Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Алла АРУШАНОВА,
Елена РЫЧАГОВА

Продолжение. Начало в № 5, 7/2008

Игры со звучащим словом

Для детей пяти-шести лет

Центр им. А.В. Запорожца «Дошкольное детство»

В книге Аллы АРУШАНОВОЙ и Елены РЫЧАГОВОЙ «Игры со звучащим словом» представлена система усложняющихся заданий на развитие фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи.
Также игры направлены на подготовку детей к обучению грамоте. Они включают анализ словесного состава предложений, звукового и слогового строения слова, ознакомление с терминами «предложение», «слово», «звук», «слог», «ударение».
В играх используются многообразные игрушки и картинки. Это приблизительный набор. Он может быть заменен аналогичными предметами по усмотрению педагога.
Рекомендуется организовывать игры в свободное от занятий время по желанию детей.

ИГРЫ, ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ

Февраль, № 20

Тепло-холодно

Цель: учить различать на слух звуки з и ж, подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух; учить определять местонахождения ударного слога в двусложных словах. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстником.

Материал: игрушки: заяц, козлик, змея, жираф, медвежонок, журавль. Картинки: жук, комар.

Содержание

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь.

(Жук)

Какая песенка у жука? (Ж)
А эта загадка о ком?
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит.

(Комар)

Какая песенка комара? (З)
Поиграем со звуками. Если услышите песенку комара, звук з — хлопните в ладоши, если звук ж — песенку жука — поднимите указательный палец кверху.
З, з, з, ж, ж, з, ж, з, ж, ж; жаба, за/мок, замо/к, манжета, жаворонок, зонт, абажур, журнал, животное.
А сейчас играем по-другому. Если увидите на картинке комара — звените, как комары, если увидите жука — жужжите, как жуки. (.)
К нам в гости пришли звери. В их названиях живут песенки жука, звук ж, и комара — звук з.
(Достает из корзины игрушки, называет их, выделяя заданные звуки. Дети повторяют: зззаяц, жжжираф, ... и т.д.)
Вызванный ребенок отбирает игрушки, в названиях которых слышен звук ж (з).
Послушайте слово: заяц. Сколько частей-слогов в этом слове? (Две.) Какой слог ударный? (За.)
Сейчас игрушки будут от вас прятаться. Чтобы отыскать игрушку, буду подсказывать: тепло-холодно.
Закройте глаза. (Прячет зайца.) Откройте глаза. Кто спрятался? (Заяц.)
Вызывает ребенка. Тепло, тепло, холодно.
Когда ребенок отыскивает зайца, он определяет количество слогов в слове и ударный слог. Аналогично обыгрывают другие игрушки, названия которых — двусложные слова.

Февраль, № 21

Публикация произведена при поддержке компании «Термодомик». Компания «Термодомик» предоставляет полный спектр услуг строительства и благоустройства домов из клееного бруса и бревна. Воспользовавшись предложением компании, Вы получите услуги опытных профессионалов, которые обеспечат высококачественное строительство частного дома или бани, установят автономную систему отопления частного дома, обеспечат бесперебойную систему подачи воды, и проведут другие коммуникации, в соответствии с самыми высокими стандартами качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на сайте компании «Термодомик», который располагается по адресу http://termodomik.ru/

Эрудиты

Цель: учить детей четко и внятно произносить звуки з, ж, различать их на слух, выделять голосом. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, задавать вопросы и отвечать на них.

Содержание

Воспитатель разделяет детей на две команды.
Игра «Эрудиты». Отвечаем на каверзные вопросы. Чья команда победит?

Колючее животное, живет в лесу. (Ежик.)
Животное с длинной шеей. (Жираф.)
Животное с длинными ушами. (Заяц.)
Животное, похожее на пеструю ленту. (Змея.)
Насекомое, которое жужжит. (Жук.)
Птица на длинных ногах, в названии есть звук ж. (Журавль.)
Животное, похожее на быка, с длинной шерстью, в названии есть звук з. (Зубр.)
Ископаемое животное гигантских размеров, в названии есть звук з. (Динозавр.)

