Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2008

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Перевести контроль в самоконтроль

Как делегировать проверяющие функции педагогам коллектива?

Как осуществить управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива ДОУ? В нашем дошкольном учреждении в основе методической работы лежат следующие положения:

  • диагностика профессионального мастерства педагогов;

  • индивидуальный и дифференцированный подход к педагогам с учетом уровня их квалификации, образования, способности к творческой деятельности, к созданию нового, к прогнозированию результата;

  • самореализация личности педагога в ходе методической работы;

  • организация деятельности творческих объединений педагогов и включение их в опытноэкспериментальную работу;

  • концептуальное обоснование деятельности детского сада, конкретного педагога с учетом особенностей конкретного ДОУ и запросов родителей.

У нас есть специалисты, отвечающие за состояние работы по одному разделу программы (Физическое воспитание. Музыкальное воспитание) или работающие в одном из направлений деятельности (коррекционноречевое).

Также есть воспитатели высокой квалификации, находящиеся на самоконтроле (их у нас 5 человек). Мы постарались сделать их своими помощниками и союзниками. Пусть они поделятся своими знаниями, профессиональными умениями и навыками, а заодно помогут старшему воспитателю решить его задачи при реализации каждой управленческой функции.

Практически каждый специалист и воспитатель является включенным в управленческую деятельность — ему делегируются полномочия для управленческих функций:

№ п/п

Управленческая функция

Действия специалиста

Действия
воспитателей

1

Планирование

«Взаимодействие специалистов и воспитателей»

(таблица № 1)

Инициативные карты

(таблица № 5)

2

Организация и руководство

Дифференцированная работа специалиста с воспитателями

(таблица № 2)

«Методическая работа педагога»

(таблица № 6)

3

Анализ и контроль

План контроля специалистов

(таблица № 3)

Самоконтроль, взаимоконтроль

4

Стимулирование

Совместная работа в единой команде. «Характеристика методической работы педагогов» (таблица № 4)

Познакомьтесь с общей схемой взаимодействия специалистов и воспитателей МДОУ (таблица № 1).

Этапы, срок

Содержание

Формы

работы

Результат

Документация

1.Сентябрь

Определение уровня развития детей на начало года

Беседа с детьми, тестовые задания

Определение уровня развития каждого ребенка на начало года

Таблицы динамики развития детей

2.Октябрь

Анализ и обсуждение результатов

Мини­педсоветы, консилиумы

Рекомендации воспитателям

Таблицы индивидуальной работы с детьми по разделу

3.Ноябрь

Работа с воспитателями (оказание помощи на основе диагностических карт, по индивидуальным заявкам…)

Семинары, консультации, практикумы

Повышение профессионального уровня воспитателей, обогащение развивающей среды, работа с родителями по данному разделу

Методический продукт (материалы консультаций, практикумов, картотеки, игры, дидактический материал…)

4.Декабрь—

январь

Промежуточные срезы — тенденции в развитии ребенка

Беседа с детьми, тестовые задания, выявление динамики в развитии ребенка

Корректировка в работе воспитателей

Таблицы динамики развития детей, внесение корректив в индивидуальную работу с детьми

5.Февраль—март

Деятельность воспитателя по разделу программы

Анализ и контроль

Корректировка в работе воспитателей

Тетради, таблицы анализа и контроля за деятельностью воспитателей по разделу

6.Апрель—

май

Результаты работы за год по разделу

Анализ уровня развития детей

Динамика в развитии каждого ребенка.

Знакомство родителей с результатами

Таблицы динамики развития детей

7.Май

Определение перспектив

Итоговый педсовет

Формулировка проблем на новый учебный год

Планы индивидуальной работы с детьми на летний период.

Инициативные карты специалистов

На ее основе каждый специалист разрабатывает план работы по своему разделу. (Например, взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей; учителялогопеда и воспитателей; инструктора по физическому воспитанию и воспитателей.)

Дифференцированная работа специалиста с воспитателями конкретизируется в плане и отражается в таблице № 2.

Работа специалиста __________________________________________________ с воспитателями

Раздел программы ____________________________________________________________

 

Оказание помощи воспитателям

По годовым задачам ДОУ

По результатам диагностики

По запросам воспитателя

Выполнение рекомендаций по результатам аттестации

1я группа:

воспитатели на самоконтроле

       

2я группа:

воспитатели, нуждающиеся в методической помощи

       

3я группа:

воспитатели, нуждающиеся в активной методической помощи

       

Осуществляемый в ДОУ контроль помогает более эффективно реализоваться специалистам и обнаружить у них скрытые резервы.

Мы предполагаем профессиональный контроль специалистов.

