Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2008

ГОД СЕМЬИ

Что за прелесть эти сказки!

Сказки — неисчерпаемый источник творчества, в том числе — совместного творчества детей и взрослых.
Предложите своим воспитанникам и их родителям принять участие в проекте «Что за прелесть эти сказки!».

Проект может включать работу по нескольким направлениям.

1. Книжный марафон. Читаем сказки.

Дети и родители заводят специальный альбом, в который записывают все прочитанные сказки и сказочные повести. К каждой сказке рисуется картинка.

Чтение сказок является обязательным условием участия семьи в конкурсах проекта.

2. Дефиле сказочных персонажей. Превращаемся в героев книг.

Дети в костюмах представляют разных сказочных персонажей.

Представление происходит следующим образом.

Под музыку ребенок появляется на сцене, двигаясь характерным для своего персонажа образом.

Останавливается и говорит: «Я пришел к вам из такой­то сказки. Ее написал такой­то сказочник. Мои лучшие сказочные друзья — тето и тето. Мой главный враг — тот­то и тот­то». Или: «Я пришел к вам из такой­то сказки. Я очень добрый (очень злой). Я делаю тото и тото».

Затем персонаж поет песенку, рассказывает небольшое стихотворение или танцует.

Для представления персонажи одной сказки могут объединяться в микрогруппы по два­три человека.

Дефиле должен вести ведущий (или пара ведущих) — тоже известный сказочный персонаж. Он может предварять появление героя загадкой, организует музыкальноритмиче­ские паузы, когда все дети поют песни и двигаются под музыку, а также предоставляет слово жюри для оценки выступлений.

3. Открытие Музея сказок

В Музее сказок выставляются коллекции «волшебных» предметов, созданных руками детей и взрослых и отражающих их знание сказочной действительности.

Можно заранее ограничить подбор предметов в коллекцию. Например, создавать Музей русских сказок (Музей народных сказок) или Музей пушкинских сказок.

Но можно и не накладывать никаких ограничений, а просто особым образом распределять предметы в экспозициях.

К примеру: вот животные из русских сказок. А это — заморский представитель сказочного мира, Чеширский кот. Место его обитания — волшебная Англия. А здесь он гостит временно. И т.п.

План музея участники игры могут составить сообща (какие разделы — «залы» — там будут), а потом предложить каждой семье выбрать, в создании какой экспозиции они хотят участвовать.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ

Портретная галерея сказочных героев

Под каждым портретом желательно разместить табличку с указанием на главные черты характера и внешнего вида: добрый, веселый, помогает друзьям в беде; злой, коварный, питается живыми людьми и т.д.

Волшебный зоосад

В зоосаде живут сказочные животные — КонекГорбунок, Серый Волк, Черный Ворон, Золотая Рыбка, Чеширский кот, Братец Лис и Братец Кролик, Лисичкасестричка и Зайчик­побегайчик, Мышканорушка и Лягушка­квакушка, лебеди из сказок Х.К. Андерсена. Некоторые животные гуляют по лужайкам, сидят на ветках деревьев и плещутся в ручейках, а особо опасные, вроде огнедышащего дракона, сидят в клетках за семью замками. Животных лучше лепить. Но можно и рисовать, сочинять о них истории.

Зал волшебной картографии

Здесь собраны коллекции карт разных волшебных стран и миров. Дети могут придумывать и рисовать их сами: это Золотое царство, это — Серебряное, это — Медное, а это — Край Земли. Или же: это остров Буян, это ост­ров с чудным градом царя Гвидона, это мореокиян, по которому плавают корабли.

Можно составить карту страны, по которой на волшебном Коньке­Горбунке скачет Иван.

Некоторые карты — такие, как карта Волшебной страны Гудвина, карта Волшебного леса ВинниПуха — можно скопировать из известных книг. Только нужно обязательно отметить, какой художник эту карту нарисовал.

(Примеры сказочных карт вы найдете в брошюре Людмилы ЗемсковойНазвановой «Люби и знай родной свой край». М.: Первое сентября, № 12, 2006.)

Уголок сказочных предметов

Здесь собраны — нарисованы, слеплены, склеены — самые разные волшебные предметы: от шапки­невидимки до ступы Бабы Яги, коллекция волшебных палочек, сапог­скороходов.

А есть и предметы сказочного быта — веретено, лапти, скалочка, лопата сажать в печь хлебы, сама печка с большим устьицем, короб, в котором Медведь вместе с пирожками нес домой Машеньку. Может быть, огниво или неч­то на него похожее.

К предметам можно приложить таблички, кто из сказочных персонажей и для чего их использовал.

Оружейная

В оружейной хранится сказочное оружие — волшебные мечи, булавы, лук со стрелами, макеты старинных пушек.

Зал волшебного транспорта

Для него можно сделать коллекцию ковровсамолетов и скатертей­самобранок. Можно вывесить коллекцию изображений старинных судов. Корабли и лепить интересно. Сюда же время от времени могут заходить волки, орлы и волшебные кони. Постоянно они живут в других отделах музея. Но когда нужно составить полное представление о том, как перемещаются герои по сказочному пространству, без них не обойтись.

Как и без ступы или без семимильных сапог.

Зал волшебной моды

Здесь могут быть представлены костюмы или атрибуты костюмов, головные уборы, обувь в рисунках, в моделях и в виде предметов в натуральную величину. Представлять костюмы могут куклы — плоские, бумажные и объемные, из разных материалов.

Серебряные башмачки Элли и хрустальные туфельки Золушки могут соседствовать с треуголкой Бибигона и пиратской шапкой Бармалея, украшенной черепом и костями.

Можно не сразу открывать все «залы» музея, а по очереди. Экскурсии по экспозиции должны вести «опытные» экскурсоводы — знатоки сказок.

4. Викторина «Знаешь ли ты сказки»?

Открытие Музея сказок может завершить проект, а может стать последней ступенью в подготовке команд знатоков сказок для участия в викторине.

Составлять вопросы и задания викторины можно с учетом того материала, который дети освоили, готовя экспозиции сказочных залов.

Марина АРОМШТАМ
Идея создания Музея сказок
принадлежит Елене КУЗЬМЕНКОВОЙ,
педагогу и библиотекарю Российской государственной детской библиотеки,
первому руководителю Литературного центра В.Берестова.

 Продолжение темы в следующем номере

Рейтинг@Mail.ru