Продолжение. Начало
см. в № 6, 7/2008
«Что? Где? Когда?»
Экологические игры Натальи Рыжовой
Задача: закрепить у детей представления
о некоторых признаках весны.
Предварительная работа: наблюдения на
прогулках.
Вместе с воспитателем дети могут изготовить
для игры эмблемы для каждой
команды с символами весны. Воспитатель заранее
рассказывает, что дети станут членами клуба
игроков «Что? Где? Когда?» и проведут игру. Дети
делятся на две команды и выбирают капитанов. Если
есть возможность, хорошо заранее сделать
видеозапись фрагмента этой телевизионной игры.
Материалы и оборудование: стол с
волчком (юлой), вопросы в конвертах (атрибуты
игры «Что? Где? Когда?»), «ящик ощущений», в
котором лежат природные объекты (например, камни,
ракушки, шишки) и любые предметы, сделанные
руками человека; рисунки, фотографии растений,
включая раннецветущие (примула, медуница,
пролеска сибирская и т.п. — набор видов зависит
от особенностей растительного мира конкретного
региона); вырезанные из бумаги капелька воды и
снежинка; карточки с изображением стадий
развития растений, которые сажали и за которыми
наблюдали дети в группе; карточки с изображением
природных факторов, необходимых для развития
растения (солнце, капелька воды, земля, дождевой
червяк и т.п.); небольшие детские пирамидки с
колечками (без верхушки) для подсчета очков
каждой команды (количество колечек должно
соответствовать количеству вопросов);
аудиозапись музыкальных произведений,
посвященных весне, аудиозаписи звуков весенних и
зимних (осенних) звуков природы.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель напоминает детям правила
телевизионной игры «Что? Где? Когда?» (если есть
видеоролик, показывает ее фрагмент). Он сообщает:
поскольку за окнами весна, сегодняшняя игра
посвящается именно этому времени года. Звучит
музыка (например, из произведения П.И.
Чайковского «Времена года»). Команды садятся за
столы.
В процессе игры дети выполняют задания и
отвечают на вопросы. Вопросы должны быть
разнообразными и оригинальными по форме.
Например, такими:
1. Убедите перелетных птиц в том, что они уже
могут (или еще не могут) возвращаться в ваши края,
перечислив признаки весны.
2. Воспитатель показывает детям фотографии,
рисунки растений. Задание: в течение трех минут
отобрать фотографии весенних растений.
3. Какие весенние птицы возвращаются в ваши края
весной?
4. Воспитатель показывает картинки с
изображением природы в разное время года.
Задание: отобрать из них те, на которых
изображены весенние приметы, и кратко рассказать
о них.
5. Ведущий вносит «черный ящик» («ящик
ощущений»). Задание: определить на ощупь и вынуть
только природные объекты. Дети должны
рассказать, можно ли их найти в своем регионе.
Одинаково ли они выглядят во все времена года?
Происходят ли с ними какие-либо изменения весной?
6. Воспитатель загадывает загадки о весне,
весенних явлениях, изменениях в жизни животных и
растений.
7. Ведущий дает одной команде бумажную капельку
воды, второй — бумажную снежинку. Задание:
рассказать, что происходит с капельками воды и
снежинками весной.
8. Представитель каждой команды рассказывает
короткое стихотворение о весне.
9. Воспитатель раздает командам карточки с
изображением стадий развития растений, которые
дети выращивали и за развитием которых
наблюдали. Задание: разложить карточки как можно
быстрее в том же порядке, в каком росло и
развивалось растение. Вспомнить название этого
растения.
10. Воспитатель включает аудиозапись сначала с
весенними звуками природы, а потом — с зимними
(осенними). Дети соотносят звуки природы с
временами года и определяют, какие именно звуки
воспроизведены (например, шум дождя, пение
соловья и т.п.).
11. Воспитатель раскладывает перед каждой
командой набор карточек, среди которых есть
изображение солнца, капельки воды, ветра, земли,
птиц и т.п. Задание: выбрать карточки, на которых
изображено то, что нужно растениям весной для
роста, и объяснить свой выбор.
12. Показать движениями, как птицы собирают
веточки и строят гнезда; как просыпается и
вылезает из берлоги весной медведь и т.п.
В процессе игры за каждый правильный ответ
команда получает колечко и нанизывает его на
стержень пирамидки. В конце игры воспитатель
помогает детям посчитать количество колечек и
определить победителя.
Примечание. Большинство вопросов игры
связано с наблюдениями, которые дети проводили
во время прогулок и экскурсий и при выращивании
растений в группе. Подобные игры можно составить
и для закрепления материала по всем сезонам года.
|