Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Алла АРУШАНОВА,
Елена РЫЧАГОВА

Продолжение. Начало в № 5/2008

Игры со звучащим словом

Для детей пяти-шести лет

Центр им. А.В. Запорожца «Дошкольное детство»

В книге Аллы АРУШАНОВОЙ и Елены РЫЧАГОВОЙ «Игры со звучащим словом» представлена система усложняющихся заданий на развитие фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи.
Также игры направлены на подготовку детей к обучению грамоте. Они включают анализ словесного состава предложений, звукового и слогового строения слова, ознакомление с терминами «предложение», «слово», «звук», «слог», «ударение».
В играх используются многообразные игрушки и картинки. Это приблизительный набор. Он может быть заменен аналогичными предметами по усмотрению педагога.
Рекомендуется организовывать игры в свободное от занятий время по желанию детей.
Продолжение в нечетных весенних номерах.

ИГРЫ, ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ

Декабрь, № 13

Делим слова на части

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ч, щ изолированно и в словах. Учить различать эти звуки на слух. Подчеркнуто их произносить. Учить детей делить слова на части­слоги.

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.

М.Бородицкая

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

Заметили ли вы что­то особенное в этом стихотворении?

(Высказывания детей. Повторное чтение стихотворения.)

В этом стихотворении часто повторяется звук ч. Назовите слова, в которых слышится звук ч. (Волчата, галчата, нынче, молчат.)
А вот еще стихотворение.

И.Лопухина

Через чащу ручеек
В речку Щекотинку тек.
В речке плещутся щучата —
Это щучкины ребята.
Ярче, чище серебра
Блещет щучек чешуя!

Послушайте слова из этого стихотворения: щщщекотинка, щщщука, блещщщет. Какой звук слышится в этих словах? (Щ)
Поиграем с этими звуками. Если услышите звук ч, хлопните в ладоши. А если звук щ — поднесите палец ко рту (жест «тихо»).
Щ, щ, ч, ч, щ, ч, щенок, ящик, щепка, щека, туча, свеча, дача, щетка, ключ, луч, рычать, пищать, мычать, щебетать (рот прикрыт листом бумаги).
Послушайте слова: «луч», «щетинка». Слово «луч» короткое, вот такое (соединяет ладони вместе и, произнося слово «луч», слегка разводит ладони, показывая «длину» слова). А слово «щетинка» не короткое, а… длинное. Вот такое. («Измеряет» длину слова вместе с детьми.)
В слове «луч» одна часть­слог. (Хлопает один раз в ладоши.) А в слове «щетинка» — три части­слога: щетин­ка. (Произносит по слогам и хлопает три раза в ладоши.)
А сколько частей в слове «щука»? Посчитаем: щука. (Два раза хлопает в ладоши.) Аналогично считают количество частейслогов в словах: «речка», «чаща», «чешуя». Дети проверяют себя, хлопая в ладоши.

Декабрь, № 14

Угадай по описанию

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ч, щ изолированно, в словах и фразах. Выделять эти звуки при произнесении. Учить детей делить слова на части­слоги. Составлять короткие текстыописания.

Материал: предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки ч и щ: щипцы, клещи, щенок, щетка, часы, ключи, чашка, Чебурашка, очки, ящерица, чехол, печенье, чайник, чепчик, чешки. Корзина.

Содержание

Чебурашка приносит детям предметы и игрушки в корзине.

Воспитатель: Чебурашка принес предметы, в названиях которых живут звуки ч и щ. Давайте рассмотрим и назовем предметы, выделяя голосом звуки ч и щ.

Дети подходят к слову по одному. Достают из корзинки предметы и игрушки, называют их, выделяя заданные звуки, а потом звук изолированно. (Часы — ч, щетка — щ.) Выставляют предметы на столе воспитателя.

Назовите предметы, в названиях которых есть звук ч (щ).
Давайте посчитаем части­слоги в словах. Час (хлопает в ладоши). Сколько частей в этом слове? (Одна.) Часы — сколько частей? (Хлопает два раза вместе с детьми.) Часочек — сколько частей в слове? (Три раза хлопают в ладоши.)
Рассмотрите предметы. Я загадаю один предмет и опишу его. Что это: этот предмет нужен парикмахеру и любому человеку. У этого предмета есть ручка и много зубчиков, которые расположены в несколько рядов. Название этого предмета состоит из двух частей. В нем слышится звук щ. (Щетка.)
А теперь загадывайте предметы вы. Надо сказать, зачем предмет нужен, описать его строение. Сказать, из скольких частей состоит название и какой звук — ч или щ — в нем слышится. (Выслушать всех желающих.)

