Заяц Коська и голубой
Родничок
Интегративное занятие с элементами
психологического тренинга, развития речи и
ознакомления с окружающим миром для детей от
пяти лет
Как сделать так, чтобы жизнь ребенка в
детском саду была наполнена позитивными,
развивающими событиями? Каждый педагог находит
свои пути для решения этой задачи.
Мы предлагаем читателям конспект
интегрированного занятия с элементами
сказкотерапии, развития речи и ознакомления с
окружающим миром.
Версия текста была представлена на Фестиваль
«Открытый урок» Издательского дома «Первое
сентября» Галиной КОСКОВОЙ. Ольга Скачкова,
слушательница курсов повышения квалификации по
курсу «Психологические основы дошкольного
воспитания», предложила его с небольшими
изменениями в качестве занятия, ставшего
событием для ее воспитанников.
В основе занятия — разработки ведущих
российских сказкотерапевтов.
Оформление помещения для проведения
занятия
На полу горкой выложены камни, обозначающие
родник. От родника извилистой линией тянется
шнур голубого цвета. Это ручеек. Он «впадает» в
море, изображенное с помощью большого куска
синей ткани.
Необходимое оборудование и атрибуты
В ходе занятия понадобятся: кукла, являющаяся
образом родничка; грецкие орехи, голубые
ленточки на резинке, изображающие ручейки, — по
количеству детей, тюль белого цвета для
изображения большого облака, половинка обруча
для изображения мостика; изображение горы на
картинке, прикрепленное к занавеске; полукруглая
лесенка для изображения холма.
Педагог-психолог: Сегодня мы
отправимся в сказку, в которой речь пойдет о воде.
Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Какая
бывает вода?
Дети: Холодная, теплая, жидкая,
текучая, прозрачная, освежающая, свежая, чистая,
мутная, грязная.
Педагог-психолог: А бывает вода
твердой? Когда такое случается?
Дети: Когда вода замерзает, она
превращается в снег, лед, град.
Педагог-психолог: Бывает ли вода легче
воздуха? Когда?
Дети: Когда вода испаряется, то
превращается в пар, туман, облака.
Педагог-психолог: Где вода
встречается в природе?
Дети: В реке, озере.
Педагог-психолог: В нашем зале есть
ручей. Давайте найдем его начало. Как называется
то место, где начинается ручей?
Дети: Родник, ключ, источник.
Педагог-психолог: Откуда в роднике
вода?
Дети: Она вытекает из-под земли.
Педагог-психолог: А теперь посмотрим,
где ручей заканчивает свой путь.
Дети: Он вливается в реку, или в озеро,
или в море.
Педагог-психолог: Вот мы и подошли к
началу сказки. Для путешествия по сказке
необходима особая сила. Эту силу даст нам
волшебный ручеек.
Включается аудиозапись с журчанием ручья.
Дети на носочках проходят по «ручью» (по голубому
шнуру), вслушиваясь в журчание, «наполняясь
волшебной силой».
Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки
— в позу расслабления.
Педагог-психолог: Наполнились
волшебной силой? Готовы к сказке? «Живет в нашем
лесу Заяц Коська — шкурка серая, уши длинные.
Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все
стороны косит, все на свете разузнать хочет».
Педагог предлагает детям представить, что
они сами — как зайчики. Зайчики тихонько сидят
под кустом, прислушиваются и приглядываются, нет
ли опасности.
Дети выполняют движения глазами вправо-влево и
вверх-вниз.
Педагог-психолог: «Бежал как-то Коська
по лесу и встретил белку.
— Ты кто такая?
— Я — белка.
— А я — Заяц Коська. Пойдем искать где-нибудь
чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
— Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме
готовлюсь».
Кто из вас знает, как белка готовится к зиме?
Дети: Запасает семечки, грибы, ягоды,
орехи.
Педагог-психолог: Белка прислала вам
орешки.
Педагог раздает детям орехи и предлагает
сделать с их помощью себе массаж.
Упражнения с орехами
Дети удерживают грецкий орех
поочередно между разными пальцами (указательным
и средним, средним и безымянным, безымянным и
мизинцем) правой, затем левой руки.
Дети кладут орех на бедро и
перекатывают его пальцами руки. Затем то же
движение повторяют другой рукой.
Дети вращают орех между ладонями,
постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.
Вначале упражнения с орехами (самомассаж)
могут вызывать смех. Но в конце дети будут
выполнять их с наслаждением, прислушиваясь к
себе.
Педагог-психолог: Что чувствуют ваши
ладони и пальцы? (Дети делятся своими
впечатлениями.) Давайте немного охладим руки,
подуем на них.
Дети осторожно дуют на руки с помощью
длительного выдоха, через слегка вытянутые
трубочкой губы.
Педагог-психолог: А теперь искупаем
ручки в прохладном ручейке, споем песенку
водички.
Дети подражают звуку текущей воды.
