Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2008

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Учение без утомления

Одно из основных направлений работы нашего педагогического коллектива — содействовать здоровью детей. В решение этой задачи включены не только специалисты, формирующие здоровье ребенка (врач, медсестры, инструкторы по физической культуре, плаванию), но и практически все педагоги и воспитатели детского сада.

Один из принципов здоровьесберегающей педагогики — приоритет действенной заботы о здоровье детей — предполагает, что все, происходящее в образовательном учреждении, должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье ребенка. В настоящее время физиологи и гигиенисты рассматривают профилактику утомления как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в процессе обучения.

Большинство позиций, по которым традиционно анализируется занятие, как правило, не оценивают его с точки зрения утомительности для детей. Мы уделили особое внимание разработке определенных критериев педагогической деятельности, направленной на снижение утомляемости детей на занятии и позволяющей, за счет большей эффективности учебного процесса, достичь поставленных целей.

Работа на занятиях требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у воспитанников старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья ребенка.

От правильной организации занятия, уровня его физиологической и гигиенической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, не допуская переутомления.

Мы предлагаем карту аспектного анализа занятия «Профилактика утомления детей на занятии».

При ее разработке мы постарались собрать воедино отдельные требования, встречающиеся в различных нормативных документах, публикациях, научнопрактических изданиях, которые затрагивают проблему профилактики утомления в свете вопроса «выполнения санитарно­гигиенических требований к занятию».

В своей практике мы используем данную разработку в учебных, методических и контролирующих целях. Существует два варианта карты: первый — с краткими пояснениями (выделены курсивом в скобках) — используется при проведении учебнометодических мероприятий (как внутри своего учреждения, так и при обмене опытом с другими ДОУ), второй вариант — без пояснений, используется для контроля (в том числе самоконтроля, взаимоконтроля). В данных материалах мы предлагаем первый вариант, которым, на наш взгляд, будет легче воспользоваться нашим коллегам.

Людмила КОЛЕСНИКОВА,
заместитель директора
по методической работе,
«Детский сад здоровья» № 84, г. Орел

Карта аспектного анализа занятия «Профилактика утомления детей на занятии»

Ф.И.О. воспитателя _____________________
Группа _______________
Образовательная область, тема занятия _________________________________


п/п

Требования к занятию
(характеризуют деятельность воспитателя по профилактике утомления детей в процессе обучения)

Реализация требования
(способы реализации, положительные и отрицательные моменты)

1

Обеспечение необходимых санитарно­гигиенических условий обучения

 

2

Построение занятия с учетом динамики умственной работоспособности ребенка:

— учет особенностей врабатывания детей данного возраста;
— обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;
— поддержание работоспособности при появлении первых внешних признаков утомления

 

3

Обоснованность и рациональность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности и предупреждения утомления) методов и приемов обучения, применяемых воспитателем на каждом этапе занятия

 

4

Соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей

 

5

Снижение утомляемости за счет совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность (функциональная специализация полушарий учитывается при планировании «академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав. пол.) частей обучения на занятии, а также деятельности, связанной с речью, мышлением, памятью и др.)

 

6

Использование приемов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

 

7

Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):

— своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);
— рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определенными видами учебной деятельности);
— соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые
15 мин. занятия по 1 мин. оздоровит.)

 

8

Количество видов деятельности ребенка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4–6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность (таким образом обеспечивается оптимальный характер учебной деятельности, так как однообразность и монотонность утомительны, а хаотичность потребует у детей дополнительных адаптационных усилий)

 

9

Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т.п.)

 

10

Соответствие длительности занятия требованиям СанПиН

 

Выводы: __________________________________________________________________________

Рекомендации и предложения: ________________________________________________________

 

Рейтинг@Mail.ru