Руки учат говорить
Развитие речи детей через
конструктивную и изобразительную деятельность
Имя кандидата педагогических наук Галины
УРАДОВСКИХ хорошо известно нашим читателям. Она
— автор «лоскутного» конструктора, или
лоскутной мозаики, как иногда называют это
пособие педагоги.
С этого номера мы начинаем знакомить читателей
с системой занятий Галины Урадовских,
разработанной для детей с общим недоразвитием
речи. В отличие от традиционно принятого подхода
Галина Васильевна настаивает на необходимости
начинать целенаправленную работу с ними не в
пятьшесть лет — непосредственно перед
поступлением в первый класс, — а значительно
раньше, в младшем дошкольном возрасте. Это
позволяет добиться более ощутимого
коррекционного эффекта. Однако в условиях
отсутствия детских садов (особенно — в сельской
местности), там, где дети с речевыми проблемами
впервые попадают в организованную систему
только в возрасте пятишести лет, педагоги могут
воспользоваться предложенными конспектами для
проведения развивающих и коррекционных занятий
в группах предшкольной подготовки.
Основанием системы занятий, предложенной Г.В.
Урадовских, является представление о
взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и
его речи. Детская продуктивная деятельность
всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные
переживания детей, как в процессе деятельности,
так и в процессе обсуждения ее результатов,
побуждают детей говорить. А участие ребенка в
создании коллективного произведения
естественным образом порождает ситуации
общения, речевого диалога. Это означает, что
собственно речевую и словарную работу можно
органично «вживлять», имплантировать в занятия
по обучению продуктивной деятельности.
Такой подход обладает особенной
привлекательностью для воспитателей:
интегрированные занятия не требуют
дополнительных «часов» и позволяют в одно и то же
время решать разные, но крайне важные для
развития ребенка задачи.
В данной системе занятий развитие детей
строится не только на традиционных видах
продуктивной деятельности, к которым относятся
рисование, лепка, аппликация и конструирование
из строительного материала. В работу вводятся
еще и художественное конструирование из бумаги и
конструирование из деталей «универсального»
конструктора.
Введение дополнительных видов конструирования
также не предполагает увеличения общего
количества образовательных занятий и
соответствует утвержденному плану
образовательной работы с детьми 3—4 лет. Это
стало возможно благодаря замене одних занятий на
другие. Занятия по художественному
конструированию из бумаги проводятся один раз в
неделю вместо одного из трех плановых речевых
занятий. Основание замены — полноценное решение
задач речевого развития в процессе интересной и
легкой для детей продуктивной деятельности с
бумагой. Занятия по конструированию из деталей
«универсального» конструктора проводятся
вместо занятий по аппликации.
Структура программы
Система занятий включает конспекты по двум
видам деятельности: «Конструктивная
деятельность» (1) и «Изобразительная
деятельность» (2). Внутри каждого вида
деятельности представлены конспекты по
конструированию из бумаги (1.1), деталей
«универсального конструктора» (1.2),
строительного материала (1.3); рисования (2.1) и
лепки (2.2) по месяцам и неделям (внутри каждого
месяца). Перед каждым занятием указан месяц,
порядковый номер недели, общая тема
(логопедическая), тема данного конкретного
занятия и его номер.
Продуктивная деятельность детей организована
по тематическому принципу.
Темы занятий продуктивной деятельности детей в
течение одной недели повторяются несколько раз с
незначительными изменениями на занятиях каждого
вида изобразительной и конструктивной
деятельности. Это позволяет педагогу исключить
механический характер при повторном знакомстве
младших дошкольников с наиболее типичными,
яркими и характерными предметами, явлениями и
событиями окружающей действительности.
Повторное создание образа обогащает детей и
делает процесс рисования и конструирования для
малышей более понятным, интересным и успешным,
так как закрепляет способ его построения в
художественнообразной форме.
Но организация педагогического процесса по
тематическому принципу сталкивается с
некоторыми трудностями.
Главная трудность связана с необходимостью
согласовывать логику становления и развития
продуктивной деятельности детей с конкретными
логопедическими темами, заданными в жесткой
последовательности. Темы, предложенные
учителемлогопедом, не всегда позволяют
педагогам следовать логике становления
изобразительной и конструктивной деятельности.
