Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2008

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Свет мой зеркальце, скажи!

«Фокусы» с буквами

Дети обожают фокусы. Почему бы не использовать их любовь к необычному для знакомства с буквами? Но в отличие от профессиональных фокусников педагоги секреты своих фокусов обязательно откроют детям. Ведь это — часть обучающей работы.

Для фокусов понадобится небольшое (но и не очень маленькое) зеркало и буквы из плотного картона. Не все, а некоторые: С, Г, К, Р.

Воспитатель надевает на голову цилиндр фокусника или колпачок феи (для пущей убедительности можно и плащ на плечи накинуть) и говорит таинственным голосом:

«Есть у меня волшебное зеркальце. Стоит мне поднести к нему какуюнибудь из этих букв, как в зеркале вы увидите совсем другую букву. Первым в волшебное зеркальце заглянет Петя.

Крибле­краблебумс!

Скажи, Петя, какую букву ты видишь?»

Приглашенный в ассистенты Петя должен знать буквы. Воспитатель подносит к зеркалу одну из имеющихся у него картонных букв, прикладывает так, чтобы плоскость зеркала была перпендикулярна плоскости буквы, и слегка наклоняет в сторону зеркала.

И — о чудо! — Петя вместо буквы Г видит букву Т.

Следующим участникам фокусов позволяется узнать в зеркале букву Ф, букву П, букву Ж и букву О.

Вот какие чудеса способно творить волшебное зеркальце.

А сейчас дети будут заниматься превращением букв вместе с феей.

Им раздается набор уже перечисленных букв. Каждая буква — в двух вариантах одинакового размера, но выкрашенных в разные цвета. К примеру, одна буква К с лицевой стороны зеленая, а с изнанки — желтая. А другая — наоборот.

Фея берет волшебную палочку и говорит: «Положите перед собой две буквы К. Как только я взмахну волшебной палочкой, вы должны будете совершить превращение». Фея произносит волшебные слова, взмахивает палочкой и предлагает: «Превратите две буквы К в одну букву…»

— Ж! — предупреждают ответ дети. Ведь они уже видели преобразование буквы в зеркале.

Как только буквы К составят букву Ж, буква получится одного цвета.

Можно использовать новые для детей цвета — бирюзовый, фиолетовый, изумрудный. Тогда, играя с буквами, дети будут попутно тренироваться их узнавать и называть. А можно раскрашивать буквы более сложным образом — с помощью стыкующихся узоров или геометрических фигур.

После занятия фея спросит, хотят ли дети показать фокусы дома, своим родным. Если да, следует вывесить для родителей инструкцию, какие буквы и из чего следует вырезать дома, чтобы дети могли воспользоваться ими для «зеркальных превращений».

В следующий раз фея может принести в группу «заколдованные» буквы.

Заколдовал их волшебник Кляксич (персонаж сказочной повести Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква Я»). Чтобы освободить буквы, опять потребуется волшебное зеркало.

На этот раз заколдованные буквы должны просто «посмотреть на себя» в зеркало, и дети сразу узнают нужную букву.

Если дети уже начинают читать, можно так же играть с коротенькими словами, рисуя их зеркально.

Для чего нужны подобные игры?

Как известно, зеркальные изображения букв свойственны некоторым первоклассникам в начальный период овладения письмом.

И в детских рисунках старшие дошкольники частенько пользуются «заколдованными» буквами для подписи своих рисунков. Они даже целые слова умудряются писать справа налево. Ничего удивительного в этом нет. Ведь письмо древних народов предполагало именно такое движение — справа налево. А некоторая часть человечества до сих пор пишет и читает именно так.

Но ребенку, овладевающему грамотой, со временем нужно избавиться от зеркальных ошибок. Лучший способ для этого — игры с зеркалом.

Придумала Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru