Сказка, я тебя знаю
Литературные
викторины не только приносят детям радость и
формируют живой интерес к книгам, но и объединяют
детей с родителями. Ведь надо помочь малышу
подготовиться к игре — подобрать и прочитать ему
нужную книжку, отыскать открытки или репродукции
с иллюстрациями, приобрести мультипликационную
экранизацию сказки или ее аудиозапись.
А иногда приходится и костюмы шить, и сказочные
аксессуары делать.
Одним словом, проводить литературные викторины в
детском саду полезно.
Их можно сделать регулярным событием —
наподобие игр клуба знатоков.
Помещение, в котором проводится викторина, можно
украсить коллективной аппликацией или коллажем
на тему прочитанной сказки или выставкой
рисунков и поделок.
И конечно же обязательным атрибутом игры станет
волчок: быть знатоками — значит, знатоками!
Из детей формируются команды знатоков сказок.
Участники заранее придумывают командам названия
и эмблемы.
Игроки рассаживаются за командными столами. На
столе ведущего — волчок, карточки с заданиями и
другие атрибуты игры. Независимый арбитр (взрослый)
будет выставлять на специальном табло карточки с
количеством баллов, набираемых каждой командой.
В конце игры члены команды-победительницы
получают в награду книжки. Всех участников
угощают сладостями и фруктами. Победителю игры
со зрителями дарят сувенир.
Публикация произведена при поддержке образовательного интернет портала «Стадигид.ру». Посетив сайт проекта, который располагается по адресу studyguide.ru, Вы найдете информацию о детских садах, школах, колледжах и ВУЗах столицы и других городов России. А так же к Вашему вниманию перечень компаний, предоставляющих высшее, дополнительное, профессиональное образование, и обучение за рубежом, последние новости из сферы образования, большая электронная библиотека учебных материалов, и доска частных объявлений.
Варианты состязаний между детскими
командами
Викторина по сказке А.Толстого
«Золотой ключик»
Зал украшен иллюстрациями Л.Владимирского (см.:
Толстой А. Золотой ключик. М.: Панорама, 1990).
Первое задание. «Черный ящик». В нем
лежит... Что? Послушайте: «Буратино не очень
хотелось возвращаться к девочке с голубыми
волосами. Но он был голоден и еще издалека
потянул носом запах кипяченого молока.
— Если девочка опять надумает нас воспитывать,
напьемся молока, — и нипочем я здесь не останусь.
В это время Мальвина вышла из домика. В одной
руке она держала... (пауза), в другой — корзиночку
с печеньем». (Фарфоровый кофейник.)
Второе задание. «Конкурс капитанов». На
двух столах разложены различные издания с
иллюстрациями И.Билибина, В.Чижикова и др., в том
числе Л.Владимирского к произведениям А.Волкова.
Капитаны должны (кто быстрее) найти книгу,
проиллюстрированную Л.Владимирским, и принести
ее ведущему. (Чтобы не ошибиться, нужно сравнить
иллюстрации в книгах с теми, которыми украшен
зал.) Кто быстрее и правильнее справится с
заданием?
Третье задание. «Узнай автора «Золотого
ключика». На мольберте портреты четырех
русских писателей, известных детям. Они должны
найти среди них портрет А.Н. Толстого.
Четвертое задание. «Игра со зрителями». Вопрос:
Из чего была сделана шапочка Буратино — колпачок
с кисточкой? (Из старого носка.)
Пятое задание. Ведущий читает отрывок
из сказки:
«Спросонок дежурный бульдог так рявкнул, что
под лисой со страха оказалась лужа.
— Воррришка! Гам!
...Дежурный, все еще рыча, позвонил. Ворвались
два добермана-пинчера, сыщики, которые никогда не
спали, никому не верили и даже самих себя
подозревали в преступных намерениях».
Каждой команде предлагается лист бумаги с
изображением собак разных пород, например:
немецкая овчарка, эрдельтерьер, бульдог, русская
гончая; или: ньюфаундленд, сенбернар, доберман-пинчер,
шотландский терьер.
Первой команде предлагается найти и показать бульдога,
второй — добермана-пинчера.
Шестое задание. «Два черных конверта». Каждой
команде дается конверт с буквами из разрезной
азбуки. Из них надо сложить имена персонажей
«Золотого ключика». Конверт 1.
Д, у, р, е, м, а, р. Конверт 2. К, а, р, а, б, а, с.
Какая команда быстрее сложит нужное слово?
Седьмое задание. Каждая команда
драматизирует отрывок из сказки (по желанию),
например: «Мальвина дает Буратино урок
арифметики» и «Пьеро и Арлекин в театре Карабаса
Барабаса».
Викторина по сказкам К.И. Чуковского
«Краденое солнце», «Телефон», «Мойдодыр»,
«Айболит», «Мyxa-цокотуха», «Тараканище»,
«Путаница», «Федорино горе»
Первое задание. «Конкурс капитанов». На
двух столах разложены различные предметы: мыло,
зубная паста, щетка, губка, мочалка, полотенце,
расческа, линейка, конверт, тетрадь, коробка
спичек и др. (по выбору ведущего). Капитаны должны
найти нужные Мойдодыру вещи и быстро сложить их в
корзинки.