№ п/п

Специалист

ДОУ

Цели

контроля

Содержание контроля

1

Инструктор по физическому воспитанию

Уровень физической подготовленности детей

Уровень физической подготовленности (сформированность двигательных навыков, физических качеств). Создание условий и организация работы воспитателей с детьми по разделу «Физическое воспитание»

2

Музыкальный руководитель

Уровень музыкального развития детей

Усвоение программы по разделу «Музыкальное воспитание». Показатели развития музыкальных и театральных способностей. Организация работы по разделу «Музыкальное воспитание» в группах, музыкальная среда

3

Логопеды

Уровень речевого развития детей

Уровни речевого развития детей (звукопроизношение, лексико­грамматический строй, словарный запас, связная речь). Выявление уровня подготовки детей к обучению грамоте. Результаты коррекционной работы. Организация работы по разделу «Развитие речи». Речевая среда в группе

Используем следующие формы контроля: предварительный, текущий, итоговый.

На каждый учебный год специалист составляет план контроля по схеме (таблица № 3):

№ п/п

Вопросы контроля

Возрастные группы

             

Вопросы, которые контролируют специалисты, определены руководителями на основе функциональных обязанностей и уровня квалификации конкретного специалиста. Из общего перечня вопросов выбираются наиболее актуальные для данного учебного года.

Например, так выглядит план контроля логопеда по разделу «Развитие речи» на 2007/2008 учебный год:

№ п/п

Вопросы на контроле

Возрастные группы, воспитатели

1

Усвоение программы:

— звуковая культура речи;
— грамматический строй;
— словарь;
— связная речь

             

2

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

             

3

Индивидуальная работа воспитателей с детьми

             

4

Проведение артикуляционной гимнастики с детьми

             

5

Создание условий в группах для речевого развития детей

             

Контроль, осуществляемый каждым специалистом, позволяет оценить качество работы воспитателя и оказать действенную помощь в совершенствовании их профессионального мастерства по конкретному разделу программы.

Старший воспитатель совместно со специалистами анализирует полученные данные, формулирует задачи на новый учебный год, планирует мероприятия, формы работы.

Анализ и результаты методической работы педагога являются своеобразным стимулированием и отражаются в таблице № 4.

Характеристика методической работы педагога:

Учебный

год

Направления в работе

Инновационная деятельность

Участие в мероприятиях

Результат

Города, области, страны

ДОУ

2005/2006

         

2006/2007

         

2007/2008

         

Вовлечение в управленческую деятельность воспитателей, которые в силу своих профессиональных и личностных качеств могут работать на самоконтроле, осуществляется следующим образом.

Педагоги заполняют инициативные карты по схеме (таблица № 5).

Инициативная карта педагога МДОУ

Ф.И.О. ________________________________________________________________________

Учебный год

Вижу проблему

Предлагаю
решение

Приму личное
участие

Прошу дать задание

Примечания

           

После коллективного анализа выявленных проблем выбираются первоочередные, и в соответствии с ними формы методической работы, способствующие снятию или ослаблению поставленной проблемы. Эта деятельность конкретизируется в таблице № 6.

Методическая работа педагога на 200___ /___ учебный год

Ф.И.О. ________________________________________________________________________

№ п/п

Проблема, тема

Формы методической работы

План

Литература

         

Здесь используем самопланирование. Педагоги составляют планы работы творческих групп, «Школы молодого педагога», «Школы педагогического опыта» и т.п.

В контрольноаналитическую функцию воспитатели являются включенными через самоконтроль и взаимоконтроль. Разработаны и апробированы схемы — графики контроля, памятки для самоконтроля. Внедрение всех этих форм контроля помогает рассматривать все явления жизни через призму педагогического анализа своей деятельности.

Дни диагностики, регулирования и коррекции (ДРК), проводимые в нашем дошкольном учреждении как разновидность тематического контроля, также способствуют решению вопросов рационализации процессов управления. И в полной мере решают задачи оперативной диагностики, выработки мер по регулированию процессов поддержания системы управления ДОУ на заданном уровне или переводу ее на более высокий (П.И. Третьяков, К.Ю. Белая).

На наш взгляд, благодаря такому построению работы меняется характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Соответственно изменяется и отношение педагогов к контролю. Они чаще просят оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно­коррекционный характер и способствует повышению профессиональной подготовки педагогов. А планирование и организация деятельности снизу позволяет приобщить каждого педагога к общему делу, включить его в образовательный процесс.

Ирина УПРУГИНА,
старший воспитатель детского сада № 10,
г. Миасс Челябинской области

 

Рейтинг@Mail.ru