Наступил Белый месяц —
праздник обновления!
Многочисленные мышата и крысята, в невозможных
количествах произведенные на свет незадолго до
новогодних праздников предприимчивыми
производителями сувениров и разместившиеся под
рождественскими елками россиян, — одно из самых
наглядных свидетельств размывания границ между
различными культурами и их взаимопроникновения.
В данном случае — между культурой, которую в
общем и целом принято именовать «западной», и
культурой «восточной».
Наступивший 2008 год был торжественно объявлен
годом Мыши или Крысы, и на праздничных столах для
этих не очень уважаемых в обычной жизни животных
было приготовлено особое лакомство в виде сырных
палочек или сырного салата — чтобы зверек,
распоряжающийся новым годом, был ласков к
хозяевам и принес им удачу.
В проявлении заботы о животном — покровителе
года россияне ведут себя вполне «по-западному» —
с излишней торопливостью. Ведь Новый год по
восточному календарю начинается только 7
февраля. Значит, все усилия по ублажению
крысы-мыши с 31 декабря на 1 января кажутся
несколько преждевременными. Но можно ли отказать
себе в пополнении компании уже привычных
новогодних персонажей за счет образа
симпатичного зверька?
Ведь и Дед Мороз каких-нибудь восемьдесят лет
назад казался «новообразованием» и мог бы
возмутить последовательных христиан. Как это так
— языческий персонаж у рождественского дерева? А
сегодня мы не можем помыслить без него
новогоднего праздника. Сегодня у него под елкой
— самое почетное место. А зверюшки восточного
календаря чем хуже? Почему бы им не стать
спутниками Деда? Психологически мы принимаем это
почти с удовольствием: срабатывает архаическая
память о родстве с природным миром, о тех
временах, когда наши далекие предки поклонялись
тотемному животному. Так что прямо у нас на
глазах
создается новая традиция. И мы — уже почти
двадцать лет — ей следуем.
Но в некоторых республиках нашей большой
страны — в Калмыкии и Бурятии — наступление
Нового года по восточному календарю является
национальным праздником и считается выходным
днем. Выпадает начало Нового года на февраль, но
дата исчисляется по лунному календарю и поэтому
подвижна. С первым днем наступившего нового года
в Калмыкии и в Бурятии начинается Белый месяц:
Цаган-сар — по-калмыцки, Сагаалган — по-бурятски.
Отмечают наступление Белого месяца и в Якутии.
С конца 20-х годов прошлого века под видом борьбы
с религиозными предрассудками праздник этот был
запрещен. Возродили традицию празднования
Белого месяца в начале 90-х — в то самое время,
когда вспомнили про Масленицу.
Сегодня празднование Сагаалгана связывают с
традициями буддизма. Но исследователи считают,
что Цаган-сар гораздо древнее и ведет свое начало
от языческих обрядов монголоидных народов,
обитавших в этих землях в эпоху правления
Чингисхана. Правда, в те времена наступление
Нового года отмечали осенью, в день осеннего
равноденствия. А потом праздник был включен в
систему буддийских ритуалов, передвинут на весну
и приурочен к дате победы Будды над своими
врагами.
С этой точки зрения история Белого месяца
похожа на историю праздника Масленицы. Масленица
в древности тоже представляла собой ритуальную
встречу Нового года. Праздник этот был настолько
укоренен в жизни крестьян, настолько любим в
народе, что бороться с его искоренением у
церковного духовенства не было ни сил, ни
возможностей. Поэтому Масленица «вросла» в
православный календарь, превратившись в «сырную
неделю» перед началом Великого поста.
В ритуальной стороне праздников тоже можно
усмотреть нечто общее. В честь наступления
Белого месяца в буддийских храмах совершается
молебен. А после него во дворах разводят большие
костры, сжигают старые вещи и приносят
жертвоприношения огню: Новый год нужно встречать
очистившись. Затем едят ритуальную пищу —
молочную и мясную. Молочная пища особенно
почитается у монгольских народов. Это пища
«высшего порядка». Ведь белым молоком вскормлено
все живое на земле.
Переход монгольских народов на календарь по
«звериному циклу» относится к ХII веку, к эпохе
правления Чингисхана. Белым месяцем открывается
год того или иного животного. Звериный цикл
включает двенадцать лет.
Годовой цикл открывается годом Мыши (Крысы) и
заканчивается годом Свиньи. Так что, если верить
восточной мудрости, в феврале мы вступаем в новый
целостный двенадцатилетний период собственной
жизни и жизни страны. Кстати, до революции в
представлении бурят жизнь каждого индивидуума
была настолько тесно связана с жизнью клана,
общины, что у людей отсутствовали индивидуальные
дни рождения. Их не фиксировали. Жизнь каждого
человека исчислялась по количеству пережитых им
Белых месяцев: с каждым Новым годом человек
прибавлял год жизни и себе.
А ведь в праздновании Нового года что-то есть от
общего дня рождения!
Не случайно оба эти праздника — в ряду самых
любимых детьми.
В этом году на встречу года Мыши в Бурятию в
качестве почетного гостя приглашен устюжский
Дед Мороз.
Что и говорить: традиции прорастают друг в
друга!
Ирина ОСИНА
Подготовлено с использованием материалов сайта
http://baikal.irkutsk.ru; книги В.Д. Бабуева «Мир традиций
бурят» (УланУдэ, 2001); энциклопедии «Мифы народов
мира», т. 2 (М., 1982)
Расскажите детям!
Расскажите детям о начале Нового года по
восточному календарю. (Дополнительные материалы
вы найдете в № 4/2002 и № 3/2004 «Дошкольного
образования».)
Найдите на карте Бурятию и Калмыкию. Это
республики, в которых встреча Белого месяца
существует в качестве официального праздника.
Если вы живете в этих республиках, напишите
вместе с детьми письмо о праздновании Нового
года по восточному календарю в вашем детском
саду, городе или улусе, в семье, и пришлите в
редакцию.
Используйте наступление года Мыши (Крысы) как
повод поговорить о характере и повадках этих
зверьков. Возможно, это поможет понять, почему
восточные мудрецы включили названных грызунов в
число священных «календарных» животных.
Вспомните, в каких сказках мышь помогала
героям. Предложите детям нарисовать картинки к
этим сказкам или придумать собственного зверька,
который мог бы стать символом 2008 года. |
|