Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Путешествие в «Дымковскую сказку»

Интегрированное занятие с элементами изодеятельности и развития речи для детей от пяти лет

35.jpg (52798 bytes)

Некоторые задачи:

1) продолжить знакомство детей с народными игрушками,
2) закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.

Комната украшена декорацией с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идет дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковер. У ковра — низенький столик для настольного представления. В другой части комнаты приготовлены мольберты для рисования, рабочая одежда для детей и краски. Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы. По возможности приглашают музыкального руководителя.

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

Сорока­белобока по лесу летала,
По деревьям скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо.
(Показывает детям письмо.)
От кого оно?
(Открывает конверт.)
«Здравствуйте, ребятки, —
Машутки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».

Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

Дети: Хотим!

Ведущий: Так давайте полетим. На чем летают в сказках?

(Дети предлагают варианты ответов.) Предлагаю воспользоваться ковромсамолетом. На нем мы все сможем уместиться. (Приглашает детей сесть на ковер.) Все готовы? Ковер взлетает.

Раздва­три­четырепять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся.
Глядь — и мигом приземлимся.
(Открывает декорацию.)

Смотрите­ка, река! А по берегам реки — город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка — город старинный. Когдато вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково».

А нука, посмотрим, кто здесь живет. (Переходит за столик.)
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!

Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. Водить кукол и говорить за них может ведущий, а могут и специальные кукловоды.
Сначала выплывают дымковские барыни.

Ведущий:

За студеною водицей
Собирается девица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра полные несет.
Эта, гляньте, деток нянчит.
Вокруг этой песик скачет.
Эта замуж собралась —
Свадьба, видно, удалась!

Барыни:

Наряжаться нравится
Модницам­красавицам.

Ведущий:

В красном новеньком седле
Всадник скачет на коне.
Конь копытом гордо бьет.
Молодца домой везет.

Всадник:

Еду с ярмарки домой,
К своей женке молодой!

Ведущий:

Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.

Птицы:

Лапки, клювы, оперенье —
Просто чудо, загляденье!

Ведущий: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какуюнибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Музыкально­пантомимическая игра

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая рукамикрыльями, надувая щеки. В конце ведущий говорит:

Повернитесь, покружитесь,
Низконизко поклонитесь!
Ждет нас новая игра.
Составлять узор пора!

Ведущий достает крупные контурные бумажные изображения дымковских игрушек и предлагает детям украсить их цветными бумажными элементами — кругами, кольцами и точками. Если контурные изображения достаточно крупные, дети могут работать подгруппами. Ведущий уточняет, какие элементы используются для составления узора.

Ведущий: Молодцы! С этим заданием вы справились. А теперь вам предстоит более сложная работа: нужно расписать бумажные игрушки красками — точно так же, как расписаны дымковские игрушки.
Кто какую игрушку хочет расписывать? (Дети выбирают трафареты.) Но расписывать игрушки мы будем несколько необычным способом — с помощью вот этих вещичек. (Показывает детям коробку с бросовым материалом: там лежат пласт­массовые крышки разного диаметра, пробки, ватные палочки.) Как вы думаете, можно использовать эти предметы для рисования? (Дети дают варианты ответов.) Верно! Эти предметы дадут отпечаток в виде круга или кольца. А ватными палочками удобно ставить цветные точки. Располагайтесь у своих мольбертов и принимайтесь за дело — расписывайте изображения дымковских игрушек.

Дети работают. Чуть подсохшие игрушки прикрепляют к панно, служащему декорацией.

Ведущий: Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, познакомились с игрушками, узнали, как они расписаны. Сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковер. Еще минута — и он оторвется от земли.

Раздва­три!
Лети!

Повторяйте за мной прощальные слова:

Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзьяподружки,
Мы закончим наш рассказ.

В основе редакционной версии занятия —
конспект Елены АБРАМОВИЧ,
воспитателя по изодеятельности,
г. Светлогорск

 

Рейтинг@Mail.ru