А сейчас команды договорятся и зададут друг другу свои каверзные вопросы. (Два-три от каждой команды.)
Эрудиты, дальше играем в игру «Окончи предложение».

Пищу пережевывают… (зубы).
Дом окружен высоким… (забором).
Дюймовочку украла противная… (жаба).
Кружится и жужжит майский… (жук).
От дождя спасает… (зонт).
На двери висит железный… (замок).
Летят клином и курлычут… (журавли).
Из-под снега вырос и расцвел… (подснежник).
Назовите слова со звуком з (ж).

Игра «Какой звук заблудился».

Соревнуемся командами.

На улице идет доздик. Как надо? (Дождик.)
От дождя спасает жонтик (зонтик).
Утром и вечером чисти жубы (зубы).
На небе сияют жвеждочки (звездочки).
Цветы поставили в важу (вазу).
Дверь закрыли на жамок (замок).

Победителям — аплодисменты. Члены команды пожимают друг другу руки.

Февраль, № 22

Уж бежал кривой дорожкой

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ж и з в словах и фразах. Учить различать эти звуки на слух. Образовывать наименования детенышей животных, формы множественного числа именительного падежа существительных.

Материал: мяч.

Содержание

Воспитатель читает детям стихотворение.

Людвиг Ежи Керн

УЖ

Уж
Бежал кривой дорожкой,
Ни одной не топал ножкой.
Он бы топнул, да не мог,
Потому что был без ног.

(Перевод В.Левина)

Как можно назвать ужа по-другому? Это… (змея).
У ужа — ужонок, у змеи — … (змееныш).
Детеныш ежа — … (ежонок),
зубра — … (зубренок),
медведя — … (медвежонок),
зайца — … (зайчонок),
козы — … (козленок),
лошади — … (жеребенок).

Игра с мячом. Называю одно животное, а вы — много. Уж — … (ужи), еж — … (ежи), жеребенок — … (жеребята), жаба — … (жабы), зубр — … (зубры), заяц — … (зайцы), коза — … (козы), морж — … (моржи), дикобраз — … (дикобразы), жираф — … (жирафы), жук — … (жуки), козленок — … (козлята), журавль — … (журавли), ужонок — … (ужата), жаворонок — … (жаворонки), медвежонок — … (медвежата).

Передаем мяч по кругу и называем слова, в которых есть звуки ж или з. Звук выделяем голосом: жжжук — ж, зззаяц — з.
Взялись за руки, встали в круг. Идем по кругу и четко произносим:

Уж
Бежал кривой дорожкой,
Ни одной не топал ножкой.

Идем по кругу в другую сторону и произносим очень, очень четко.
А сейчас так же четко произносим:

Волк на лужайке —
Задрожали зайки.

(Повторить 2–3 раза с разной силой голоса.)

Февраль, № 23

Шутки-перевертыши

Цель: учить детей четко и внятно произносить звуки ж, з изолированно, в словах и фразах. Чувствовать рифму. Произвольно строить предложения разной структуры.

Материал: журнал, зонт, жираф, заяц, журавль, козлик, ежик. Картинки: жук, комар.

Содержание

Воспитатель предлагает поиграть с песенками жука и комара. (Демонстрирует картинки.)
Вспомните песенку жука. (Ж) Жук летит далеко. Его песенка чуть слышна. Вот жук приближается. Его песенка слышна все громче и громче. Очень громко. (Вместе с детьми.)
Вот песенка комара. (З) Комар далеко. Песенка чуть слышна. Все ближе, ближе, громче, громче. Очень громко. Комар сел на ладошку. Молчит. Прогоним комара. Вот он улетает. Тихо, тихо. Совсем тихо.
Жук и комар улетели. А их песенки перепутались. Помогите распутать. Я буду называть слово-путаницу, а вы — правильное слово.

Зук — жук, жвежда — звезда, жамок — замок, жонт — зонт, важа — ваза, жначок — значок, заба — жаба, зуравль — журавль, заворонок — жаворонок, жвонок — звонок.