Второе
задание. «Кто вспомнит?» Какое слово твердил
Айболит, отправляясь в Африку? («Лимпопо».)
Третье задание. «Черный ящик». В ящике —
любимое лакомство крокодилов из сказки
«Телефон». Что это? (Калоша.)
Четвертое задание. «Сладкий поднос». На
подносе розетки с конфетами, вареньем и сахаром.
Чем Муха-цокотуха угощала бабочку? (Вареньем.)
Пятое задание. «Игра со зрителями». Кто
потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка.)
Шестое задание. «Узнай сказку по отрывку».
Из какой сказки эти строки? «А за ними
блюдца-блюдца дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля, и танцуют,
и смеются, дзынь-ля-ля». (Из сказки «Федорино
горе».)
Седьмое задание. «Сделай правильный
выбор». На двух подносах разложены игрушки.
Первая команда должна найти героев «Краденого
солнца» на одном подносе (медведь, белка), а
вторая на другом (крокодил, заяц).
Восьмое задание. «Прочитай наизусть». Дети
(по желанию) читают отрывки из сказок К.И.
Чуковского.
Девятое задание. «Узнай сказку по
отрывку». Из какой сказки этот отрывок? «Волки
от испуга скушали друг друга. Бедный крокодил
жабу проглотил, а слониха, вся дрожа, так и села на
ежа». (Из сказки «Тараканище».)
Викторина по русским народным сказкам
«Бычок — смоляной бочок», «Зимовье зверей»,
«Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина
избушка», «Маша и медведь», «Петушок — Золотой
гребешок», «Снегурушка и лиса»
Первое задание. Первая команда
драматизирует отрывок из сказки «Жихарка», а
вторая — из сказки «Лисичка со скалочкой».
Второе
задание. «Конкурс капитанов». Из иллюстраций
Е.И. Рачева, которыми украшен зал, капитан
первой команды должен выбрать иллюстрации к
сказке «Петушок — Золотой гребешок», а капитан
второй команды — к сказке «Заюшкина избушка».
Третье задание. «Черный ящик». В ящике
(коробке, оклеенной черной бумагой) находится
кукла. Это она говорит: «Не садись на пенек, не ешь
пирожок, неси бабушке, неси дедушке». Кто это и
что это за сказка? (Машенька из сказки «Маша и
медведь».)
Четвертое задание. «Сделай правильный
выбор». Первая команда должна из лежащих на
подносе игрушек-животных выбрать персонажей
сказки «Зимовье зверей» (баран, свинья, кот),
а вторая — персонажей сказки «Бычок —
смоляной бочок» (медведь, заяц, волк).
Пятое задание. «Игра со зрителями». Кто
поет песенку «Петушок, петушок, Золотой гребешок,
выгляни в окошко, дам тебе горошка»? (Лиса в
сказке «Петушок — Золотой гребешок».)
Шестое задание. «Узнай сказку по отрывку».
Из какой это сказки? «Принесли молока, яиц,
творогу и стали лисицу потчевать. А лисица
просит, чтобы в награду дали ей курицу». («Снегурушка
и лиса».)
Викторина по сказкам братьев Гримм
«Беляночка и Розочка», «Бременские музыканты»,
«Горшок каши», «Заяц и еж», «Король-дроздовик»
Первое задание. «Разложить открытки по
порядку». На двух подносах лежат открытки из
набора «Братья Гримм «Беляночка и Розочка». В
иллюстрациях Татьяны Нарской. М.:
Изобразительное искусство, 1985». По 5 открыток
каждой команде. Кто быстрее справится с заданием?
Второе задание. «Конкурс капитанов».
Каждому капитану из трех предложенных портретов
писателей выбрать портрет одного из братьев
Гримм и назвать сказочника по имени. (Якоб или
Вильгельм.) Кто быстрее справится с заданием?
Третье задание. Каждой команде дается
по большому листу с изображением различных животных.
Нужно найти тех из них, о ком говорится в сказках
братьев Гримм (например: кот, медведь, осел;
собака, заяц, еж). Кто быстрее справится с
заданием?
Четвертое задание. «Черный ящик». В
ящике лежит то, что осталось у гордой королевны
из сказки «Король-дроздовик» после ее встречи с
гусаром на базаре. Что это? (Посудные черепки.)
Пятое задание. «Игра со зрителями». Отгадайте
загадку: «Всем он каши наварил, Съесть ее не
хватит сил». (Горшочек.)
Шестое задание. «Собрать рукодельные
шкатулочки Беляночки и Розочки». На двух
подносах разложены игольницы, наперстки, мотки
ниток, тесемок, лент и мелкие игрушки по выбору
воспитателя. Нужные для рукоделия вещи требуется
быстро сложить в шкатулку. Чья команда быстрее?
Седьмое задание. Каждая команда
драматизирует отрывок из сказки «Бременские
музыканты» или «Еж и заяц».
