Продолжение. начало
см. в № 4, 5, 6/2008
Логика — оружие будущего школьника
В предыдущем номере мы познакомили
читателей с таким видом вербальных логических
задач для будущих первоклассников, как задачи на
подбор словесной пары с противоположным
значением.
Сегодня мы продолжим знакомить читателей с
задачами на дополнение словесного ряда.
Словесные логические задачи
Другие задачи на составление
словесных пар и цепочек
Звериная семья
Первый вариант
Педагог называет слово, ребенок должен сказать,
как называется детеныш животного.
Слониха — слоненок
Кошка — котенок
Мышь — мышонок
Лиса — лисенок
Собака — щенок
Лошадь — жеребенок
Курица — цыпленок
Второй вариант
Педагог называет слово, обозначающее самца
какогонибудь животного, а ребенок должен назвать
самку этого же животного.
Слон — слониха
Кот — кошка
Воробей — воробьиха
Лис — лиса
Волк — волчица
Медведь — медведица
Скворец — скворчиха
Воробей — воробьиха
Петух — курица
Гусь — гусыня
Селезень — утка
Верблюд — верблюдица
Осел — ослица
Козел — коза
Можно объяснить детям, что не для всех животных
придумали слова, обозначающие самца или самку.
Например, слово «мышь» или слово «крыса»
существуют только в женском роде. И для
обозначения животных другого — мужского — пола
используют выражения «самец мыши», «самец
крысы». А с дельфинами все наоборот: им не
придумали специального слова для обозначения
животных женского пола. Говорят: самка дельфина.
А самая забавная ситуация произошла с вороном и
вороной. Это совершенно разные птицы, выглядят
поразному и в родственных отношениях не состоят.
Ворон вьет гнездо вместе с самкой ворона, а
ворона — с самцом вороны.
Третий вариант
Этот вариант объединяет в себе оба предыдущих
упражнения. Ребенку нужно подобрать не одно
слово, а два, достроив «семейную цепочку».
Образец: слон — слониха — слоненок
Задания:
Петух — … — …
Пес — … — …
Жеребец — … — …
Кот — … — …
Грач — … — …
Скворец — … — …
Медведь — … — …
Правда, эти цепочки отражают не реальные
семейные отношения в животном мире, а приемы
словообразования. Но мы в данном случае
упражняем детей в формальной логике.
Дело мастера боится
Педагог называет слово, обозначающее мастера
какогото дела. Ребенок, ориентируясь на образец,
должен назвать продукт, создаваемый этим
мастером.
Сапожник — сапог
Пирожник — пирог
Булочник — булка
Молочник — молоко
Садовод — сад
Огородник — огород
Другой принцип объединения слов в группу —
профессия и место работы.
Строитель — стройка
Почтальон — почта
Крановщик — кран
Тракторист — трактор
Комбайнер — комбайн
Милиционер — милиция
Кондитер — кондитерская
Машинист — …
Формально дети должны сказать «машина». Не
ошибка ли это?
Ведь мы привыкли употреблять слово «машина» в
значении «автомобиль». А за рулем автомобиля
сидит не машинист, а водитель, или шофер.
Можно рассказать детям историю этих слов.
Было время — какихнибудь сто лет назад, —
когда никаких автомобилей не было. И самолетов
тоже не было. И поездов. Раньше всего люди
придумали паровую машину. Паровая машина
приводила в движение паровоз. И человек,
управляющий движением паровоза, стал называться
машинистом.
Так что все правильно: машинист управлял
паровой машиной.
А с развитием техники машинами стали называть и
автомобили, и самолеты, и тракторы, и даже танки.
Море — морское, земля — земляное
Ведущий называет слово, отвечающее на вопросы кто?
или что?, а ребенок придумывает слово,
отвечающее на вопрос какой?
Море — морской
Земля — земляной
Песок — песчаный
Стекло — стеклянный
Дерево — деревянный
Глина — глиняный
Пластилин — пластилиновый
Хлеб — хлебный
Фрукт — фруктовый
Овощ — овощной
Город — городской
Село — сельский
И т.д.
Чей домик?
Педагог называет слово, а ребенок подбирает
пару, отвечающую на вопрос чей? Чтобы задача
была детям понятней, можно сказать так: «Это
домик. Чей он? Решайте сами.
В домике живет Вася. Домик чей? — Васин.
В домике живет Маша. Домик чей? — … (Машин).
В домике живет бабушка. Домик чей? — … (Бабушкин).
В домике живет дедушка. Домик чей? — …
(Дедушкин)».
По аналогии составляются предложения с другими
именами, со словами мама, папа, тетя, дядя,
прабабушка, прадедушка, хозяйка.
У павлина хвост павлиний
Более сложный уровень задач связан с подбором
слов, обозначающих принадлежность какомунибудь
животному. Можно предложить детям разные
предметы и явления для определения их
принадлежности — домик, хвост, лакомство и т.п.
Сначала педагог задает словесный образец. Затем
дети по образцу подбирают пары к словам.
Здесь живет собака. У собаки домик собачий.
Здесь живет кошка. У кошки домик — … (кошачий).
Здесь живет волк. У волка домик — … (волчий).
Здесь живет лиса. У лисы домик — … (лисий).
Здесь живет медведь. У медведя домик — …
(медвежий).
Здесь живет воробей. У воробья домик — …
(воробьиный).
Это лакомство для комара. Это лакомство
комариное.
Это лакомство для крокодила. Это лакомство — …
(крокодилье).
Это лакомство для кролика. Это лакомство — …
(кроличье).
Это лакомство для птички. Это лакомство — …
(птичье).
Это хвост слона. Это хвост слоновий.
Это хвост мышки. Это хвост — … (мышиный).
Это хвост лошади. Это хвост — … (лошадиный).
Это детеныш собаки. Это собачий детеныш.
Это детеныш волка. Это — … (волчий детеныш).
Это детеныш верблюда. Это — … (верблюжий
детеныш).
Но есть и проблемные ситуации.
От некоторых слов невозможно образовать
производные, отвечающие форме образца.
Например: это детеныш бегемота.
Слова «бегемотный» не существует. И слова
«бегемочий» тоже.
Если слов данной формы в языке не существует,
нужно предложить детям хлопнуть в ладоши.
Вот несколько примеров «обманных» слов.
Это птенец зяблика.
Это птенец жаворонка.
Это яйцо динозавра.
Это яйцо кобры.
Такой «недостаток» слов тоже прекрасно
обыгрывается в стихах современных поэтов. Эти
стихи нужно обязательно детям прочитать перед
тем, как предложить им упражнения.
Марина АРОМШТАМ
Продолжение следует
|