Продолжение. Начало
см. в № 6/2008
На вершину горы
Экологические игры Натальи Рыжовой
Экологическое образование
сегодня — важнейшая составляющая
воспитательной работы в детском саду. Но как
сделать, чтобы оно эффективно решало
поставленные перед ним задачи?
По мнению Натальи Рыжовой,
доктора педагогических наук, автора
программы «Наш дом — природа», экологические
занятия должны содержать не только
информационный материал, но и будить
воображение, опираться на наглядно-зрительные
игровые образы. С этой целью Наталья
Александровна разработала серию экологических
игр для старших дошкольников, в основе которых
лежат игровые ситуации, имитирующие природные
процессы.
|
Задача: познакомить детей с природой гор.
Примечание. Игру можно проводить как в
помещении, так и на улице. Если рядом с вашим
детским садом есть хотя бы небольшой холм, можно
«превратить» его в гору и покорить ее.
Игра состоит из двух повторяющихся частей:
а) рассказ воспитателя: в это время дети
«поднимаются» в горы и представляют все то, о чем
говорит педагог;
б) разнообразная имитационная деятельность
детей на «остановках»: «юные туристы» «надевают»
теплую одежду, «разводят» костер, рассматривают
фотографии животных, «вдыхают» запах альпийских
цветов, изображают горных зверей и т.п.
Особую обстановку создают слайды горных
ландшафтов. Если игра проводится в помещении, в
определенные моменты включается музыка или
фонограмма звуков природы.
Ход игры
Педагог предлагает детям стать туристами,
альпинистами и отправиться в поход покорять
вершину. Они собирают рюкзаки со всем, что может
понадобиться в таком нелегком путешествии (еда,
теплая одежда, спички и т.п.). Заранее делается
флажок, который будет водружен на покоренной
вершине.
Воспитатель: Наше путешествие начинается у
подножия горы. Рядом с нами шумит быстрая река,
она перекатывает большие камни. (Запись шума
реки.) Как гремят камни? (Дайте детям
погреметь металлическими банками, наполненными
камнями.) Интересно, откуда появилась эта река?
Попробуем выяснить, когда попадем наверх. Здесь,
внизу, у подножия горы, тепло, мы с вами легко
одеты. Давайте посмотрим на вершину, которую
будем покорять. (Дети поднимают головы вверх.)
До нее еще очень далеко, нам придется долго идти
по склону горы. Поднимаемся постепенно вверх,
вокруг нас шумят листвой деревья, на полянах
растут красивые цветы, летают бабочки. Давайте их
сфотографируем. (Дети изображают при помощи рук
фотоаппарат и делают снимки: ктото запечатлел
бабочку, ктото — птицу.) Наша тропинка снова
поднимается вверх, а склон становится круче.
Деревьев с широкими листьями осталось мало, а вот
елей еще достаточно. Бабочки летают реже, но
птицы еще есть. Смотрите, со склона горы падает
водопад. (Включается фонограмма с записью шума
водопада.) Давайте полюбуемся на него
(демонстрация слайда или фотографии), окунем в
воду руки. (Дети окунают руки в тазик с водой.)
Можно здесь отдохнуть: сядем, разведем костер,
пообедаем. Мусор на стоянке не оставляем,
забираем его с собой. (Дети собирают мусор в
рюкзаки.)
Чем выше мы поднимаемся в горы, тем становится
холоднее. Можно уже и шапочки надеть. Какие
большие валуны! (Дети руками обозначают их
размеры.) Их невозможно сдвинуть с места.
Давайте их погладим. (Педагог предлагает детям
погладить крупный камень.) На больших камнях
лишь мхи с лишайниками растут.
Ой, а это что за звук? (Воспитатель
отворачивается и незаметно бросает камешки, дети
угадывают.) В горах часто бывают камнепады,
нужно быть осторожными. Маленьких камешков здесь
тоже много, давайте их внимательно рассмотрим. (Ребята
при помощи лупы рассматривают разные камни.)
Посмотрите, вон за тем камнем спрятался горный
козел. (Демонстрация фотографии или слайда.)
Давайте изобразим, как он бегает по скалам. (Дети
изображают прыжки горного козла.) Высоких
деревьев вокруг почти не осталось, а вот ель из
стройного дерева превратилась в кустарник,
стелется среди камней. (Педагог напоминает
детям тему «Ветер, ветер, ты могуч» (программа
«Наш дом — природа», раздел «Воздухневидимка»).)
Мы поднялись уже достаточно высоко, здесь
гораздо холоднее, чем внизу, у подножия горы.