Послушайте шутки-перевертыши с этими словами.

Заржавел железный козел. (Замок.)
На кустах расцвели жабы. (Розы.)
Жук в коробочке лежит и от холода визжит. (Дрожит.)
На замок закрыли зайку, он сидит и ждет фуфайку. (Хозяйку.)
У зайки Бубы заболели трубы. (Зубы.)
У ежа — ежата, у ужа — чижата. (Ужата.)
Не живут ужи, где живут стрижи. (Ежи.)

Придумайте свои шутки-перевертыши про эти предметы. (Выставляет игрушки на стол.)

Март, № 24

Играем со звуками

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч изолированно и в словах. Побуждать детей вступать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материал: мяч.

Содержание

Воспитатель: Поиграем звуками. Если услышите звук ц — хлопните в ладоши, если услышите звук ч — поднесите палец к губам.
Ч, ч, ц, ц, ц, ч, ч, ц, ч, ц; пуговица, пуговичка, кольцо, колечко, крыльцо, крылечко, яйцо, яичко, лицо, личико, заяц, зайчик, улица, улочка, девица, девочка. (Губы педагога прикрыты листом бумаги.)
Вспомните и назовите слова со звуком ц (ч).
А сейчас ведущим будет кто-то из вас.

Игра «Эхо»

Ведущий называет звук ц или ч и бросает мяч. Надо, как эхо, повторить звук и перекинуть мяч ведущему.
А сейчас ведущий будет бросать мяч и называть слово. Если в слове есть звук ц — надо ударить мячом о пол и передать мяч ведущему. Если звука ц нет — мяч просто перекидывается ведущему. (Вызывается ребенок по желанию. В случае затруднений педагог подсказывает слова.)

Март, № 25

Как петух в печи пироги печет

Задачи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц, ч. Учить делить трехсложные слова на слоги. Передавать содержание потешки своими словами. Строить предложения разной грамматической структуры.

Материал: игрушечные петух, кошка, поросенок, конь, утка, домик.

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать русскую народную потешку.

Как петух в печи пироги печет,
А кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.

Воспитатель: Попробуем читать потешку вместе. Я буду начинать предложение и показывать игрушку, а вы — заканчивать предложение. (Сначала игрушки ведет взрослый, при повторном чтении — кто-нибудь из детей. Допускается отклонение от текста — пересказ своими словами. Выслушать всех желающих.)
Послушайте слова: пеЧь, пеЧет, толЧет, утоЧка. Какой звук слышится в этих словах? (Ч)
А сейчас какой звук я выделила: оконЦе, крыльЦо, копытЦе, Цокает? (Ц)
Давайте придумаем свои потешки.

Как у нашего поросенка хвост — крючком, нос — … (пятачком).
А у нашей киски лапки — цап… (царапки).
Конь копытом: цок, цок, цок — … (цокает).
А уточка с утятами пироги… (печет).
А наш петушок стихи… (читает).

Послушайте слово: пи-ро-ги. Сколько слогов в этом слове? (Три.) А в словах:
у-точ-ка? Ко-пы-то?

Март, № 26

Угадай по голосу

Задачи: побуждать детей четко произносить звуки ц, ч изолированно и в словах. Учить слышать эти звуки в слове. Развивать речевое внимание, речевой слух детей. Побуждать детей к речевому и игровому взаимодействию со сверстниками.

Материал: картинки на каждого ребенка с изображениями, в названиях которых есть звуки ц, ч (цыпленок, циркуль, часы, чеснок, синица, чайник, чашка, черепаха, полотенце, цветок, удочка, печенье, чай, заяц, бабочка, бочка, кисточка, печка, снегурочка, девочка, мальчик, кольцо, яйцо, курица); платок.

Содержание

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки. (Дети сидят полукругом. Воспитатель дает картинки по одной ребенку с левого края. Тот передает соседу.
И т.д. Собирают картинки с правого края. Во время рассматривания картинок дети тихо переговариваются.)

