Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Заяц Коська и голубой Родничок

Интегративное занятие с элементами психологического тренинга, развития речи и ознакомления с окружающим миром для детей от пяти лет

Как сделать так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была наполнена позитивными, развивающими событиями? Каждый педагог находит свои пути для решения этой задачи.
Мы предлагаем читателям конспект интегрированного занятия с элементами сказкотерапии, развития речи и ознакомления с окружающим миром.
Версия текста была представлена на Фестиваль «Открытый урок» Издательского дома «Первое сентября» Галиной КОСКОВОЙ. Ольга Скачкова, слушательница курсов повышения квалификации по курсу «Психологические основы дошкольного воспитания», предложила его с небольшими изменениями в качестве занятия, ставшего событием для ее воспитанников.
В основе занятия — разработки ведущих российских сказкотерапевтов.

Оформление помещения для проведения занятия

На полу горкой выложены камни, обозначающие родник. От родника извилистой линией тянется шнур голубого цвета. Это ручеек. Он «впадает» в море, изображенное с помощью большого куска синей ткани.

Необходимое оборудование и атрибуты

В ходе занятия понадобятся: кукла, являющаяся образом родничка; грецкие орехи, голубые ленточки на резинке, изображающие ручейки, — по количеству детей, тюль белого цвета для изображения большого облака, половинка обруча для изображения мостика; изображение горы на картинке, прикрепленное к занавеске; полукруглая лесенка для изображения холма.

Педагог-психолог: Сегодня мы отправимся в сказку, в которой речь пойдет о воде. Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Какая бывает вода?

Дети: Холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная, освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная.

Педагог-психолог: А бывает вода твердой? Когда такое случается?

Дети: Когда вода замерзает, она превращается в снег, лед, град.

Педагог-психолог: Бывает ли вода легче воздуха? Когда?

Дети: Когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака.

Педагог-психолог: Где вода встречается в природе?

Дети: В реке, озере.

Педагог-психолог: В нашем зале есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется то место, где начинается ручей?

Дети: Родник, ключ, источник.

Педагог-психолог: Откуда в роднике вода?

Дети: Она вытекает из-под земли.

Педагог-психолог: А теперь посмотрим, где ручей заканчивает свой путь.

Дети: Он вливается в реку, или в озеро, или в море.

Педагог-психолог: Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек.

Включается аудиозапись с журчанием ручья. Дети на носочках проходят по «ручью» (по голубому шнуру), вслушиваясь в журчание, «наполняясь волшебной силой».
Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки — в позу расслабления.

Педагог-психолог: Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке? «Живет в нашем лесу Заяц Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет».

Педагог предлагает детям представить, что они сами — как зайчики. Зайчики тихонько сидят под кустом, прислушиваются и приглядываются, нет ли опасности.
Дети выполняют движения глазами вправо-влево и вверх-вниз.

Педагог-психолог: «Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.
— Ты кто такая?
— Я — белка.
— А я — Заяц Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
— Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь».
Кто из вас знает, как белка готовится к зиме?

Дети: Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи.

Педагог-психолог: Белка прислала вам орешки.

Педагог раздает детям орехи и предлагает сделать с их помощью себе массаж.

 Упражнения с орехами

  • Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) правой, затем левой руки.

  • Дети кладут орех на бедро и перекатывают его пальцами руки. Затем то же движение повторяют другой рукой.

  • Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.

Вначале упражнения с орехами (самомассаж) могут вызывать смех. Но в конце дети будут выполнять их с наслаждением, прислушиваясь к себе.

Педагог-психолог: Что чувствуют ваши ладони и пальцы? (Дети делятся своими впечатлениями.) Давайте немного охладим руки, подуем на них.

Дети осторожно дуют на руки с помощью длительного выдоха, через слегка вытянутые трубочкой губы.

Педагог-психолог: А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички.

Дети подражают звуку текущей воды.

Педагог-психолог: «Бежит Коська дальше. Видит: дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я — филин Семка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю.
Бежал, бежал Заяц Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, из него ручеек течет.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
— Вот здорово, — обрадовался Заяц, — побежали наперегонки.
— Побежали, — согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца».

Педагог предлагает детям превратиться в ручеек. Они берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), поднимаются и сбегают с холма (полукруглая лесенка), перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску, на которой укреплена картинка с изображением гор), выбегают из-за горы.
После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы педагога.

Педагог-психолог: Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали?

Дети: Мы пробежали под мостом. (И т.д.)

Следующая игра тоже связана с перевоплощением.

Игра «Филин и зайцы»

Один из детей исполняет роль филина, остальные — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг: приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, съеживаются от страха.
После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение. Потом педагог предлагает детям «поухать», как филин. «Ухают» все вместе, в заданном ритме: «У-ху, у-ху...». При этом внимание концентрируется на мышцах живота: их нужно втягивать в конце выдоха.

Педагог-психолог: «Прибежали Родничок и Заяц Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.
— Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?
— А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!»

Педагог предлагает детям побыть «родничками».

Игра «Стань родничком»

Дети танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образовывают круг: «роднички» сливаются в одну «реку». Педагог делает вид, что пытается разъединить, расцепить руки детей, но у него ничего «не получается»: дети крепко держатся за руки. Педагог говорит, что все вместе дети очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.

Педагог-психолог: «Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц Коська. Наконец наступило утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
— Эй, Родничок, где ты?
— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит: в небе облачко покачивается.
— Да как же ты туда попал? — удивился Коська».

Во время следующей игры роль «родничка» исполняет педагог.

Игра «Как ты туда попал?»

Дети по очереди обращаются к педагогу с вопросом: «Да как же ты туда попал?», стараясь придать голосу интонационную выразительность. Педагог отвечает (тоже с разными интонациями — басом, тоненьким голоском, шепотом, скрипучим голосом): «Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился».

Педагог-психолог: Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо? Вот и вы сейчас будете двигаться, как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.

 Игра «Двигаемся с облаком»

Двое взрослых поднимают над головами детей полотно белого тюля и передвигают его то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань поднимается высоко.

Педагог-психолог: «Наступила осень.
В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит: шумит что-то.
— Эй, кто там? — закричал Коська.
— Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился».

Игра «Растопи сугроб»

Один из детей становится «солнышком», остальные превращаются в «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», пытается догадаться, на что они похожи: «Этот большой сугроб похож на цветок. А этот — на дерево» и т.п. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает каждому «сугробу» растаять. «Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются, прислушиваясь к ощущениям в своем теле.

Педагог-психолог: Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка и назовем их.

Дети по очереди рассказывают о превращениях Родничка, делятся впечатлениями о собственных превращениях. Педагог помогает им вопросами.

По  мотивам сказки Николая ГРИБАЧЕВА «Заяц Коська и Родничок»

 

Рейтинг@Mail.ru