Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2008

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Навруз — восточный праздник весны

21 марта, в день весеннего равноденствия, когда светлый день догоняет наконец темную ночь, в Татарстане отмечают татарский праздник Навруз. (В русской транскрипции название праздника может звучать как «Науруз» или «Нооруз».) Отмечают его также в странах, бывших когда­то республиками Советского Союза, где преобладающим является мусульман­ское население: в Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Кыргызстане, а также в Турции, Сирии, Иране, Афганистане.

Название праздника переводится как «новый день» (на языке фарси «нав» означает «новый», «руз» — день). Днем весеннего солнцестояния открывался древний земледельческий календарь. А праздник, как считают исследователи, зародился в Х–ХII веках до н.э., в эпоху, когда на азиатском востоке еще верили в пророка Заратуштру.

Поэтому, с точки зрения последовательных исламистов, Навруз вряд ли можно считать мусульманским праздником. Но в народе очень любят этот веселый праздник — как православные любят свою языческую Масленицу.

Навруз, и правда, очень напоминает Масленицу. Ведь и Масленица когда­то знаменовала собой начало нового года. И хотя по форме обряды Навруза отличает восточноазиатский колорит, по сути они очень близки к масленичным.

Накануне праздника люди приводят в порядок жилье, стараются расплатиться с долгами, помириться со всеми, с кем были в ссоре. В день праздника все стараются одеться опрятно, чисто, по возможности во все новое, быть в добром расположении духа, при встречах заключают друг друга в объятия, высказывают добрые пожелания. Устраиваются уличные гулянья с народными играми и состязаниями. В Кыргызстане Навруз — это еще и день заключения браков.

Праздник сохранил традиции, когда­то имевшие глубокий мистический смысл, а сегодня превратившиеся в веселые забавы. Жители Древнего Междуречья, свидетельствовал древнегреческий летописец Страбон, собирались на Навруз в «Храме огня» для жертвоприношений Солнцу. Сегодня, празднуя день весеннего равноденствия, люди жгут на улицах костры. Молодым людям в честь праздника полагается перепрыгнуть через костер семь раз. Наряду с разжиганием костров существует обычай перепрыгивать через проточную воду, которая должна очистить прыгающих от грехов прошлого года.

В некоторых татарских деревнях в канун весеннего равноденствия можно до сих пор увидеть «колядующих» детей: они ходят по домам, поют маленькие песенки, испрашивая себе угощения и желая одаривавшим их хозяевам благоденствия и обилия в новом году — точьв­точь как дети и молодежь в русских или украинских селах накануне Рождества. (А в дохристианские времена на Руси колядовали как раз на Масленицу.) Этот обычай, судя по всему, существует только в татарской культуре, тесно соседствующей с культурой русской.

Рейтинг@Mail.ru