Воспитатель: Открою секрет. В названиях картинок спрятаны звуки ц и ч. Буду называть картинки. А вы — называть картинку и отдельно звук, который я выделю голосом. (Выделяет голосом звуки ц, ч.)

Игра с картинками «Угадай по голосу»

Выберем считалкой водящего.

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек,
Прилетели все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!

Водящий сядет на корточки в центре круга. Мы накроем его платком. А вы будете называться так, как называется предмет на вашей картинке. (Быстро раздает детям картинки.) Садитесь на корточки в круг.
Тот, до кого я тихонько дотронусь, скажет: «Я — циркуль (или «я — чеснок»). Кто я?» Водящий должен отгадать, кто подал голос.
Если говорящий назван правильно, водящий и игрок меняются местами. Водящего накрывают платком. Если говорящий назван неправильно, игра повторяется с тем же ведущим.
Игра повторяется с разными водящими по желанию детей до тех пор, пока каждый не побудет в позиции водящего.

Март, № 27

Ну и баловница младшая сестрица

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч в словах и фразах. Учить детей составлять короткий текст смешанного типа.

Материал: кукла.

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.

И.Лопухина

Ну и баловница
младшая сестрица!
Бабушка ругается:
— Экая проказница!
Мама улыбается:
— Просто безобразница!
Этой озорнице
спокойно не сидится:
скачет, кувыркается,
вечно улыбается,
допоздна кружится,
не хочет спать ложиться.
Ох, и баловница
младшая сестрица!

(Чтение стихотворения сопровождает действиями с куклой.)

Давайте прочитаем это стихотворение вместе. Я начинаю предложение, а вы —
заканчиваете. (Повторное чтение.)
Расскажите, какой характер у девочки, про которую написано стихотворение. (Высказывания детей.)
Ребята, какой звук часто повторяется в этом стихотворении? (Ц) А в словах «скачет», «хочет», «вечно» слышится другой звук. Какой? (Ч)
Как бы вы назвали эту куклу? Выберите имя, чтобы в нем слышался звук ч. Например, Анечка, Светочка.
Кто хочет подержать в руках Анечку и рассказать о ней, как в стихотворении? Какая она? Что делает? (Вызвать детей по желанию. В случае необходимости оказывать помощь, подсказывая начало предложения.)

Апрель, № 28

Колдуем

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, сь, щ изолированно и в словах. Учить произносить их подчеркнуто (с интонационным выделением). Закреплять правильное произношение формы глагола повелительного наклонения «ищи». Побуждать детей вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, ориентироваться на партнера.

Материал: игрушки и предметы: собака, щенок, слон, щетка, сережки, ситечко; сумка, платок.

Содержание

В гости к детям приходит слониха Сима со своими друзьями — собакой Асей и ее щенком Спуней. (Разыгрывается сцена приветствия.) У Симы сумка. Звери будут показывать вам разные фокусы. Накроем сумку платком.
Крекс-фекс-пекс, абракадабра!
(Вызванный ребенок засовывает руку в сумку.) Что он вытащил?
А сейчас?
Крекс-фекс-пекс, абракадабра!
Что вытащил? Зачем нужны щетка, ситечко, сережки? Назовите слова со звуком щ (с, сь). (Щенок, щетка. Собака, слониха, Спуня, Сима, сережка, ситечко.) Произнесите эти слова, выделяя первый звук. Потяните звуки: ссс; сьсьсь, щщщ.

Игра «Тепло-холодно»

Все закрывают глаза. А слониха Сима что-то прячет (сережки). Открывайте глаза. Искать будет тот, кого я вызову. Чего не стало? (Сережек.) Будем искать. Если ищете правильно, говорим «тепло». А если удаляетесь — «холодно».
Ребенок ищет. Воспитатель комментирует: тепло-холодно. Затем, при повторении игры, ведущим становится кто-то из детей. Повторяется с разными игрушками 5–6 раз по желанию детей. Каждый раз дают команду: закройте глаза; откройте; чего не стало? Кого не стало? Ищи.
В заключение звери прощаются с детьми.

