Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2008

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. начало см. в № 4/2008

Логика — оружие будущего школьника

В прошлом номере мы начали знакомить читателей с вариантами заданий на развитие логического мышления будущих первоклассников.
Если овладение предыдущими уровнями является желательным для всех детей шестилетнего возраста и является некоторым залогом успешного обучения в школе, то четвертый, пятый и шестой уровни сложности рассчитаны на одаренных детей.
Переходить к ним нужно тогда, когда дети научатся справляться с вариантами более легких заданий.

Третий уровень сложности.

Неровные шаги

В цепочках этого уровня нужно не просто установить, какие фигуры чередуются между собой. Здесь фигуры чередуются группами.

Два круга — треугольник — два круга — квадрат — два круга — треугольник — …

В самих группах может быть заложен принцип увеличения количества фигур от шага к шагу.

Один круг — один треугольник — два круга — два треугольника — три круга — …

Принцип изменения количества фигур может быть более сложным.

Один круг — два треугольника — один круг — три треугольника — один круг — …

Две чашки — ложка — три чашки — две ложки — четыре чашки — …

Четвертый уровень сложности

Фигурная группа из знакомых фигур

На этом уровне ряды фигур объединены в пространственную фигуру — квадрат. В квадрате три ряда по три фигуры в каждом, то есть девять символов. Одна фигура пропущена. Анализируя порядок расположения фигур в других рядах и характер изменения их расположения от ряда к ряду, нужно эту пропущенную фигуру угадать.

Ребенку будет легче, если сначала квадрат будет состоять из образных фигур.

Затем образные фигуры можно заменить знакомыми геометрическими фигурами.

 

По аналогии с приведенными примерами можно придумать множество разных цепочек.

Логические задачи можно «нагружать» дополнительными функциями.

После того, как дети выявят закономерность, предложите им пересчитать нарисованные фигуры: сколько всего фигур в цепочке? Сколько грибков? Сколько листиков? Ягодок больше или меньше, чем грибков? На сколько ягодок меньше, чем листиков? И т.п.

Если цепочка составлена из геометрических фигур, это хороший повод повторить их названия. Упражнения с пересчетом геометрических фигур могут быть «с подвохом». С заданием сосчитать треугольники или квадраты дети наверняка успешно справятся. А вот задание сосчитать все фигуры, у которых есть углы, заставит их подумать. Точно так же, как и задание сосчитать фигуры, не имеющие углов.

Можно предложить детям самим придумать задание по составленной цепочке: «Внимательно посмотрите на цепочку и придумайте для своих друзей задание со словом «Сосчитай!»; «Внимательно посмотрите на цепочку и придумайте задание (задачу) со словами «Чего больше?».

Алгоритм ответа может быть таким: «Я придумал задачу для Саши. Каких фигур больше — треугольников или кругов?» То есть ребенок может сразу же переадресовывать задачу другому. А воспитатель, со своей стороны, тут же назначает «работника скорой помощи»: «Работник скорой помощи — Маша». Саша решает задачу, а Маша следит за решением, в случае затруднения приходит на помощь.

Этот прием позволяет активизировать детей, побудить повышенное внимание к ситуации не у одного, а сразу у троих воспитанников.

Марина АРОМШТАМ

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru