Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2008

ГОД СЕМЬИ

Отмечаем «Мамин день»!

Об особенностях праздника и формах его проведения

8 Марта — один из любимых праздников россиян. О политической подоплеке праздника давно забыли, и в детских садах он традиционно отмечается как «Мамин день». Введение в календарь специального Дня матери ничего не изменило. Просто теперь у нас есть повод чествовать мам дважды. Это никому не повредит. 8 Марта всегда проходит более нарядно и празднично, а в День матери (в ноябре) представители государственной власти проводят поощрительные акции, адресованные в основном многодетным семьям.

Не будем отступать от сложившейся традиции.

Обычно, рассуждая о педагогике праздника, мы спрашиваем себя: для кого устраивается праздник? Отвечаем: для детей — и исходим из этого принципа при его подготовке. В частности, в конце праздника дети получают подарки.

У праздника «Мамин день» другой адресат — мамы. Это должно быть ясно и педагогам, и детям. В центре внимания и зрителей, и участников должны оказаться именно мамы. Они обязательно должны получить психологическое удовлетворение от присутствия на празднике. Собственно, эту задачу всегда нужно иметь в виду. Но в данном случае от нее нельзя отмахнуться, нельзя отодвинуть на второй план.

Как же ее решать?

Каждый детский сад, как правило, придерживается определенной формы проведения праздников. Чаще всего они отличаются друг от друга только ободками на головах детей и набором стихотворных текстов. Родители при этом сидят на стульчиках и ревниво следят: этот рассказывал стихотворение и танцевал, а мой только по залу с шариками прошелся и спел песню в общем хоре. Как бы при этом ни был красив праздник, как бы ни удивляли зрителей своим мастерством избранные дети, мамы не получат от праздника особого удовольствия. Ведь они идут в детский сад смотреть не вообще концерт или спектакль. За этим стоило бы пойти куданибудь в филармонию или в театр.

Мамы идут смотреть на своего конкретного ребенка, принимающего участие в спектакле или концерте, хотят испытать чувство гордости за его успехи, услышать именно от него теплые слова и признание в любви, а не от способного сына соседки.

И если, готовя концерт для ветеранов ко Дню Победы, этими желаниями мам можно пренебречь, то 8 Марта нужно постараться их исполнить.

В этом, безусловно, состоит сложность проведения праздника, но эта сложность и заставляет искать оригинальные пути решения проблемы — и педагогические, и режиссерские.

Для начала нужно попробовать отказаться от привычных стереотипов и попытаться оценить разные жанры с точки зрения их успешности для поставленных задач.

Татарский национальный костюм

Татарский национальный костюм

Татарский национальный костюм

Концерт

Концерт состоит из набора номеров. Артисты выходят на сцену по очереди, сменяя друг друга. Очень длинным концерт быть не может: дети устанут. Поэтому скорее всего не все получат возможность принять в нем участие.

Только те, у которых петь, танцевать и рассказывать стихи получается особенно хорошо. Поэтому в данном случае этот жанр не подходит. Его лучше оставить для 9 Мая, для праздника с присутствием высоких гостей «со стороны». Даже к включению в праздник традиционного фрагмента — чтения стихов — в данном случае нужно отнестись осторожно. Повторимся: мамы приходят посмотреть и послушать своих детей.

Если вы по каким--то причинам без чтения стихов обойтись не можете, есть приемы, позволяющие включить всех детей в декламацию. В первую очередь это хоровое чтение.

Читать длинное стихотворение хором нельзя. У детей нечеткая дикция, никто ничего не поймет, будет слышан только голосовой шум. Всем вместе можно сказать две—четыре строчки — не больше. Но можно разбить детей на пары или тройки и предоставить им возможность прочитать небольшие фрагменты. Это позволяет соединить более бойкого ребенка с хорошей памятью с тем, которому запоминание стихотворений дается трудно. Дети каждой пары могут держаться за руки и раскачивать ими, подчиняясь ритму текста. Это очень объединяет выступающих. Когда дети читают текст вместе, и более успешный «тянет» за собой товарища, родители обычно не страдают от ревности, а испытывают чувство умиления от демонстрации подобного братства и взаимопомощи. Еще лучше, если «вести» стихотворение будет взрослый, вклинивая свои фразы между фразами детей и помогая им вовремя вступить. Последнее довольно трудно. «Перекличка» удается детям, уже овладевшим командными способами взаимодействия — то есть где-то с пятишести лет. И то не всем. Этот способ чтения стихов можно использовать не только в подготовке концерта, но и в других формах праздника.

Спектакль

Не инсценировка, вклиненная в общий праздник, а именно спектакль — полноценное сценическое действо — подходит для «Маминого дня». Его можно превратить в настоящую театральную игру — с афишей, с билетами.