Некоторые темы можно было бы максимально
раскрыть во всех видах изобразительной и
конструктивной деятельности, но этого не
позволяют сделать сроки отведенной на них
логопедической работы (неделя). Другие темы
сложно реализовать в тех или иных видах
продуктивной деятельности. Поэтому есть темы,
которые осваиваются малышами не в процессе всего
одного или двух видов деятельности.
Несмотря на определенные трудности в
организации педагогического процесса по
логопедическим темам, в планировании программы
найден разумный компромисс, позволяющий
гармонично сочетать речевую и продуктивную
деятельность детей младшего дошкольного
возраста с ОНР.
Речевые задачи и их постепенное
усложнение на занятиях по конструированию и
художественной деятельности
В процесс обучения детей разным видам
практической деятельности органично включаются
речевые задачи, разработанные
учителямилогопедами Л.П. Борисовой, Е.А. Львовой.
Работа воспитателя по развитию у детей умения
отвечать на вопросы в процессе рисования или
конструирования включает шесть этапов и
предполагает определенную последовательность.
Сначала от ребенка не требуется ответа словом.
Достаточно, чтобы он показал предмет или
произвел необходимое действие с ним. Затем
воспитатель побуждает ребенка произнести слово
вместе с собой (сопряженная речь). Далее ребенка
побуждают к самостоятельному высказыванию. Это
высказывание состоит из одного слова, затем
приобретает форму простого предложения из 1–2
слов; наконец, разрастается до самостоятельно
построенного предложения из 2–3 слов, и потом из
3–4 слов.
Начиная с третьего этапа, наряду с сопряженной
речью, воспитатель практикует и отраженную форму
речи — повторное произнесение ребенком (или
всеми детьми одновременно хором) отдельных слов,
фраз вслед за взрослым или другим ребенком.
Простые образцы речи воспитатель использует в
процессе практической деятельности в течение
всего занятия. Более сложные — в конце, по
завершении работы. Воспитатель подводит итог
того, что дети сделали на занятии. Содержанием
рассказа педагога, как правило, является
повторение последовательности действий,
выполненных детьми, и приглашение их к
обсуждению результата работы.
Универсальный конструктор из
«лоскутков»
Один из блоков занятий, представленных в
программе Галины Урадовских, посвящен работе с
созданным ею универсальным конструктором.
Конструктор состоит из разных по форме, цвету и
величине геометрических фигур, вырезанных из
ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых
светлоокрашенной тканью. Работа с конструктором
предполагает выкладывание фигурок на фон в
соответствии с замыслом маленького художника.
Малыш, таким образом, с успехом осваивает основы
композиции, обучается различать и называть
геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от
той же аппликации конструктор позволяет ребенку
легко исправить допущенные ошибки, заменить одну
деталь на другую, дополнить созданную «картину»
или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом
работа доставляет ему еще и приятные тактильные
ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих
ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся
прикосновениям.
Так как для работы с конструктором не требуется
особых технических умений, он может быть
использован в работе с детьми разных возрастов. И
даже трехлеточки могут создавать с его помощью
разнообразные варианты предметных, сюжетных,
пейзажных и декоративных композиций,
отличающиеся целостностью и радующие глаз
«совершенством». То есть конструктор
представляет собой «потенциальное поле
успешности» для самых разных детей — одаренных
или с задержками в развитии.
К тому же подобное конструирование — это
синтетическая деятельность, в ходе которой могут
одновременно решаться образовательные задачи
изобразительной и конструктивной деятельности,
предоставляя детям дополнительные возможности
для развития сенсорных, познавательных и
творческих способностей.
Чаще всего универсальный конструктор Галины
Урадовских используют педагоги, работающие по
программе «Развитие». Но «лоскутный
конструктор» займет достойное место и в
кабинетах логопедов и психологов, и в сенсорных
комнатах, и в изостудиях — так разнообразны
способы его применения и задачи, которые он
позволяет решить.
Примеры коррекционных занятий с универсальным
конструктором вы найдете во вкладках
«Дошкольного образования». Занятия включены в
систему работы с детьми, имеющими общее
недоразвитие речи.
Конспекты занятий |