Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

В гости в город мастеров

Празднично-игровое занятие для детей от пяти лет

Некоторые задачи:

  • закрепление у детей умения составлять узоры по мотивам народных росписей на декоративной пластинке;

  • обучение использованию в работах техники «пластилиновое рисование» и «пластилиновый рельеф».

Оборудование и материалы к занятию:

  • пластилин разного цвета;

  • стеки;

  • плоскостные изображения посуды с народной росписью, матрешки, трафареты растительных узоров;

  • салфетки бумажные и тканевые;

  • дощечки для лепки;

  • предметы быта и игрушки, украшенные традиционными росписями, и иллюстрации с изображением изделий, расписанных в стиле гжели и хохломы;

  • фонограмма русской народной музыки;

  • элементы русских народных костюмов для детей.

Некоторые виды предварительной работы с детьми:

  • беседы о видах традиционной русской росписи («Золотая хохлома», «Голубая гжель», «Семеновская матрешка»);

  • знакомство с малыми формами русского фольклора, с некоторыми музыкальнохороводными играми и танцами;

  • упражнения по освоению отдельных элементов хохломы и гжели.

ХОД ЗАНЯТИЯ-ПРАЗДНИКА

Первая часть

Воспитатель с детьми входит в группу, декорированную под мастерскую русских мастеровумельцев. Их встречает Матрешка (девочка в костюме).

Maтрешка: Утро доброе! Милости просим, гости дорогие! Проходите в мастерскую, осматривайтесь.

Воспитатель: Ой, какие тут красивые изделия выставлены — нарядные, праздничные. Вы согласны со мной, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Кому что нравится?

Один из детей: Мне нравятся вот эти деревянные куклы. Их называют матрешками. В каждой матрешке спрятана еще одна куколка — поменьше.

Воспитатель: Матрешку, ребята, делают из дерева. Но не из всякого, а только из липы или из осины. Сначала из бруска вытачивают форму-заготовку. Этим занимается токарь. Потом матрешку «одевают» — расписывают. Это работа художника. А чтобы краска сверкала, а матрешка лучше сохранялась, куклу покрывают масляным лаком. И наконец — вкладывают одну в другую. Это этап сборки.

Другой ребенок: А мне нравятся изделия из дерева, расписанные хохломской росписью. На них такой нарядный орнамент — ягоды, травка, листочки. И цвета яркие, контрастные: золотой, черный, красный, зеленый.

Воспитатель: Эти изделия так и называют — «золотая хохлома». Они действительно очень красивы и нарядны.

Ребенок: На золотом фоне стелется, плывет, круглится и вьется травкабылинка — то красная, то черная. Из нее выглядывает красная ягодка — клюква, земляника, смородина или рябина.

Третий ребенок: А мне нравится гжельская посуда. На белом фоне ярко-синие цветы, сказочные птицы. Вроде бы такая простая роспись, а так красиво получается.

Воспитатель: Гжельские мастера расписывают посуду синей краской разных оттенков. Полюбилась людям эта красивая посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». Все эти изделия сделали мастера-умельцы.

Матрешка: О таких людях говорят: «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит».

Воспитатель: А вы хотели бы стать мастерами-умельцами и подарить радость нашим гостям?

Дети: Да!

Матрешка: Тогда приглашаю вас изготовить что-нибудь красивое, а потом выставить свои изделия на ярмарке — на продажу.

Вторая часть

Воспитатель: Ребята, мастера-умельцы расписывали свои изделия красками и кисточкой. Но я предлагаю вам использовать в своей работе не простое рисование, а рисование пластилином. Подумайте, какое изделие вы хотели бы изготовить, какой росписью его украсить. Кто уже выбрал, может приступить к работе.

Дети подходят к столам, надевают фартуки.

Воспитатель: Давайте уточним способы изображения декоративных узоров: на сарафан матрешки нужно нанести карандашом контур цветов, а потом выкладывать узор кусочками пластилина теплых оттенков. При изображении хохломских узоров можно использовать приемы налепа, вдавливания.

Воспитатель демонстрирует некоторые приемы. Затем дети начинают работать. Во время работы звучит русская народная музыка.

Матрешка рассматривает готовые детские работы, предлагает детям пойти на ярмарку и продать их.

Третья часть

Дети расставляют изделия во второй половине группы, декорированной под ярмарку. Выходят скоморохи-зазывалы.

Первый скоморох: Эй, народ честной. У нас праздник большой!

Второй скоморох: Всех на ярмарку приглашаем! Веселого настроения желаем!

Первый скоморох: Наша ярмарка в Городе мастеров открывается, потому что здесь лучшие мастера собираются.

Второй скоморох: Коль внимательно приглядитесь, сами в этом тотчас убедитесь!

Первый скоморох: Торопитесь купить подарки! Они красивы и ярки!

Второй скоморох: Выбирайте лучшее без стесненья! В уплату потребуем хорошее настроение!

Мастераумельцы представляют свой товар, расхваливают.

Ярмарочные «торги» перерастают в веселое представление. Гостей приглашают активно участвовать в распродаже. Выбрав изделие, гость должен выкрикнуть: «Покупаю эту матрешку!» или «Приглянулись мне расписные плошки!».

Каждую покупку можно отмечать музыкальнотанцевальным номером ярмарочных актеров и скоморохов.

Марина ШИБАЛОВИЧ,
воспитатель детского сада № 1
(МОУ СОШ № 2),
пос. Локомотивный,Челябинская область

КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ

Откуда взялся образ «Города мастеров»?

Педагоги, в особенности руководители изостудий, часто используют в разработках своих занятий и праздников образ Города мастеров. Дети отправляются в гости к мастерам, любуются их изделиями, сами становятся мастерами.

Образ заимствован из сказочной пьесы Тамары Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Написана эта пьеса была в 1943 г. и в послевоенные годы шла на сцене Детского академического театра в Москве (ныне РАМТ). Потом по ней был снят художественный фильм.

В пьесе Т.Габбе Город мастеров напоминает город средневековых ремесленников — с домами под черепичными крышами, с вывесками-картинками, с площадью перед городской ратушей, на которой установлены большие часы.

 

Рейтинг@Mail.ru