Варианты детско-родительских
состязаний
В конце года проводится литературная
игра, в которой команда детей «Золотой петушок»
борется за первенство с командой родителей
«Золотая рыбка». Некоторые вопросы для
родителей, естественно, труднее.
Викторина по сказкам А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане...»; «Сказка о рыбаке и
рыбке»; «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»; «Сказка о золотом петушке»
Первое задание. «Музыкальный конкурс».
Вопрос детям: «Кто и в какой сказке поет
песенку «Во саду ли в огороде»? (Ведущий поет и
играет на металлофоне.) (Белка в «Сказке о царе
Салтане».)
Вопрос родителям: «Как называется этот
музыкальный отрывок?» (Звучит в аудиозаписи
«Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова.)
Второе задание. «Черный ящик».
Вопрос детям: «В ящике лежит предмет, с
помощью которого злая мачеха пыталась погубить
прекрасную царевну. Что это за предмет и какая
сказка?». (Яблоко. «Сказка о мертвой царевне...».)
Вопрос взрослым: «В ящике лежит мех, из
которого была сшита душегрейка старухи из
«Сказки о рыбаке и рыбке». Какой? (Соболь.)
Третье задание. «Конкурс знатоков
живописи». На мольберте картины «Всадница»
К.Брюллова; «Иван-царевич на сером волке»
В.Васнецова; «Царевна-Лебедь» М.Врубеля. Детям предлагается
сказать, на какой картине изображен пушкинский
персонаж. Взрослые должны назвать автора
картины.
Четвертое задание. «Черный ящик-2».
Вопрос взрослым: «В ящике лежат
драгоценности, которыми старуха из «Сказки о
рыбаке и рыбке» украсила шею. Какие?» (Жемчуга.)
Вопрос детям: «В ящике лежит предмет,
который в сказке А.С. Пушкина говорил
человеческим голосом. Что это? В какой сказке?» (Зеркало
в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Пятое задание. Каждой команде дается по
большому листу с изображениями различных
животных. Нужно найти тех из них, о ком говорится
в сказках А.С. Пушкина (например: собака, конь,
муха; белка, лебедь, комар).
Шестое задание. «Игра со зрителями». Кто
и в какой сказке говорит такие слова: «Да! Такая
есть девица. Но жена не рукавица: с белой ручки не
стряхнешь да за пояс не заткнешь». («Сказка о
царе Салтане»; Царевна-Лебедь.) Из какой сказки
этот отрывок: «Чтоб концы своих владений
охранять от нападений, должен был он содержать
многочисленную рать»? («Сказка о золотом
петушке».)
Седьмое задание. Дети и взрослые читают
наизусть отрывки из сказок А.С. Пушкина (по
выбору).
Викторина по сказкам русских
писателей «Конек-Горбунок» П.Ершова; «Мороз
Иванович» В.Одоевского; «Аленький цветочек»
С.Аксакова
Первое задание. «Конкурс капитанов». Капитанам
предлагается взять с подноса по перстню и надеть
его на тот палец, на который надевали его герои
сказки «Аленький цветочек». Кто быстрее? (На
правый мизинец.)
Второе задание. «Черный ящик».
Вопрос детям: «В ящике лежит предмет, с
помощью которого злые сестры хотели обмануть
молодую дочь купеческую и заставить ее изменить
данному слову. Что это? (Часы.) Вопрос
взрослым: «Что взял с собой Иванушка, когда
отправился в третье путешествие за кольцом Царь-девицы?»
(Три луковки.)
Третье задание. «Кто кому и в какой сказке
говорит эти слова?»
Вопрос детям: «Двум смертям не бывать, а
одной не миновать»? (Купец сам себе в сказке
«Аленький цветочек».)
Вопрос взрослым: «В красно платье
наряжаться, словно в масле сыр кататься»? (Царь
— Ивану в сказке «Конек-Горбунок».)
Вопрос зрителям: «Жить и служить —
разница»? (Мороз Иванович — Ленивице в сказке
«Мороз Иванович».)
Четвертое задание. «Разложить открытки по
порядку». На двух подносах лежат открытки из
набора «П.Ершов «Конек-Горбунок» в иллюстрациях
А.Строгановой и М.Алексеева. М.: Изобразительное
искусство, 1980». Для детей: 5 открыток; для
взрослых: 7 открыток. Кто быстрее справится с
заданием?
Пятое задание. Каждой команде дается по
листу, на котором изображены разные животные,
предметы и т.д. Каждая команда должна найти и
назвать четыре картинки, на которых нарисованы
«персонажи» сказки «Мороз Иванович». (Петух,
кувшин, яблоня, ведра; пирог, печь, яблоки,
колодец.)
Шестое задание. Дети и взрослые читают
наизусть отрывки из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок»
(по своему выбору).
Лидия ПАНТЕЛЕЕВА,
старший воспитатель детского сада № 24 «Березка»,
пос. Межевой Челябинской обл.
При разработке заданий викторин
использовались материалы статьи Л.Л. Пантелеевой
«Кто потушил море, или Любимое лакомство
крокодилов» (Журнал «Дошкольное воспитание»,
№ 5/1997. С. 42.)
|