Апрель, № 29

Падают с ветки золотые монетки

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, сь, щ изолированно и в словах. Учить выделять эти звуки при произнесении. Подбирать слова с заданным звуком.

Материал: картинки, на которых нарисованы лист, колос, осина, подосиновик, зубная щетка, ящерица; мяч.

Содержание

Воспитатель загадывает детям загадки. Демонстрирует картинки-отгадки.

Падают с ветки
Золотые монетки.

(Листья.)

Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.

(Колос.)

Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина.)

Почему вы думаете, что это осина?

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я… (подосиновик).

Хвостик из кости,
А на спинке — щетинка.

(Зубная щетка.)

Маленький, легонький,
А за хвост не подымешь.

(Ящерица.)

Почему вы думаете, что это ящерица? (Если взять ее за хвост, хвост обломится.)
Послушайте слова: лиссст, колоссс, сссоломинка. Какой звук я выделила в этих словах? (С) А сейчас: осьсьсина, подосьсьсиновик, весьсьсь (сь)? Щщщетка,
щщщетина, ящщщерица (щ)?

Игра с мячом

Встаньте в круг. Я буду бросать мяч и называть слово с выделением звука. Надо перекинуть мяч мне и назвать этот звук отдельно.
Слова: сссоломинка, сссоловей, сьсьсердце, сьсьсирень, щщщетка, щщщепка, лиссса, оссса, осьсьсина, васьсьсилек, ящщщик, ящщщерица, носсс, насссоссс, абрикоссс, лосьсьсь, гусьсьсь, рысьсьсь, овощщщ, хвощщщ, мощщщь, сссорока, ссснегирь, сьсьсиница.
А сейчас я буду бросать мяч и называть звуки, а вы — перекидывать мяч мне и называть слова с этими звуками.

Апрель, № 30

Загадки

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, сь, щ в словах и связной речи. Продолжать учить делить слова на слоги, выделять ударный слог. Составлять короткие тексты — описания. Задавать вопросы. Побуждать детей вступать в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками.

Материал: картинки, на которых нарисованы лист, колос, осина, подосиновик, зубная щетка, ящерица; метка.

Содержание

Воспитатель приносит в группу картинки и выставляет их на панно. (Называет вместе с детьми.)

Воспитатель: Эти картинки вы уже видели. Предлагаю вам придумать о них свои загадки. (Вызывать по очереди всех желающих. Загадки отгадываются хором.)
Назовите слова, состоящие из одного слога. (Лист.) Из двух слогов. (Колос, щетка.) Из трех. (Осина.) Послушайте слово: ко-лос. Который слог ударный (первый)? В слове щетка (осина)?
А сейчас играем по-другому. Я загадаю предмет и спрячу за него метку. Чтобы узнать загаданный предмет, надо задавать вопросы. Так, чтобы ответить можно было «да» или «нет». Например, этот предмет живой? Это растение? Это дерево? Слово состоит из трех частей? Это осина? (Спросить всех желающих. Отгадавший становится ведущим.)

Апрель, № 31

Дог-шоу

Задачи: закрепить правильное произношение звуков с, сь, щ в словах и фразах. Активизировать формы повелительного наклонения глаголов: ищи, садись, ложись, стой, неси, подай голос, считай, тащи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Материал: воротца, палка, обруч, юбочка, косынка, мяч. Собаки (2–3). Микрофон.

Содержание

В гости к детям приходят собаки. Собаки могут выполнять поручения детей. Давайте придумаем команды.
Дайте команду Рексу, чтобы он искал. (Ищи.) Дайте команду Лесси, чтобы она сидела. (Лежала, считала и т.п.) (Дети дают команды — самостоятельно и с подсказкой. Собаки их «выполняют».)

