Навруз — восточный
праздник весны
21 марта, в день весеннего равноденствия, когда
светлый день догоняет наконец темную ночь, в
Татарстане отмечают татарский праздник Навруз.
(В русской транскрипции название праздника может
звучать как «Науруз» или «Нооруз».) Отмечают его
также в странах, бывших когдато республиками
Советского Союза, где преобладающим является
мусульманское население: в Азербайджане,
Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане,
Кыргызстане, а также в Турции, Сирии, Иране,
Афганистане.
Название праздника переводится как «новый
день» (на языке фарси «нав» означает «новый»,
«руз» — день). Днем весеннего солнцестояния
открывался древний земледельческий календарь. А
праздник, как считают исследователи, зародился в
Х–ХII веках до н.э., в эпоху, когда на азиатском
востоке еще верили в пророка Заратуштру.
Поэтому, с точки зрения последовательных
исламистов, Навруз вряд ли можно считать
мусульманским праздником. Но в народе очень
любят этот веселый праздник — как православные
любят свою языческую Масленицу.
Навруз, и правда, очень напоминает Масленицу.
Ведь и Масленица когдато знаменовала собой
начало нового года. И хотя по форме обряды
Навруза отличает восточноазиатский колорит, по
сути они очень близки к масленичным.
Накануне праздника люди приводят в порядок
жилье, стараются расплатиться с долгами,
помириться со всеми, с кем были в ссоре. В день
праздника все стараются одеться опрятно, чисто,
по возможности во все новое, быть в добром
расположении духа, при встречах заключают друг
друга в объятия, высказывают добрые пожелания.
Устраиваются уличные гулянья с народными играми
и состязаниями. В Кыргызстане Навруз — это еще и
день заключения браков.
Праздник сохранил традиции, когдато имевшие
глубокий мистический смысл, а сегодня
превратившиеся в веселые забавы. Жители Древнего
Междуречья, свидетельствовал древнегреческий
летописец Страбон, собирались на Навруз в «Храме
огня» для жертвоприношений Солнцу. Сегодня,
празднуя день весеннего равноденствия, люди жгут
на улицах костры. Молодым людям в честь праздника
полагается перепрыгнуть через костер семь раз.
Наряду с разжиганием костров существует обычай
перепрыгивать через проточную воду, которая
должна очистить прыгающих от грехов прошлого
года.
В некоторых татарских деревнях в канун
весеннего равноденствия можно до сих пор увидеть
«колядующих» детей: они ходят по домам, поют
маленькие песенки, испрашивая себе угощения и
желая одаривавшим их хозяевам благоденствия и
обилия в новом году — точьвточь как дети и
молодежь в русских или украинских селах накануне
Рождества. (А в дохристианские времена на Руси
колядовали как раз на Масленицу.) Этот обычай,
судя по всему, существует только в татарской
культуре, тесно соседствующей с культурой
русской. |