Педагог-психолог: «Бежит Коська
дальше. Видит: дупло на дереве, а из него
выглядывает кто-то.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я — филин Семка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью
зайцев ловлю.
Бежал, бежал Заяц Коська по лесу, вдруг увидел
Родничок, из него ручеек течет.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать,
посмотреть далекие края.
— Вот здорово, — обрадовался Заяц, — побежали
наперегонки.
— Побежали, — согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок
уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да
все впереди зайца».
Педагог предлагает детям превратиться в
ручеек. Они берутся за руки и под музыку цепочкой
бегут по залу, преодолевая разные препятствия:
пробегают под мостом (обручем), поднимаются и
сбегают с холма (полукруглая лесенка), перебегают
через дорогу (полоса картона), забегают за гору
(за занавеску, на которой укреплена картинка с
изображением гор), выбегают из-за горы.
После упражнения дети садятся на пяточки,
расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на
вопросы педагога.
Педагог-психолог: Когда на вашем пути
встретился мост, что вы сделали?
Дети: Мы пробежали под мостом. (И т.д.)
Следующая игра тоже связана с
перевоплощением.
Игра «Филин и зайцы»
Один из детей исполняет роль филина,
остальные — роль зайцев. «Зайцы» прыгают,
танцуют. Как только раздается уханье «филина»,
«зайцы» замирают на месте и изображают испуг:
приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают
брови, напрягают руки, плечи, шею, съеживаются от
страха.
После окончания упражнения дети стоя
расслабляются, отпускают страх и напряжение.
Потом педагог предлагает детям «поухать», как
филин. «Ухают» все вместе, в заданном ритме: «У-ху,
у-ху...». При этом внимание концентрируется на
мышцах живота: их нужно втягивать в конце выдоха.
Педагог-психолог: «Прибежали Родничок
и Заяц Коська к берегу реки, а там множество
ручейков сливаются воедино.
— Пропал теперь Родничок! Съест его большая река,
— забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?
— А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь
с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй
скорее!»
Педагог предлагает детям побыть
«родничками».
Игра «Стань родничком»
Дети танцуют с ленточками. Как только музыка
останавливается, дети берутся за руки и
образовывают круг: «роднички» сливаются в одну
«реку». Педагог делает вид, что пытается
разъединить, расцепить руки детей, но у него
ничего «не получается»: дети крепко держатся за
руки. Педагог говорит, что все вместе дети очень
сильные, река у них получилась могучая,
полноводная.
Педагог-психолог: «Весь день и целую
ночь бежал по лесу Заяц Коська. Наконец наступило
утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
— Эй, Родничок, где ты?
— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок.
Поднял глаза Коська и видит: в небе облачко
покачивается.
— Да как же ты туда попал? — удивился Коська».
Во время следующей игры роль «родничка»
исполняет педагог.
Игра «Как ты туда попал?»
Дети по очереди обращаются к педагогу с
вопросом: «Да как же ты туда попал?», стараясь
придать голосу интонационную выразительность.
Педагог отвечает (тоже с разными интонациями —
басом, тоненьким голоском, шепотом, скрипучим
голосом): «Ночью я туманом стал, а утром меня
солнышко пригрело — я в облачко превратился».
Педагог-психолог: Как двигается
облачко, быстро или медленно? Плавно или резко?
Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или
тяжело, грубо? Вот и вы сейчас будете двигаться,
как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.
Игра «Двигаемся с облаком»
Двое взрослых поднимают над головами детей
полотно белого тюля и передвигают его то вправо,
то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно
передвигаются вслед за движением ткани:
приседают, если ткань опускается слишком низко,
тянутся пальчиками вверх, если ткань поднимается
высоко.
Педагог-психолог: «Наступила осень.
В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит: шумит
что-то.
— Эй, кто там? — закричал Коська.
— Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в
речку превратился, из речки в туман, из тумана в
облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и
на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет,
и мы снова встретимся.
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме
цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из
тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в
сугроб превратился».
Игра «Растопи сугроб»
Один из детей становится «солнышком»,
остальные превращаются в «сугробы» и замирают в
статичной позе. «Солнышко» рассматривает
«сугробы», пытается догадаться, на что они
похожи: «Этот большой сугроб похож на цветок. А
этот — на дерево» и т.п. Затем «солнышко» мягким и
нежным прикосновением помогает каждому
«сугробу» растаять. «Растаявшие сугробы»
ложатся на пол, «растекаются» по полу,
расслабляются, прислушиваясь к ощущениям в своем
теле.
Педагог-психолог: Сказка закончилась.
Давайте припомним все превращения и изменения
Родничка и назовем их.
Дети по очереди рассказывают о превращениях
Родничка, делятся впечатлениями о собственных
превращениях. Педагог помогает им вопросами.
По мотивам сказки Николая ГРИБАЧЕВА
«Заяц Коська и Родничок»
|