Игра «Дог-шоу»

Разбейтесь на пары. Договоритесь, кто из вас будет хозяином, а кто собакой. Подумайте, как зовут хозяина, как зовут собаку.
(Имена детям и клички собакам надо давать так, чтобы слышались звуки с, сь или щ. Воспитатель помогает, подсказывает: Рекс, Лесси, Джесси, Спуня, Щедрый, Спайк, Щен, Ансор, Лущик, Щекан, Серый, Сова, Ася, Сима, Сеня, Сережа, Настя и т.п. Детям дается некоторое время на подготовку «номера» совместного выступления.)
Начинаем «Дог-шоу». Выходит первая пара. Представьтесь. Как зовут хозяина? Как зовут собаку? Что вам нужно для показа? (Воротца, палка и т.п.) Показывайте свое домашнее задание. Хозяин дает собаке команду, называя собаку по имени. И т.д. (Домашнее задание демонстрируют все дети группы по желанию.)

Май, № 32

Отгадай словечко

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков р, рь. Учить выделять голосом эти звуки, различать их на слух. Закреплять умение определять место в слове звука и ударного слога. Учить читать скороговорку с разной силой голоса.

Материал: карточки с картинками.

На лицевой стороне карточки изображены:

Роза, арбуз, курица.
Телефон, игла, гриб, рубашка.
Лодка, утка, кукла.
Собака, тарелка, осы, лук.

На обороте:

Рак.
Тигр.
Лук.
Стол.

Содержание

Воспитатель загадывает детям загадки.

Полосатый, словно зебра,
И усатый, будто кот.
По лесным зеленым дебрям
На охоту он идет.

(Тигр.)

Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.

(Стол.)

Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.

(Раки.)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… (лук).

Послушайте слова: рррак, тигррр. Какой звук выделен голосом (р)? А сейчас: лллук, столлл (л)? Повторите слова, как я.
В слове «рак» — где находится звук р — в начале или в конце слова? А в слове «тигр»?
Где слышится звук л в слове «лук»? А в слове «стол»?
Буду называть звуки, слоги и слова. Если услышите звук р — хлопните в ладоши. Ла, ло, лу, ра, ро, ру, л, л, р, р, лы, ры, роза, арбуз, лодка, кукла, осы. (Рот прикрыт листом бумаги.)

Игра «Отгадай словечко»

У меня картинки. Назовем, что на них нарисовано: роза, арбуз, курица.
Здесь зашифровано слово. Чтобы его отгадать, надо сложить вместе первые звуки названий картинок: роза — р, арбуз — а, курица — к. (Рак.)
(Аналогично «читают» остальные слова — тигр, лук, стол.)
Назовите слова, состоящие из одного слога (из двух слогов). Назовите ударный слог в слове «луна» (лодка).
В заключение дети читают скороговорку с разной силой голоса.

И.Лопухина

На столе — с картошкой плошка,
За столом — голодный Прошка.

Май, № 33

Прислушайся к слову

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков р, л изолированно, в словах и в связной речи. Учить различать эти звуки на слух. Подбирать слова с заданным звуком. Составлять короткие тексты — описания. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Материал: картинки, на которых нарисованы елка, крокодил, воробей, арбуз, лось, рыба.

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.

А.Шибаев

ПРИСЛУШАЙСЯ К СЛОВУ

Была
ТИШИНА,
ТИШИНА,
ТИШИНА…
Вдруг
ГРОХОТОМ
ГРОМА
сменилась
она!
И вот уже дождик
Тихонько —
Ты слышишь?
ЗАКРАПАЛ,
ЗАКРАПАЛ,
ЗАКРАПАЛ
по крыше…
Наверно,
Сейчас
БАРАБАНИТЬ
он станет…
Уже
БАРАБАНИТ!
Уже
БАРАБАНИТ!

Прислушались к словам? Как звучат эти слова? (Громко, раскатисто.) Какой звук слышится в словах: гррром, крррыша, барррабанит (р)? А в словах: былла, сменилллась, сллышишь (л)? Потянем эти звуки: ллл, ррр.
Будем читать стихи, добавляя слова со звуками р, л.

Э.Лир

Один джентльмен втихомолку
Взобрался на старую… (елку).
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?

(Воробей.)

Е.Серова

По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (крокодил).

