Некоторые задачи:
1) продолжить знакомство детей с народными
игрушками,
2) закрепить знание характерных особенностей
дымковской росписи.
Комната украшена декорацией с изображением
домиков на фоне пейзажа. Из труб идет дымок.
Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковер.
У ковра — низенький столик для настольного
представления. В другой части комнаты
приготовлены мольберты для рисования, рабочая
одежда для детей и краски. Музыкальное
сопровождение занятия обеспечивается с помощью
фонограммы. По возможности приглашают
музыкального руководителя.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня
по дороге в детский сад увидела я сороку.
Сорокабелобока по лесу летала,
По деревьям скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо.
(Показывает детям письмо.)
От кого оно?
(Открывает конверт.)
«Здравствуйте, ребятки, —
Машутки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».
Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским
игрушкам?
Дети: Хотим!
Ведущий: Так давайте полетим. На чем
летают в сказках?
(Дети предлагают варианты ответов.)
Предлагаю воспользоваться ковромсамолетом. На
нем мы все сможем уместиться. (Приглашает детей
сесть на ковер.) Все готовы? Ковер взлетает.
Раздватричетырепять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся.
Глядь — и мигом приземлимся.
(Открывает декорацию.)
Смотритека, река! А по берегам реки — город.
Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит.
Вятка — город старинный. Когдато вокруг него
были крепостные стены, защищающие жителей от
врагов. А на другом берегу, за крепостными
стенами, раскинулась слобода, где жили гончары.
Они лепили посуду и игрушки. Чтобы посуда была
крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над
слободой дружно поднимались дымки из печных
труб. Может быть, поэтому вятскую слободку и
назвали «Дымково».
А нука, посмотрим, кто здесь живет. (Переходит
за столик.)
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!
Звучит русская народная музыка. На столе
появляются дымковские игрушки. Водить кукол и
говорить за них может ведущий, а могут и
специальные кукловоды.
Сначала выплывают дымковские барыни.
Ведущий:
За студеною водицей
Собирается девица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра полные несет.
Эта, гляньте, деток нянчит.
Вокруг этой песик скачет.
Эта замуж собралась —
Свадьба, видно, удалась!
Барыни:
Наряжаться нравится
Модницамкрасавицам.
Ведущий:
В красном новеньком седле
Всадник скачет на коне.
Конь копытом гордо бьет.
Молодца домой везет.
Всадник:
Еду с ярмарки домой,
К своей женке молодой!
Ведущий:
Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.
Птицы:
Лапки, клювы, оперенье —
Просто чудо, загляденье!
Ведущий: Красивые игрушки? Давайте
ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг.
Как только я буду называть какуюнибудь игрушку,
нужно постараться изобразить ее в движении.
Музыкальнопантомимическая игра
Дети становятся в круг. Звучит музыка.
Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются
двигаться так, как, по их представлениям, ходит
дымковская барыня, придерживая длинную
воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий
произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка.
Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко
поднимая ноги, хлопая рукамикрыльями, надувая
щеки. В конце ведущий говорит:
Повернитесь, покружитесь,
Низконизко поклонитесь!
Ждет нас новая игра.
Составлять узор пора!
Ведущий достает крупные контурные бумажные
изображения дымковских игрушек и предлагает
детям украсить их цветными бумажными элементами
— кругами, кольцами и точками. Если контурные
изображения достаточно крупные, дети могут
работать подгруппами. Ведущий уточняет, какие
элементы используются для составления узора.
Ведущий: Молодцы! С этим заданием вы
справились. А теперь вам предстоит более сложная
работа: нужно расписать бумажные игрушки
красками — точно так же, как расписаны
дымковские игрушки.
Кто какую игрушку хочет расписывать? (Дети
выбирают трафареты.) Но расписывать игрушки мы
будем несколько необычным способом — с помощью
вот этих вещичек. (Показывает детям коробку с
бросовым материалом: там лежат пластмассовые
крышки разного диаметра, пробки, ватные палочки.) Как
вы думаете, можно использовать эти предметы для
рисования? (Дети дают варианты ответов.) Верно!
Эти предметы дадут отпечаток в виде круга или
кольца. А ватными палочками удобно ставить
цветные точки. Располагайтесь у своих мольбертов
и принимайтесь за дело — расписывайте
изображения дымковских игрушек.
Дети работают. Чуть подсохшие игрушки
прикрепляют к панно, служащему декорацией.
Ведущий: Что же, ребята! Много
интересного мы узнали в Дымковской слободе,
познакомились с игрушками, узнали, как они
расписаны. Сами попробовали себя в роли мастеров.
Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей
на ковер. Еще минута — и он оторвется от земли.
Раздватри!
Лети!
Повторяйте за мной прощальные слова:
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзьяподружки,
Мы закончим наш рассказ.