Декабрь, № 15

Веселая чепуха

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ч, щ изолированно, в словах и фразах. Выделять эти звуки при произнесении, дифференцировать на слух. Продолжать учить делить слова на части­слоги. Строить предложения разной структуры. Вступать в речевой диалог со сверстниками.

Содержание

Воспитатель читает детям потешку.

Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.

Воспитатель: Давайте прочтем эту потешку вместе. Я начинаю, а вы продолжаете. (Повторное чтение.)
Вы заметили что­нибудь особенное в этой потешке? (Высказывания детей.)
В жизни так бывает? (Это небывальщина.) А еще что заметили? Какой звук повторяется чаще
других? (Ч)
А в этом стихотворении какой звук чаще повторяется?

Блещут молнии все ярче,
Тучи гуще, гуще, гуще,
Капли чаще, чаще, чаще,
Дождик пуще, пуще, пуще!

(И.Лопухина)

Поиграем этими звуками. Если услышите звук ч — хлопните в ладоши, а если звук щ — поднесите палец к губам (жест «тише»).
Ч, ч, ч, щ, щ, ч, щ, чикалочки, палочка, уточка, дудочка, гуще, пуще.
Сколько частейслогов в слове «дождь»? (Одна.) В слове «дождик»? (Две.) Туча? (Две.) Молния? (Три.) (Проверяют себя, хлопая в ладоши.)
Послушайте еще одно стихотворение.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!

Сейчас мы с вами будем сочинять такую веселую чепуху. О том, чего не бывает.

Воспитатель вызывает ребенка. В случае необходимости оказывает помощь, задавая наводящие вопросы, подсказывая начало фразы. После каждой небылицы хором произносят:

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!

Таким образом выслушивают всех желающих.

Декабрь, № 16

Веселые страшилки

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ч, щ в словах и фразах. Учить образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами. Строить предложения разной структуры. Побуждать детей вступать в диалог.

Материал: картинка с изображением совы.

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать потешку.

Барашеньки
Крутороженьки,
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп, хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ, топ!

Расскажем эту потешку все вместе. (Повторное чтение.)
Почему сказано совища, а не сова? Козлище, а не козел? (Рассуждения детей.) Какая совища — большая или маленькая? Козлище — большой или маленький? А скрипочка какая? (Маленькая.)
Буду называть большие предметы, а вы — маленькие.
Скрипка — скрипочка, цепи — цепочка, цветок — цветочек, листок — листочек, платок — платочек, носок — носочек, палец — пальчик, заяц — зайчик, белка — белочка. (Ответы хором.)
А сейчас я буду называть просто предметы, а вы — большие, большущие.
Нос — носище, глаза — глазищи, голос — голосище, козел — козлище, волк — волчище, зубы —
зубищи, лапы — лапищи.
Давайте придумывать с этими словами хохотальные путаницы, веселые страшилки. Я придумаю такую: слон испугался паучка. (Далее воспитатель помогает детям, подсказывая страшилки. Например:

Из кустов выскочил ужище.
Летит по небу волчище.
У бабочки страшные зубищи. И т.п.)

Сейчас будем передавать друг другу картинку со словами:

 Совища из лесища
Глазищами хлоп, хлоп.

Январь, № 17

Подскажи последнее словечко

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с и ш изолированно и в словах. Учить делить слова на части­слоги. Обратить внимание на то, что слоги в слове звучат поразному: один из них произносится немного протяжнее, громче. Учить выделять ударный слог в слове.

Материал: мяч.

Содержание

Воспитатель предлагает детям поиграть со стихами.

— Я буду произносить загадки — стихотворные строчки, а вы — добавлять последнее слово — отгадку.

В.Кремнев

Верещунья, белобока,
А зовут ее… (сорока).

Н.Ильина

Птица с хохолком готова
Повторять любое… (слово).
(Попугай.)

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он забияка,
Поутру — … (часы).
(Петух.)

О.Тарнопольская

Стоят в поле сестрички —
Желтый глазок, белые… (реснички).
(Ромашки.)

Растет на огороде,
Похожа на укроп
И прячет под землею
Свой белый… (корешок).
(Петрушка.)

Зимой, в часы веселья,
Сижу на яркой ели я,
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня… (хлопушка).

