Новые свойства
наждачной бумаги
Рисование для ребенка — это
возможность высказать свой взгляд на мир, и в то
же время — способ освоения мира. Кроме того,
через рисование решаются и более частные,
приземленные задачи: оно готовит детскую руку к
письму, а детское мышление — к восприятию текста.
Поэтому во всех программах дошкольного
образования нового поколения такое серьезное
внимание уделяется этому виду детской
продуктивной деятельности. Чтобы поддерживать
интерес малышей к рисованию, педагоги часто
знакомят их с нетрадиционными видами
изобразительной деятельности. Как правило, это
касается способов нанесения рисунков на бумагу
— с помощью губки, печатей, методом набрызга.
Но, оказывается, новизной может обладать и
материал, на котором рисует ребенок. Ирина
БУЛДАКОВА, педагог из Саяногорска, предлагает
использовать в качестве такого материала
наждачную бумагу.
Как рисуют на наждачной бумаге
Наждачная бумага фактурна. Она чуть
просвечивает под нанесенными на нее пятнами и
штрихами, создавая иллюзию объемного рисунка. А
карандаш, скользя по «наждачке», оставляет на ней
необычно яркий цвет. Поэтому рисунки на
наждачной бумаге получаются неожиданно
эффектными и бархатистыми.
Для рисования понадобится наждачная бумага
мелкой или средней зернистости. Перед началом
работы нужно нарезать бумагу на части нужного
размера и на некоторое время положить их под
груз, чтобы бумага не скручивалась.
Рисовать можно восковыми карандашами,
масляными мелками, а можно сухой пастелью или
школьными мелками. Но в этом случае мелки будут
сильно осыпаться, и рисунок получится грязным.
При рисовании восковыми карандашами или
масляными мелками тоже есть свои сложности: при
сильном нажиме они быстро расходуются, поэтому
необходимо научить детей регулировать силу
нажима на мелок. |
Путешествие в Бумажную страну
Занятие для детей старшего
дошкольного возраста
Некоторые задачи:
— познакомить детей с техникой рисования на
наждачной бумаге;
— закрепить навыки рисования восковыми
карандашами, масляными мелками; приемы снятия
психомоторного напряжения;
— развивать тактильные ощущения, воображение и
фантазию.
Материалы: наждачная бумага
мелкой и средней зернистости, восковые
карандаши, масляные мелки; аудиозаписи
музыкальных фрагментов.
Предшествующая работа: беседа об
изготовлении бумаги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Сегодня мы с вами
отправимся в гости в Бумажную страну. Как вы
думаете, что можно там увидеть?
Дети: Много бумаги, бумажных
человечков.
Воспитатель: Правильно, в этой стране
много разной бумаги: гладкой и шероховатой,
цветной и белой, тонкой и плотной. Но чтобы туда
попасть, нам нужен помощник. Кто это, вы сейчас
отгадаете.
По бумаге я бегу,
Все умею, все могу,
Хочешь — дождик нарисую,
Хочешь — елочку в снегу,
Хочешь — дядю, хочешь сад.
Мне любой ребенок рад.
Дети: Карандаш!
Воспитатель: Правильно, это карандаш.
При помощи карандаша можно нарисовать на бумаге
все, что захочется. Карандаши так же, как и бумагу,
изготавливают из древесины. Карандаш сможет
помочь нам попасть в Бумажную страну.
Входит Карандаш.
Карандаш: Здравствуйте, ребята. Я
узнал, что вам нужна моя помощь.
Дети: Здравствуй, Карандаш! Мы хотим
попасть в Бумажную страну. Проводи нас туда,
пожалуйста!
Карандаш: Хорошо. Я знаю туда дорогу.
Только сначала поиграйте со мной. Игра
называется «Угадай на ощупь». Я раздам вам
маленькие дощечки с разными поверхностями. Вы
закроете глаза, потрогаете их и скажете, что эти
поверхности вам напоминают. Сначала пусть ваша
воспитательница попробует рассказать о своих
ощущениях.
Карандаш вручает воспитательнице дощечку,
покрытую слоем манной крупы. Манка приклеена к
поверхности.
Воспитатель (водит подушечками
пальцев по поверхности дощечки): Поверхность
дощечки напоминает мне песок. Я представила, что
сейчас лето. Я отдыхаю на берегу реки, строю замок
из песка.
Карандаш раздает детям дощечки с разными
поверхностями — с покрытием из длинного и
короткого ворса; с застывшими каплями клея; с
приклеенной к доске веточкой ели и др. Несколько
детей рассказывают, какие ассоциации вызывают в
них прикосновения к дощечкам. (Тем, кому не
удалось поделиться впечатлениями, такая
возможность будет предоставлена после занятия.)
Карандаш: Вы молодцы! Играть с вами
интересно. Я покажу вам дорогу в Бумажную страну.
Звучит «волшебная» музыка. Дети переходят в
другое помещение или подходят к небольшой
выставке с поделками из бумаги.
Воспитатель: Посмотрите, как много
красивых вещей можно сделать из бумаги.
Оказывается, на бумаге можно не только рисовать.
Дети, какие поделки вам особенно понравились и
почему?
Дети рассматривают выставку и делятся своими
впечатлениями. Неожиданно Карандаш обнаруживает
пакет.
Карандаш: Ребята, посмотрите, что я
нашел. (Разворачивает пакет.) Что это? Вы знаете?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Это тоже бумага.
Называется она наждачная. Возьмите ее в руки.
Какая она на ощупь?
Дети: Шероховатая.
Воспитатель: Эту бумагу используют
для обработки деревянных поверхностей, чтобы они
превращались в гладкие. Вот так (показывает). А в
стране, куда мы попали, на ней еще и рисовать
можно. (Проводит по бумаге несколько линий
мелком.) Хотите попробовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте нарисуем рисунки
на наждачной бумаге и подарим их жителям
Бумажной страны. Кажется, таких рисунков здесь
нет.
Карандаш: И правда — нет!
Дети:
Давайте!
Воспитатель объясняет детям технику работы
на наждачной бумаге. Дети получают по кусочку
наждачной бумаги и мелки, занимают рабочие места
и рисуют рисунок по желанию. Затем выставляют
свои работы на временной выставке.
Карандаш: Молодцы, ребята. Какие
красивые рисунки у вас получились! Все разные,
прозрачные и воздушные.
Воспитатель: Да, необычные рисунки!
Вам понравилось так рисовать?
Дети делятся своими впечатлениями о работе с
новым видом бумаги.
Воспитатель: Очень интересно вы
рассказывали. Однако пришло время покидать
Бумажную страну. Спасибо тебе, Карандаш, за
интересное путешествие. Приходи к нам еще! До
свидания!
Карандаш прощается с детьми и уходит.
Ирина БУЛДАКОВА,
детский сад № 25 «Умка»,
г. Саяногорск, Республика Хакасия
|