Что за прелесть эти
сказки!
Сказки — неисчерпаемый источник
творчества, в том числе — совместного творчества
детей и взрослых.
Предложите своим воспитанникам и их родителям
принять участие в проекте «Что за прелесть эти
сказки!».
Проект может включать работу по нескольким
направлениям.
1. Книжный марафон. Читаем сказки.
Дети и родители заводят специальный альбом, в
который записывают все прочитанные сказки и
сказочные повести. К каждой сказке рисуется
картинка.
Чтение сказок является обязательным условием
участия семьи в конкурсах проекта.
2. Дефиле сказочных персонажей. Превращаемся в
героев книг.
Дети в костюмах представляют разных сказочных
персонажей.
Представление происходит следующим образом.
Под музыку ребенок появляется на сцене,
двигаясь характерным для своего персонажа
образом.
Останавливается и говорит: «Я пришел к вам из
такойто сказки. Ее написал такойто сказочник.
Мои лучшие сказочные друзья — тето и тето. Мой
главный враг — тотто и тотто». Или: «Я пришел к
вам из такойто сказки. Я очень добрый (очень
злой). Я делаю тото и тото».
Затем персонаж поет песенку, рассказывает
небольшое стихотворение или танцует.
Для представления персонажи одной сказки могут
объединяться в микрогруппы по дватри человека.
Дефиле должен вести ведущий (или пара ведущих)
— тоже известный сказочный персонаж. Он может
предварять появление героя загадкой, организует
музыкальноритмические паузы, когда все дети
поют песни и двигаются под музыку, а также
предоставляет слово жюри для оценки выступлений.
3. Открытие Музея сказок
В Музее сказок выставляются коллекции
«волшебных» предметов, созданных руками детей и
взрослых и отражающих их знание сказочной
действительности.
Можно заранее ограничить подбор предметов в
коллекцию. Например, создавать Музей русских
сказок (Музей народных сказок) или Музей
пушкинских сказок.
Но можно и не накладывать никаких ограничений,
а просто особым образом распределять предметы в
экспозициях.
К примеру: вот животные из русских сказок. А это
— заморский представитель сказочного мира,
Чеширский кот. Место его обитания — волшебная
Англия. А здесь он гостит временно. И т.п.
План музея участники игры могут составить
сообща (какие разделы — «залы» — там будут), а
потом предложить каждой семье выбрать, в
создании какой экспозиции они хотят участвовать.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ
Портретная галерея сказочных героев
Под каждым портретом желательно разместить
табличку с указанием на главные черты характера
и внешнего вида: добрый, веселый, помогает
друзьям в беде; злой, коварный, питается живыми
людьми и т.д.
Волшебный зоосад
В зоосаде живут сказочные животные —
КонекГорбунок, Серый Волк, Черный Ворон, Золотая
Рыбка, Чеширский кот, Братец Лис и Братец Кролик,
Лисичкасестричка и Зайчикпобегайчик,
Мышканорушка и Лягушкаквакушка, лебеди из
сказок Х.К. Андерсена. Некоторые животные гуляют
по лужайкам, сидят на ветках деревьев и плещутся
в ручейках, а особо опасные, вроде огнедышащего
дракона, сидят в клетках за семью замками.
Животных лучше лепить. Но можно и рисовать,
сочинять о них истории.
Зал волшебной картографии
Здесь собраны коллекции карт разных волшебных
стран и миров. Дети могут придумывать и рисовать
их сами: это Золотое царство, это — Серебряное,
это — Медное, а это — Край Земли. Или же: это
остров Буян, это остров с чудным градом царя
Гвидона, это мореокиян, по которому плавают
корабли.
Можно составить карту страны, по которой на
волшебном КонькеГорбунке скачет Иван.
Некоторые карты — такие, как карта Волшебной
страны Гудвина, карта Волшебного леса ВинниПуха
— можно скопировать из известных книг. Только
нужно обязательно отметить, какой художник эту
карту нарисовал.
(Примеры сказочных карт вы найдете в брошюре
Людмилы ЗемсковойНазвановой «Люби и знай родной
свой край». М.: Первое сентября, № 12, 2006.)
Уголок сказочных предметов
Здесь собраны — нарисованы, слеплены, склеены
— самые разные волшебные предметы: от
шапкиневидимки до ступы Бабы Яги, коллекция
волшебных палочек, сапогскороходов.
А есть и предметы сказочного быта — веретено,
лапти, скалочка, лопата сажать в печь хлебы, сама
печка с большим устьицем, короб, в котором
Медведь вместе с пирожками нес домой Машеньку.
Может быть, огниво или нечто на него похожее.
К предметам можно приложить таблички, кто из
сказочных персонажей и для чего их использовал.
Оружейная
В оружейной хранится сказочное оружие —
волшебные мечи, булавы, лук со стрелами, макеты
старинных пушек.
Зал волшебного транспорта
Для него можно сделать коллекцию
ковровсамолетов и скатертейсамобранок. Можно
вывесить коллекцию изображений старинных судов.
Корабли и лепить интересно. Сюда же время от
времени могут заходить волки, орлы и волшебные
кони. Постоянно они живут в других отделах музея.
Но когда нужно составить полное представление о
том, как перемещаются герои по сказочному
пространству, без них не обойтись.
Как и без ступы или без семимильных сапог.
Зал волшебной моды
Здесь могут быть представлены костюмы или
атрибуты костюмов, головные уборы, обувь в
рисунках, в моделях и в виде предметов в
натуральную величину. Представлять костюмы
могут куклы — плоские, бумажные и объемные, из
разных материалов.
Серебряные башмачки Элли и хрустальные
туфельки Золушки могут соседствовать с
треуголкой Бибигона и пиратской шапкой Бармалея,
украшенной черепом и костями.
Можно не сразу открывать все «залы» музея, а по
очереди. Экскурсии по экспозиции должны вести
«опытные» экскурсоводы — знатоки сказок.
4. Викторина «Знаешь ли ты сказки»?
Открытие Музея сказок может завершить проект, а
может стать последней ступенью в подготовке
команд знатоков сказок для участия в викторине.
Составлять вопросы и задания викторины можно с
учетом того материала, который дети освоили,
готовя экспозиции сказочных залов.
Марина АРОМШТАМ
Идея создания Музея сказок
принадлежит Елене КУЗЬМЕНКОВОЙ,
педагогу и библиотекарю Российской
государственной детской библиотеки,
первому руководителю Литературного центра
В.Берестова.
Продолжение темы в следующем
номере |