«Сорока», «слово», «часы».
Какой звук слышится в этих словах? (С)
Ромашки, петрушка, корешок, хлопушка — какой звук повторяется в этих словах? (Ш)
Поиграем со звуками. Если услышите звук ш, поднесите палец к губам («тише»), а если звук с — сделайте пальцами, как будто открываете кран с водой.

Воспитатель произносит вразбивку звуки с, ш и слова с этими звуками. (Сосулька, соска, солнце, шутка, шуба, шуршать, свистеть, светить, шагать.)

Будем делить слова на части­слоги. Шутка. Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? Шубка. Сколько частей? Какая первая часть? Вторая? (Хлопают в ладоши, проверяя себя.)

Когда я произношу слово, то части­слоги звучат поразному. Одна часть выделяется голосом, произносится длиннее, громче. Так звучит ударение. Шуба. Какой ударный слог? (Шу.) Сумка. (Сум.) Коса. (Са.)

Игра в кругу с мячом. Буду кидать вам мяч и произносить слова. Надо перекинуть мяч мне и произнести ударный слог. (Мяч кидает не по очереди, а в случайном порядке.)

Слова. Сало, сокол, коса, роса, споры, шторы, шпоры, сани, соня, сахар, шуба, Шура, Саня, часы, носы, весы, сады, бусы, сода, лиса, краса, шары, шаги, шины, малыш, голыш, камыш.

Январь, № 18

Игра на внимание

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, ш изолированно, в словах и фразах. Учить различать эти звуки на слух. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие.

Материал: игрушка пушистая кошка. Картинки: сом, слон, сова, лиса, шапка, шар, машина, шуба.

Содержание

Воспитатель демонстрирует игрушку кошку и предлагает послушать о ней стихотворение, сопровождая слова выразительными жестами.

И.Лопухина

Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.

Помогайте читать это стихотворение, добавляйте словечко. (Повторное чтение, дети добавляют последнее слово строки.)
Кто хочет поиграть с кошкой и прочитать о ней стихотворение? (Вызвать всех детей по желанию. Дети передают игрушку друг другу. Читает стихотворение тот, кому передали игрушку.)
Обратили ли вы внимание: какие звуки повторяются в стихотворении чаще (с, ш)? (Читает стихотворение с выделением звуков с, ш.)
Поиграем этими звуками. Услышите звук ш — палец к губам, звук с — показываете, как будто открываете кран с водой. С, с, с, ш, ш, с, ш.
У меня на столе картинки. Надо взять одну картинку, назвать ее, выделяя звуки с или ш. Надо назвать изолированно выделенный звук. Картинки со звуком с в названии ставим слева, со звуком ш — справа.
Картинки: сом, слон, сова, лиса, шапка, шар, машина, шуба.
Игра на внимание. Буду называть картинки. Но не все, одну пропущу. Надо заметить, какую, и назвать. Сначала называю картинки со звуком с в названии. Сом, слон, лиса. Что не назвала? (Сова.) Сом, сова, слон. Что не назвала? (Лиса.) И т.д.
Аналогичное упражнение проводится со словами, в которых есть звук ш.
На прощание расскажите, какая кошка. Похвалите ее. (Мягкая, пушистая, добрая и т.п.)

Январь, № 19

Дырки в сыре

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, сь, ш в словах и фразах. Учить дифференцировать их на слух и при произнесении. Развивать речевое внимание, речевой слух детей. Подводить детей к творческому рассказыванию. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Материал: картинки: свинья, гусь, овца, пес, кот, ворона, сыр с дырками. Игрушки (разного цвета по 2–3 одного наименования): слон, мишка, лягушка, лиса, свинья, лошадка, мышка, собака, кошка, ослик и др. — по количеству детей. (Игрушки расставляют в разных местах игровой комнаты на глазах у детей.)

Содержание

Воспитатель читает детям стихотворение, сопровождая чтение демонстрацией картинок.

Я.Бжехва

ДЫРКИ В СЫРЕ

— Скажите,
Кто испортил сыр?
Кто в нем наделал
Столько дыр?

— Во всяком случае,

Не я! —
Поспешно хрюкнула
Свинья.

— Загадочно! —
Воскликнул Гусь. —
А га-гадать
Я не берусь!

Овца сказала, чуть не плача:
— Бе-е-зумно трудная задача!
Все непонятно, все туманно —
Спросите лучше
У Барана!

— Все зло — от кошек! — произнес,
Обнюхав сыр,
Дворовый пес. —
Как дважды два — четыре,
От них и дырки в сыре!

А Кот сердито фыркнул с крыши:
Кто точит дырки?
Ясно, мыши!