Но мам и бабушек можно приглашать на спектакль только в том случае, если в нем занят их ребенок. Есть два варианта проведения праздничного спектакля: продумывать сценарий таким образом, чтобы в нем были заняты все дети группы, или играть его два раза: один раз — одним составом, другой раз — другим составом. Хлопотно, но вполне себя оправдывает: и с эмоциональной точки зрения, и с точки зрения последующих отношений с родителями. Большинство мам и пап в этом случае не отказываются посмотреть постановку еще раз — с другими детьми. Сегодня мой играл главную роль, а завтра — его приятель. Надо пойти поддержать, похлопать. И вообще — интересно.

Чувашский национальный костюм

Чувашский
национальный
костюм

Мордовский национальный костюм

Мордовский
национальный
костюм

Русский национальный костюм

Русский
национальный
костюм

Педагоги детского сада № 6 «Звездочка» г. Азнакаево в народных костюмах

Игровой праздник

Это самый благодатный жанр для проведения «Маминого дня» (а также для празднования Дня отца).

Его основу составляют коллективные игры, хороводы и веселые состязания, в которые можно включать родителей.

Существует совсем простой путь для организации праздника, что называется — без затей: «Сегодня мы собрались здесь, чтобы порадовать наших мам. Пусть они полюбуются на своих деток: какие они ловкие и сообразительные. Команды вызываются на старт! (или на сцену, если праздник проходит в форме КВН)». Но это не значит, что он будет менее насыщенным положительными эмоциями.

Одна из разновидностей игрового праздника — праздник без зрителей.

Дети и взрослые сразу встают в общий круг (или в два круга) и играют в разные игры от начала до конца. Игры следуют одна за другой, ведущий быстро и четко объясняет взрослым их правила. С маленькими детьми очень сложных игр обычно не проводят, поэтому взрослые все понимают с полуслова. Родителей можно предупредить об этом заранее и предложить прийти в одежде такого же цвета, который доминирует в костюмчике ребенка, или украсить себя и малыша одинаковыми атрибутами.

Педагоги детского сада № 47 г. Полысаево в русских народных костюмах

Педагоги детского сада № 47 г. Полысаево в русских народных костюмах

Сюжетно-игровой праздник

Такой праздник хорош для детей старшего дошкольного возраста или для разновозрастных групп. Он по форме очень похож на игровой праздник, но все игры и действия участников продиктованы не только ситуацией соревновательности, но и сказочным сюжетом. В ходе праздника дети должны приложить усилия для предотвращения какогонибудь «злого дела» или для «спасения мам». Мамам при этом тоже может отводиться некая роль, требующая от них некоторых действий — несложных, но важных для сюжета. (см. варианты сценариев: "Как вернуть улыбку маме?", "Корона для мамы")

Мамы на подиуме

Эта форма отводит мамам главную роль активных участниц. Такое возможно в том случае, если мамы в группе дружны, инициативны и способны решиться на совместную акцию. Например, на организацию дефиле. Они, как на празднике красоты, могут пройти по сцене в костюмах сказочных персонажей — фей, волшебниц, королев. Отрицательные персонажи в данном случае исключаются: это не новогодний карнавал. Главная задача — заставить публику (детей, присутствующих в зале мужчин) затаить дыхание от восхищения.

Кстати, можно посвятить дефиле демонстрации народных костюмов. Женщины в них смотрятся очень красиво. В празднике народного костюма могут участвовать не только мамы, но и педагоги. Костюм не обязательно должен соответствовать этнической принадлежности мамы. Выбор национальности, костюм которой будет представлять мама, должен определяться ее собственным желанием. Можно «осложнить» демонстрацию костюма исполнением песни, танца или стихотворения.

Можно включать в показ костюмов «традиционные» испытания девушек, существующие у разных народов. Например, «испытание ведрами с водой» было распространено у русских, у татар, у народов, проживающих с ними по соседству на территории России. Девушкам на смотринах предлагалось пройти мимо гостей с коромыслом, на котором висели два ведра с водой.

Конечно, мамы уже в другом статусе, и никто не сомневается в их пригодности к семейной жизни и к работе по хозяйству. К тому же сегодня в большинстве населенных пунктов пользуются водопроводом. Так что «пронос ведер» — всего лишь игра, воспоминание о старинном обычае: девушки (в данном случае — мамы) проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы, а затем — с коромыслом и ведрами, показывая свою стать, походку. Коромысла и ведра вполне могут быть бутафорскими.

Шоу с показом костюмов может включаться в любую форму праздника — в качестве сюрпризного момента.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru