Учение без утомления
Одно
из основных направлений работы нашего
педагогического коллектива — содействовать
здоровью детей. В решение этой задачи включены не
только специалисты, формирующие здоровье
ребенка (врач, медсестры, инструкторы по
физической культуре, плаванию), но и практически
все педагоги и воспитатели детского сада.
Один из принципов здоровьесберегающей
педагогики — приоритет действенной заботы о
здоровье детей — предполагает, что все,
происходящее в образовательном учреждении,
должно оцениваться с позиции влияния на
психофизиологическое состояние и здоровье
ребенка. В настоящее время физиологи и
гигиенисты рассматривают профилактику
утомления как одну из наиболее реальных
возможностей здоровьесбережения в процессе
обучения.
Большинство позиций, по которым традиционно
анализируется занятие, как правило, не оценивают
его с точки зрения утомительности для детей. Мы
уделили особое внимание разработке определенных
критериев педагогической деятельности,
направленной на снижение утомляемости детей
на занятии и позволяющей, за счет большей
эффективности учебного процесса, достичь
поставленных целей.
Работа на занятиях требует от детей
длительного физического и умственного
напряжения, т.е. связана с активной деятельностью
ребенка, стремлением достигнуть результатов в
своих действиях, продолжительным произвольным
вниманием и т.п. Исследования показывают, что
даже при соблюдении требований к объему
образовательной нагрузки и внедрении отдельных
форм физкультурной деятельности частота случаев
сильного и выраженного утомления после
занятий у воспитанников старших и
подготовительных групп составляет примерно 40%.
Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные
сдвиги в функциональном состоянии различных
органов и систем и в конечном итоге ведет к
ухудшению здоровья ребенка.
От правильной организации занятия, уровня его
физиологической и гигиенической рациональности
во многом зависит состояние детей в процессе
учебной деятельности, возможность длительно
поддерживать умственную работоспособность на
высоком уровне и предупреждать преждевременное
наступление утомления, не допуская
переутомления.
Мы предлагаем карту аспектного анализа
занятия «Профилактика утомления детей на
занятии».
При ее разработке мы постарались собрать
воедино отдельные требования, встречающиеся в
различных нормативных документах, публикациях,
научнопрактических изданиях, которые
затрагивают проблему профилактики утомления в
свете вопроса «выполнения
санитарногигиенических требований к занятию».
В своей практике мы используем данную
разработку в учебных, методических и
контролирующих целях. Существует два варианта
карты: первый — с краткими пояснениями (выделены
курсивом в скобках) — используется при
проведении учебнометодических мероприятий (как
внутри своего учреждения, так и при обмене опытом
с другими ДОУ), второй вариант — без пояснений,
используется для контроля (в том числе
самоконтроля, взаимоконтроля). В данных
материалах мы предлагаем первый вариант,
которым, на наш взгляд, будет легче
воспользоваться нашим коллегам.
Людмила КОЛЕСНИКОВА,
заместитель директора
по методической работе,
«Детский сад здоровья» № 84, г. Орел
Карта аспектного анализа занятия
«Профилактика утомления детей на занятии»
Ф.И.О. воспитателя _____________________
Группа _______________
Образовательная область, тема занятия
_________________________________
№
п/п |
Требования к
занятию
(характеризуют деятельность воспитателя по
профилактике утомления детей в процессе
обучения) |
Реализация
требования
(способы реализации, положительные и
отрицательные моменты) |
1 |
Обеспечение необходимых
санитарногигиенических условий обучения |
|
2 |
Построение занятия с
учетом динамики умственной работоспособности
ребенка:
— учет особенностей врабатывания детей
данного возраста;
— обеспечение фактора фиксации внимания в фазе
устойчивой работоспособности;
— поддержание работоспособности при появлении
первых внешних признаков утомления |
|
3 |
Обоснованность и
рациональность (с точки зрения поддержания
умственной работоспособности и предупреждения
утомления) методов и приемов обучения,
применяемых воспитателем на каждом этапе
занятия |
|
4 |
Соответствие объема и
степени сложности содержания учебного материала
возрастным и индивидуальным особенностям детей |
|
5 |
Снижение утомляемости
за счет совокупного вовлечения левого и правого
полушарий головного мозга в учебную
деятельность (функциональная специализация
полушарий учитывается при планировании
«академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав.
пол.) частей обучения на занятии, а также
деятельности, связанной с речью, мышлением,
памятью и др.) |
|
6 |
Использование приемов,
способствующих увеличению двигательной
активности детей на занятии. Смена динамических
поз. Рациональный выбор поз в соответствии с
видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в
кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.) |
|
7 |
Качественное проведение
оздоровительных моментов (физкультминутка,
минутка релаксации, дыхательная гимнастика,
гимнастика для глаз, психогимнастика,
пальчиковая гимнастика и др.):
— своевременность (с точки зрения поддержания
умственной работоспособности детей на занятии);
— рациональность содержания (соответствие
преобладающей в данный момент нагрузке,
вызывающей утомление в связи с определенными
видами учебной деятельности);
— соответствие продолжительности
оздоровительного момента физиологическим
нормам (на каждые
15 мин. занятия по 1 мин. оздоровит.) |
|
8 |
Количество видов
деятельности ребенка: слушание, рассказ, игра,
рассматривание наглядных пособий, ответы на
вопросы, решение логических задач и др. (норма 4–6
видов), их разумное сочетание, частота
чередования и продолжительность (таким образом
обеспечивается оптимальный характер учебной
деятельности, так как однообразность и
монотонность утомительны, а хаотичность
потребует у детей дополнительных адаптационных
усилий) |
|
9 |
Обеспечение
эмоционального комфорта. Наличие на занятии
эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка,
музыкальная минутка и т.п.) |
|
10 |
Соответствие
длительности занятия требованиям СанПиН |
|
Выводы:
__________________________________________________________________________
Рекомендации и предложения:
________________________________________________________
|