«Построим Солнечную
систему»
Экологические игры
Натальи Рыжовой
|
Подвижно-дидактический
вариант игры
В этом варианте Солнце и планеты изображают
дети. Они много двигаются — ходят и даже бегают.
Поэтому ее хорошо проводить в большом зале или на
улице.
Задача: закрепить у детей
представления о строении Солнечной системы.
Предварительная работа:
знакомство с Солнечной системой, планетами.
ХОД ИГРЫ
Начертите цветными мелками на полу (или на
асфальте, если игра проводится на улице) орбиты
разных планет. Раздайте детям бумажные медали
или короны с изображением планет (цвета планет и
их орбит должны совпадать). В центр рисунка с
орбитами становится ребенок, изображающий
Солнце. Задача остальных детей-планет — занять
свои места на орбитах. Если у детей возникнут
затруднения, покажите им рисунок Солнечной
системы, который они рассматривали до игры. Затем
предложите всем разойтись в разные стороны и по
сигналу ведущего (например, светового сигнала
фонариком) снова построить модель Солнечной
системы. Можно внести в игру элемент
соревновательности: кто из планет быстрее всего
займет свое место? Затем каждая планета должна
пройти вокруг Солнца.
Обратите внимание ребят на следующее
обстоятельство: чем ближе планета расположена к
Солнцу, тем быстрее она сделает вокруг него круг.
Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца за
год (от одного праздника Нового года до другого).
Чтобы наглядно показать это, возьмите большой
календарь и, по мере движения ребенка-Земли по
кругу, перелистывайте его страницы, называя
месяцы. Таким образом, ребенок начнет двигаться в
январе, а вернется на свое место в декабре.
Настенный вариант игры
Этот вариант является как дидактическим
пособием, так и настенным украшением.
Планетарные орбиты Солнечной системы изображены
с помощью веревочек. На них «нанизаны» планеты,
положение которых можно менять, двигая их по
веревочкам.
Модель Солнечной системы в детском
саду № 1908 г. Москвы
Настольные варианты игры
Модель Солнечной системы в детском
саду № 1622 г. Москвы. Солнце здесь изображается с
помощью персонажа — Солнечного гномика
На столе раскладывается игровое поле с
изображением планетарных орбит Солнечной
системы.
К полю прилагается набор планет, которые
ребенок должен разложить в правильном порядке
относительно звезды — Солнца.
Когда дети выучат названия и условные
обозначения планет, можно устраивать
соревнования: кто быстрее справится с заданием.
Можно нанести на планетарные орбиты деления, по
которым планеты могут «двигаться». Это
необходимо для усвоения сведений о том, что время
полного оборота каждой планеты вокруг Солнца
зависит от ее удаленности от звезды и от длины
орбиты.
Чем дальше планета от Солнца, тем длиннее ее
орбита, тем больше времени потребуется ей для
того, чтобы пройти ее полностью.
Для доказательства этого положения выбираются
два ребенка. Один, к примеру, будет «вращать»
вокруг Солнца Марс, другой — Юпитер. Вращение
осуществляется по звуковому сигналу (по хлопку,
по короткому звонку колокольчика), когда планету
можно передвинуть на одно условное деление.
Выяснится, что ребенок, вращающий Марс, давно уже
«привел» планету в начальную точку движения, а
Юпитер за то же время прошел только половину
требуемого пути.
Такие «эксперименты» можно проводить с любой
парой или тройкой планет. За большим количеством
«небесных тел» детям будет тяжело наблюдать.
Этот вариант также позволяет показать детям,
что такое год: это время обращения Земли вокруг
Солнца.
Поле настольного планетария можно делать на
тканевой основе или на бумажной, обтянутой
прозрачной самоклеющейся пленкой.
По такому же принципу изготавливаются планеты.
Планеты с тканевым покрытием должны иметь
картонный каркас, чтобы с ними удобно было
обращаться. Можно делать планеты из толстого
раскрашенного картона и также обтягивать их
прозрачной пленкой для прочности.
|