно объяснить, что происходит. Ведь они, если интересуются жизнью ребенка в детском саду, то спрашивают: что у вас сегодня на занятиях было? А во что и как ребенок играет, их не интересует. На маленьких еще заходят посмотреть. Но там их не столько игра волнует, сколько его состояние: не плачет ли? Нормально ли с другими детьми общается? А когда заводишь речь об игре старших детей, они только отмахнутся: да играет, играет! Зайти в группу посмотреть — такой мысли даже не возникает».

Тем не менее «Неделя игры» в детском саду прижилась. И сейчас воспитатели уже научились ее проводить, доставляя удовольствие и детям, и себе. Однако старшему воспитателю в это время дремать не приходится. «Зайдешь в какуюнибудь группу, — рассказывает Ирина Васильевна, — а там дети на стульчиках сидят. Воспитатель их по одному вызывает, чтобы они на какие­то его вопросы отвечали. Я говорю: вы что же не играете? — Как не играем? Мы играем: загадки отгадываем. — Какая же это игра, если вы всех детей в обязательном порядке на стульчики усадили?»

Загадывание загадок само по себе игрой не становится. И грань между дидактической игрой и упражнением весьма условна. Все зависит от настроения и от желания ребенка участвовать в происходящем. Игра не может быть обязательной, и это самое сложное — и для понимания, и для организации.

Воспитатели, считает Ирина Переверзева, должны заинтересовать детей какой­то деятельностью. Пусть — не всех, небольшую группу. Если кто­то из ребят включится в игру, если игра начнет развиваться, она окажется интересной и для других. Они тогда подбегут и скажут: «Мы хотим с вами играть!».

В помощь воспитателям Ирина Васильевна разрабатывает план «Недели игры и игрушки». План не обязателен и носит характер ориентира. Но благодаря плану воспитатели понимают, как можно организовать день, какую «приманку» для игры приготовить. К примеру, в плане существует день театрализованной игры. Куклы бибабо детям в общем­то знакомы. А если принести в группу марионетку? Это уже что­то новенькое. С такой куклой хочется поиграть. Можно подбросить воспитателям идею проведения новой подвижной игры. Но для этого они должны заранее научиться в нее играть, продумать атрибутику. И нужно быть готовым к тому, что игра по какой­то причине не пойдет: не ляжет детям на душу, не заинтересует их, покажется слишком сложной, слишком скучной. В этом случае нужно уметь легко отказываться от намеченного плана и предложить детям другой вариант. Или же принять их вариант. Ведь самое ценное в «Неделе игры» — это детская инициатива. Ее нужно поддерживать и выращивать, как золотое зернышко. Ведь игра понастоящему расцветает только в свободной деятельности, и настоящее ее призвание — дать волю творческим силам ребенка.

 

Рейтинг@Mail.ru