Но тут Ворону бог принес.
— Ура!
Она решит вопрос.
Ведь, как известно,
У нее
На сыр
Особое чутье!

И вот поручено
Вороне
Проверить дело
Всесторонне…

Спеша раскрыть загадку дыр,
Ворона
Углубилась
В сыр.
Вот
Дырки
Шире,
шире,
шире…

А где же сыр?
Забудь о сыре!

Заголосил весь скотный двор:
— Разбой! Грабеж! Разор! Позор! —
Взлетела на забор
Ворона
И заявила
Оскорбленно:

— Ну, это, знаете, придирки!
Вас
Интересовали
Дырки?
Так в чем же дело?
Сыр я съела.
А дырки —
Все!
Остались целы!

На этом был окончен спор.
И потому-то
До сих пор,
Увы,
Никто не знает
В мире,
Откуда все же
Дырки в сыре!

(Перевод Б.Заходера)

После чтения детям задают вопросы. Понравилось стихотворение? Какой вопрос задавали друг другу звери? Давайте зададим этот вопрос все вместе:

— Скажите,
Кто испортил сыр?
Кто в нем наделал
Столько дыр?

Что говорили об этом звери: пес, кот, овца, гусь?

Послушайте еще раз, что говорили звери. Подговаривайте рифму.

— Во всяком случае,
Не я! —
Поспешно хрюкнула…
(Свинья).

— Загадочно! —
Воскликнул Гусь. —
А гагадать
Я… (не берусь!)

Дети договаривают слова в стихотворении.

Кот сердито фыркнул с крыши:
Кто точит дырки?
Ясно, … (мыши!)

Вот
Дырки
Шире,
шире,
… (шире…)
А где же сыр?
Забудь… (о сыре!)

Куда делся сыр? (Высказывания детей.)
Послушайте слова: «сыр», «пес», «свинья». Какой звук повторяется в этих словах? (С) А в словах: «кошка», «мышка», «шире» — повторяется звук… (ш).
Попробуйте сочинить свою историю о дырках в сыре. Как будто разговаривают и обсуждают проблему другие звери: слон, мишка, лягушка, лиса и другие звери. Возьмите игрушки, кто кем хочет быть. Давайте покажем историю.
Дети разыгрывают диалог о сыре. Воспитатель оказывает помощь, подсказывая начало фразы. Например.

Слон предположил: дырки прогрызли... (мыши).
Мишка сказал: дырки прокусили… шмели.
Лягушка заметила: это лошадка… (прогрызла).
Лиса: эти дырки проклевала… (ворона).

Чем закончилась история?

Январь, б/н

Сочиняем потешки

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, ш в словах и фразах. Побуждать детей произвольно строить предложения разной структуры, повествовательные и вопросительные. Поддерживать диалог.

Материал: игрушки: мышка, лягушка, мишка, кошка, свинья, собака, слон.

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать потешку.

Как петух в печи пироги печет,
А кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.

Сейчас мы с вами тоже будем сочинять потешки. Будем придумывать, что делают разные звери: мышка, лягушка, мишка, кошка, свинья, собака, слон. (Выставляет игрушки.)
В случае необходимости педагог задает наводящие вопросы, подсказывает начало фразы. Например.

Мышка что делает? Вышивает подушку?
Лягушка что делает? Носит ведерком воду?
Кошка пьет чай. И т.п.

Послушайте короткий стишок.

И.Лопухина

У киски игрушка — плюшевый мишка,
У мишки игрушка — пушистая киска.

Скажем этот стишок все вместе медленно и очень четко. А теперь шепотом и очень медленно. А сейчас чуть побыстрее.

Ответьте на вопросы:

Какая игрушка у киски?
Какая игрушка у мишки?
Какой мишка?
Какая киска?

А сейчас вы можете задавать вопросы мне обо всех игрушках, которые пришли к нам в гости. Например: у кого есть хобот? Кто охотится на мышей? (Спросить всех желающих.) Давайте отвечать все вместе.

Продолжение следует

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина KremlinStore. Магазин предлагает широкий выбор чехлов для iPad mini: премимум-чехлы из натуральной кожи Jison Matelasse с амортизирующим рельефом, кожаные чехлы Hoco и Kajsa Origami, которые можно использовать в качестве подставки, так же представлены текстильные и силиконовые чехлы. Использование чехлов повышает удобство работы с планшетом iPad mini, обеспечивает его защиту от ударов и загрязнений, позволяет создать устройству тот внешний вид, который наиболее отвечает вашим представлениям о правильном дизайне.

Рейтинг@Mail.ru