Слышите, как свищет ветер? (Включается запись
шума ветра и вентилятор.) Чувствуете, как он
дует? (Педагог предлагает детям протянуть руки
в сторону вентилятора.) Держите крепче свои
шапочки, а то ветер их унесет. При таком ветре
насекомые могут летать только у самой земли. (Дети
вместе с педагогом вспоминают тему «Ветер, ветер,
ты могуч» из блока «Воздухневидимка».) Давайте
изобразим, как они это делают. (Дети приседают и
машут «крылышками».) Высоким деревьям трудно
выжить в таких условиях, поэтому они прижались к
земле: так ветер не мешает им расти, а зимой их
накрывает снег и спасает от морозов. (Дети
пригибаются и изображают стелющиеся растения.)
А какое интересное растение растет прямо на
отвесной скале! (Демонстрация фотографии или
рисунка.) Как будто розовую подушку для сна
ктото приготовил. Такие цветы так и называются
— растенияподушки. Они собрались все вместе, так
им теплее и легче выжить в суровых горах. Горные
растения хорошо пахнут. Давайте их понюхаем. (Педагог
предлагает детям понюхать цветочное масло или
духи.)
Спрячемся среди камней, замрем на минутку и
понаблюдаем: вдруг заметим какогонибудь зверя
или птицу? Смотрите, изза камней показался очень
большой бык. (Демонстрация слайда, рисунка или
фотографии.) Рассмотрим его через бинокль. (Дети
при помощи ладошек имитируют бинокль.) Это —
як. У него густая, длинная коричневая шерсть. Он
двигается не спеша. Давайте покажем, как он идет. (Дети
изображают яка.) Подойдем к нему поближе и
осторожно погладим. (Педагог предлагает детям
погладить кусочек коричневого меха с длинным
ворсом.) Як очень забавно хрюкает! (Можно
предложить детям изобразить хрюканье яка.) Как
вы думаете, для чего яку такая густая, длинная
шерсть? Особенно много волосков под животом, они
у него вместо спального мешка: когда бык ложится,
густая шерсть не дает ему замерзнуть. Чем
отличается этот бык от своих родичей? На спине у
него небольшой горб, рога длинные, загибаются
вверх, а хвост похож на лошадиный. Таких быков
люди издавна разводили в горах. Они выносливые,
люди пьют их жирное молоко.
Будьте внимательны: вон там спрятался очень
редкий зверь, который живет только в горах, —
снежный барс. (Демонстрация фотографии, слайда
или рисунка.) Нам очень повезло: снежного барса
увидеть трудно, обычно он охотится ночью, а днем
прячется среди скал, в пещерах. Это редкое
животное, его даже в «Красную книгу» занесли. У
барса очень густой, пушистый, мягкий мех, который
не дает ему замерзнуть. На кого он похож? Конечно,
это родственник нашей кошки. Иногда люди даже
называют домашних котов Барсиками. Давайте
попробуем двигаться, как барс. Он умеет незаметно
подкрадываться к своей добыче. Попрощаемся с
этой дикой кошкой и продолжим наш путь.
Кто будет внимательным, тот сможет заметить
необычный цветок — эдельвейс. Он растет высоко в
горах, и его трудно найти, поэтому люди сложили о
нем много красивых легенд. (Звучит красивая
музыка. Дети «находят» растение, рассматривают
его изображение на фотографии или рисунке.) Вы
чувствуете, как стало холодно? (Юные туристы
изображают, как они мерзнут.) Давайте оденемся
потеплее. Уже немного до вершины осталось.
Видите: все чаще встречаются пятна снега. Вон в
том овражке тоже лежит снег. Хотите прокатиться?
Только осторожно, в горах опасно, нужно не
забывать о правилах безопасности. (Дети
имитируют скольжение по застывшему снегу.)
Слышите, гдето рядом журчит ручей? (Включается
музыка или запись шума ручья.) Откуда вода в
ручейке? На вершине горы тают лед и снег. Из талой
воды высоко в горах рождается ручеек, который
потом превращается в реку — в ту, которую мы
видели у подножия. Вода в ручейке очень чистая,
только холодная. Можем попробовать воды из
горного ручейка. (Дети изображают, как они
зачерпывают ладошкой воду из ручейка и пьют.)
Ну, вот мы и на вершине! Посмотрите вокруг, что
вы видите? (Демонстрация слайда или фотографии
с изображением вершины горы. Дети рассказывают,
что они видят на слайде.) Блестит снег, сверкает
лед, хотя солнышко ярко светит. (Педагог дает
дошкольникам потрогать заранее подготовленные
льдинки или снег.) Здесь совсем нежарко, не то
что у подножия горы! Давайте на вершине оставим
наш флажок. Так делают путешественники, которые
покоряют горы. Мы у цели, теперь можно отдохнуть и
перекусить. (Педагог раздает ребятам по яблоку
или по конфете, они это заслужили.)
Вот и окончилось наше путешествие! Сейчас мы
спустимся вниз и проявим ваши фотопленки,
напечатаем снимки всего того, что вы видели.
Дети по выбору рисуют животных, растения, горы
— кто что «сфотографировал».
Продолжение следует |