Чтобы работать было
интересно
Уровень педагогической культуры и
профессионализма воспитателя — главное условие
качественного образования любого дошкольного
образовательного учреждения, а педагогическая
команда, единая в своих устремлениях и подходах,
— главная движущая сила любых проектов и
образовательных инициатив.
Поэтому создание системы поддержки
профессионального роста педагогов детского сада
сегодня должно являться центральным звеном
методической работы.
Система работы по созданию единой
педагогической команды в детском саду
«Аленушка» г. Ясногорска включает пять
направлений.
Мы познакомим читателей с тремя из них.
Одно из направлений напоминает ролевую игру в
«Научный университет» и способствует повышению
самоуважения педагогов и их интересу к работе.
Два других связаны с охраной психического и
физического здоровья членов коллектива.
Проект «Академия творчества»
Галина РОМАНОВА, заместитель
заведующей детского сада «Аленушка» по
учебно-воспитательной работе (г. Ясногорск
Читинской области), заслуженный работник
образования Читинской области, ветеран труда
|
Создание «Академии творчества» в стенах
дошкольного учреждения должно активизировать
образовательный процесс, придать ему
исследовательский характер, стимулировать
творчество воспитателя. Стремление к
творческому развитию очень важно, так как,
развиваясь личностно и профессионально, педагог
содействует успешному развитию ребенка.
Для управления проектом был создан Академический
совет, в состав которого вошли: заведующая ДОУ,
заместитель заведующей по учебно-воспитательной
работе, руководитель медиацентра,
педагог-психолог.
Функциональные обязанности членов
Академического совета
1. Составление плана работы на учебный год;
2. Определение тематики работы кафедр в
зависимости от возраста детей, программы и
творческих возможностей педагогов;
3. Осуществление контроля за ходом реализации
плана, оценивание деятельности кафедр и
отдельных педагогов в соответствии с
разработанной рейтинговой системой;
4. Подведение итогов работы за учебный год и
определение «Лучшей кафедры года» и «Лучшего
педагога года».
Профессиональные объединения педагогов мы
назвали кафедрами: «Кафедра
познавательно-речевого развития», «Кафедра
социально-познавательного развития», «Кафедра
искусств и здоровьесберегающих технологий».
Кафедра познавательно-речевого развития
Кафедра объединяет воспитателей групп для
детей раннего возраста.
Направление работы: познавательно-речевое
развитие ребенка.
Название подпроекта, по которому
спланирована работа этой кафедры на год, —
«Растем играя».
Цель подпроекта: активизировать формы и
методы познавательно-речевого развития детей
младшего дошкольного возраста через игровую
деятельность.
Кафедра социально-познавательного развития
Кафедра объединяет воспитателей групп
старшего дошкольного возраста. Направление
работы: социально-познавательное развитие
ребенка.
Название подпроекта — «Мы — исследователи».
Цель подпроекта: стимулировать развитие
познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста.
Кафедра искусств и здоровьесберегающих
технологий
Кафедра объединяет руководителей студий
изобразительного искусства и
декоративно-прикладного труда, театра,
музыкальных руководителей и хореографа,
педагогавалеолога, руководителя физического
воспитания, инструктора по плаванию и логопеда.
Направление работы: творческое развитие
ребенка, развитие культуры здоровья.
Название подпроекта — «Творческий марафон».
Цель: развивать свободную творческую
личность ребенка, способствовать созданию
здорового микроклимата в ДОУ.
Куратор кафедры
Каждая кафедра имеет своего куратора.
Куратора кафедры назначает Академический совет.
Ими становятся педагоги, имеющие высшую
квалификационную категорию. Кураторам
делегированы следующие функциональные
обязанности:
— составление плана работы кафедры на учебный
год;
— помощь педагогам кафедры в выборе темы по
самообразованию, в проектной деятельности;
— наблюдение, консультирование, направление
процесса выполнения плана работы в течение
учебного года;
— участие в анализе и оценке результатов
деятельности педагогов.
Функциональные обязанности членов каждой
кафедры
1) выбор направлений и видов деятельности, в
которых они хотели бы реализовывать и развивать
свои способности;
2) работа по выбранному направлению;
3) проведение самоанализа в ходе педагогической
деятельности и реализации проектных задач;
4) представление и защита своего личного проекта
на Академическом совете, выставке, предметной
неделе, конференции (и т.п.).
Отражение работы кафедры и работы каждого
педагога в рейтинговой системе качества
педагогического труда работников детского сада
В течение учебного года при выполнении
педагогической деятельности, запланированной
каждой кафедрой, все педагоги ДОУ получают
рейтинговые баллы за выполненную работу (по
пятибалльной системе) в соответствии с
выработанными на кафедрах критериями
оценивания. Баллы регистрируются в
накопительной оценочной таблице. По окончании
учебного года проводится презентация
наработанных материалов и подведение итогов за
год, определение «Лучшей кафедры года» и
«Лучшего педагога года».
Рейтинговая таблица
профессиональной активности
Ф.И.О.
педагогов |
Конкурсы |
Участие в методической
работе |
Мастер-классы по
ведущему направлению работы |
Отчет по с/о |
Дето-дни |
Средний балл |
Подготовка к новому учебному
году |
|
|
|
Кафедра
познавательно-речевого развития (куратор
_____________________________________) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кафедра
социально-познавательного развития (куратор
__________________________________) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кафедра искусств и
здоровьесберегающих технологий (куратор
__________________________) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии от редакции. При
выставлении баллов редакция советует
администрации дошкольного учреждения и
управляющим советам использовать не
пятибалльную, а десятибалльную или даже
стобалльную систему оценки. Пятибалльная
система мгновенно отсылает нас к школьной
отметочной системе и обнаруживает, что в
коллективе есть педагог на «5» и педагог на «3». От
педагога, попавшего в «троечники», вряд ли можно
ждать творческого поиска. У взрослого человека
отметка «3» вызывает точно такие же эмоции, как и
у ученика средней школы: она «запирает» его в
навязанных ему границах возможностей.
Психологический клуб «10 шагов к
успеху»
Целью работы клуба является обеспечение
всесторонней психологической поддержки
личностного и профессионального развития
педагога.
Задачи:
— повышать профессиональное мастерство;
— активизировать творческий потенциал
педагогов;
— формировать коммуникативную компетент-ность
педагогов;
— создавать условия для повышения уровня
комфортности в педагогической деятельности.
Этапы психологического сопровождения
педагогов
1. Диагностический этап включает:
— изучение эмоционально-психологического
состояния коллектива (с помощью опросника
«Оценка психологического климата в
педколлективе»);
— изучение уровня саморазвития педагогов (с
помощью опросника «Факторы, стимулирующие и
препятствующие вашему саморазвитию»);
— изучение эмоциональной направленности
личности;
— определение самооценки воспитателя;
— определение профессиональной направленности
личности педагога;
— составление диагностической карты
педагогической культуры воспитателя.
После обработки собранного диагностического
материала выяснилось следующее. Для
подавляющего большинства педагогов детского
сада «Аленушка» характерны высокий уровень
педагогической культуры, выраженная
профессиональная направленность и
положительный эмоциональный настрой на работу.
Однако психологический климат в детском саду
больше половины педагогов оценили как среду
«средней комфортности».
Это определило дальнейший путь работы по
созданию условий для повышения уровня
психологической комфортности в коллективе.
2. Информационнопрактический этап работы
клуба включает организацию различных
психологических тренингов для педагогов:
«Основы искусства общения», «Конфликтология в
игровой форме», «Игровая риторика», «Переключаем
внимание и снимаем напряжение» и другие.
Встречи в клубе проводятся два раза в месяц.
Цикл практических занятий рассчитан на 10 встреч.
Продолжительность занятий — 30–40 минут.
Структура занятия:
1) Вводная часть
— разогрев;
— повторение.
2) Основная часть
— информационный блок по теме;
— обсуждение;
— игры и упражнения.
3) Заключительная часть
— рефлексия;
— прощание.
Проект «Здоровье педагога как
профессиональная ценность»
Цель: формирование здоровьесберегающей
системы для укрепления здоровья педагогов
детского сада и поддержания их позитивного
личного самочувствия.
Современная жизнь с ее многочисленными
трудностями как экономического, так и
психологического характера требует от человека
любой профессии напряжения всех его
нравственных и физических сил.
Представители педагогического труда
оказываются в наиболее сложной ситуации. Они
испытывают двойные нагрузки: их труд отличается
высокой эмоциональной нагруженностью и
стрессонасыщенностью.
Чтобы смягчить воздействие негативных
факторов, для педагогов детского сада
организовано:
посещение оздоровительного центра при
Харанорской ГРЭС (бассейн, сауна, массаж,
лечебные ванны и т.д.) и тренажерного зала;
занятия по шейпингу;
подписка на журналы, газеты
здоровьесберегающего содержания.
В детском саду существует комната
психологической разгрузки для педагогов,
оборудованная удобной мягкой мебелью. Здесь есть
аквариум, красивые картины известных художников,
много зелени, прибор для аэрации воздуха, звучит
тихая приятная музыка. Здесь можно передохнуть
после рабочего дня и выпить свежезаваренный
фиточай.
|