(Для облегчения процесса отгадывания слов демонстрируются картинки-подсказки.)
Вспомните и назовите еще слова со звуком р (л). (Воспитатель регулирует очередность высказываний детей при помощи мяча. Ребенок называет слово и передает мяч партнеру.)
А вот мои слова: арбуз, рыба, лось. (Выставляет картинки на панно.) Будем сочинять загадки-описания об этих картинках. Отгадайте мою загадку.
Это дерево. Зимой и летом одним цветом. (Елка.)
А сейчас загадайте свои загадки. (Спросить всех желающих.)

Игра на внимание

Я буду называть картинки, а какую-то пропущу. Заметьте, какую.
Елка, крокодил, арбуз, рыба, лось (воробей).
И т.д.
Сначала слова называет воспитатель. Потом — кто-то из детей.

Май, № 34

Знатоки

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ль, рь. Учить слышать их в слове, выделять при произношении. Продолжать учить делить слова на части — слоги, выделять ударный слог.

Материал: фишки.

Содержание

Игра-соревнование «Знатоки»

Воспитатель: Разбейтесь на две команды. Выберите капитана. Придумайте название команды. Чья команда победит? Слушайте каверзные вопросы.

1. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).

2. Панцирь каменный — рубаха,
А в рубахе… (черепаха).

3. Сколько слогов в слове «снегири»? Какой ударный слог?

4. Сколько слогов в слове «черепаха»? Какой ударный слог?

5. Весной распускаются, осенью опадают. Что это? (Листья.) Сколько слогов в слове «листья»? Какой ударный слог?

6. Рыжая, пушистая, хитрая. Кур ворует. Кто это? (Лиса.) Сколько слогов в слове «лиса»? Какой ударный слог?

7. Кто детеныш у оленя? (Олененок.) А если их много?

8. Кто детеныш у льва? (Львенок.) А если их много?

9. Назовите пять имен детей, в которых слышится звук ль. (Оля, Ляля, Лена, Лева, Илья и др.)

10. Назовите пять имен детей, в которых слышится звук рь. (Игорь, Ирина, Сережа, Регина, Римма и др.)

11. Чья команда лучше прочтет скороговорку?

Е.Благинина

У Вари
На бульваре
Варежки пропали.

(Повторить два раза.)

12.

Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара.

(Повторить два раза.)

13. Скажем скороговорку все вместе с начала и до конца.

За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце игры подсчитывают и сравнивают количество фишек. Команде-победительнице — аплодисменты.

Май, № 35

Пир в старом замке

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звуков р, рь, л, ль изолированно, в словах и фразах. Побуждать детей составлять короткие тексты-повествования.

Материал: три игрушечных мышонка.

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.

И.Мазнин

ПИР

В старом замке
Под горой
Был однажды
Пир горой.
До утра в нем
Пировали,
Пели песни
И плясали.
Не король,
Не королевич
С королевой молодой,
Не царевна,
Не царевич,
Не сапожник,

Не портной.
В старом замке
Пели звонко
И плясали
Три мышонка!
Потому что
Три мышонка
В первый раз
За триста лет
Отыскали
В старом замке
Корку хлеба
На обед!

Заметили ли вы что-то необычное в этом стихотворении? (Высказывания детей.)
В этом стихотворении часто повторяются звуки р, рь, л, ль. Давайте прочитаем это стихотворение еще раз все вместе. (Повторное чтение.)
Послушайте слова: старый, утром, под горой, корка. Какой звук повторяется в этих словах (р)? А в словах: царевна, царевич, три, триста — повторяется звук… (рь).
Какой звук повторяется в словах: был, молодой (л)? А в словах: пировали, пели, плясали, хлеб (ль)?

Игра «Эхо»

Я буду произносить звуки, слова и фразы. А вы — повторяйте их, как эхо.
Л, л, ль, рь, р, р, л, р, ль, рь; царевич, портной, королевич, хлеб, гора, хлебная корка, старый замок; отыскали в старом замке корку хлеба на обед.
Кто хочет взять в руки этих мышат и рассказать своими словами о том, что с ними случилось? (Выслушать всех желающих.)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru