Как дети
портфель
искали
Пьеса по мотивам
произведений К.Чуковского
для детей предшкольного
возраста
|
Действующие лица:
Ведущий
Бармалей
Крокодил
доктор Айболит |
} взрослые актеры |
Четыре обезьянки
Тотоша и Кокоша
Ласточка
Двое детей-матросов
|
} актеры-дети |
Дети входят в зал. Их встречает
озабоченный Ведущий. В руках у него письмо.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Только что я получил письмо — не простое,
заказное. Смотрите, что написано на конверте.
Дети пытаются разобрать надпись:
«Детям! Срочно!»
Ведущий: Давайте посмотрим, что там
написано. (Открывает конверт.) «Ребята, вы
меня, конечно, знаете. Я — мальчик из сказки
Корнея Чуковского «Мойдодыр». Это про меня
написано:
«Я — за свечку,
Свечка — в печку.
Я — за книжку,
Та бежать
И вприпрыжку
Под кровать».
А недавно от меня сбежала не только
книжка. Недавно от меня сбежал портфель. Со всем
содержимым. Теперь я не могу ходить в школу. К
тому же я очень волнуюсь. Куда мой портфель мог
отправиться? Вдруг он заблудился? Помогите мне,
пожалуйста, его найти. А я обещаю мыть руки перед
едой и содержать свои вещи в порядке. Ваш
грязнуля, который обязательно исправится».
Ну, что, ребята, поможем мальчику
отыскать портфель?
Дети: Да! Поможем!
Ведущий: Тогда — в путь, на поиски
школьного портфеля! Чтобы попасть в сказочную
страну, нужно, как водится, сказать волшебные
слова.
Дети берутся за руки и идут змейкой по
залу под сопровождение музыки.
Дети и ведущий (хором, двигаясь по
залу):
Жил на свете человек
Скрюченные ножки.
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой,
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И была у них одна
Скрюченная кошка.
И мяукала она,
Сидя у окошка.
Звучит «волшебная» музыка. Дети и
ведущий останавливаются. Ведущий оглядывается.
Ведущий: Кажется, мы попали, куда
хотели — в сказочную страну. Только в сказочной
стране могут расти такие деревья. (Указывает на
дерево, увешанное носками и ботиночками.)
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет,
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки.
А этот башмачок — с секретом. (Вытаскивает
из башмачка записку.)
«Кто загадки разгадает,
Где пропал портфель, узнает».
(Ведущий достает из-под чудо-дерева
большой лист с кроссвордом и укрепляет его так,
чтобы дети видели.)
Что ж, ребята! Давайте загадки
разгадывать.
Загадки к кроссворду
1. Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
(Фольклорная загадка)
2. Как только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой… (портфель).
(В.Берестов)
3. Буквы для письма
Я пишу сама.
Буквы держатся за ручки.
Очень весело пишется… (ручке).
(В.Берестов) |
4. — Учитель у меня в
портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его… (учебником) зовут.
(В.Берестов)
5. Кто я, если прямота —
Главная моя черта?
(В.Берестов)
6. Пусть карандашик здесь и мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.
(В.Берестов) |
Ведущий: Какое слово
проявилось после того, как мы загадку разгадали?
Дети (пытаются прочитать):
Аф-ри-ка!
Ведущий: Не может быть! Неужели наш
портфель отправился в Африку? Это так опасно!
Помните?
Маленькие дети,
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять.
Почему?
Дети:
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать!
Ведущий:
Не ходите, дети,
В Африку гулять!
Но портфель-то надо отыскать!
Помните, какую песенку пели звери
доктора Айболита, когда он собрался в эту далекую
страну?
Африка, наверно, очень далеко.
В Африку доплыть, наверно, нелегко.
Но когда больные доктора зовут,
Должен оказаться доктор тут как тут.
А мы с вами немного переиначим эти слова:
Но когда на помощь нас друзья зовут,
Надо сразу оказаться тут как тут!
А ну-ка, повторяйте за мной:
Ведущий и дети:
Африка, наверно, очень далеко.
В Африку доплыть, наверно, нелегко.
Но когда на помощь нас друзья зовут,
Надо сразу оказаться тут как тут!
Ведущий: Поплывем в Африку?
Дети: Поплывем!
Ведущий: Поднять паруса!
Звучит музыка. Двое детей в
бескозырках поднимают паруса на флагшток
барельефного корабля, прикрепленного к заднику
сцены. Дети кладут руки друг другу на плечи и
качаются в такт музыке. Дети-матросы смотрят
вперед из-под руки.
Матросы: Земля! Отдать концы!
Ведущий: Вот мы и в Африке!
Появляется Бармалей в пиратской
повязке на голове. За поясом у него нож и
пистолет.
Бармалей:
Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник
Бармалей.
И мне не надо
Ни шоколада,
Ни мармелада,
А только маленьких,
Да, очень маленьких
Детей!
Ага! Попались! То-то я думал, кого сегодня
съесть на ужин!
Ведущий: Не ешь нас, Бармалей! Если ты
нас съешь, кто же отыщет потерявшийся портфель?
Кто вернет его мальчику, чтобы он смог ходить в
школу?
Бармалей: А зачем ему ходить в школу?
Вот я ни в какую школу не ходил и ничуть об этом не
жалею!
Влетает ласточка, делает круг по сцене,
кидает под ноги Бармалею телеграмму.
Бармалей: А это что такое?
Ведущий: По-моему, это телеграмма.
Срочная.
Бармалей: И что мне теперь делать?
Ведущий: Надо ее прочитать. В ней
содержится что-то важное.
Бармалей вертит телеграмму и так и сяк,
приближает к носу, достает из кармана
увеличительное стекло и пытается через него
рассмотреть написанное. Затем в отчаянии
взмахивает руками.
Бармалей:
В школу Бармалей не ходил.
И читать его никто не учил.
Кто поможет разобрать телеграмму,
У того я не стану есть маму.
Кто поможет прочитать мне письмо,
Я не стану есть его самого.
Поможете, а?
Ведущий: Поможем. (Берет у Бармалея
из рук телеграмму. Читает.)
«Дорогой Бармалей!
Приезжай поскорей.
А детей, Бармалей,
Пожалей, пожалей!
Напеку пирожков с голубикой,
Со смородиной, клюквой, клубникой.
У окошка мы будем сидеть.
Пирожки потихонечку есть.
Твоя бабушка».
Бармалей: Пирожки? С клубникой? С
голубикой? Еду без промедления! Хорошо бы,
конечно, закусить пирожками какого-нибудь
жареного ребеночка.
Ведущий: Так нечестно. Ты обещал нас
не трогать, если мы поможем тебе прочитать
телеграмму.
Бармалей: Почему же нечестно? Кто
поможет прочитать телеграмму, у того я не стану
есть маму. А я ваших мам и не собираюсь есть.
Ведущий: Ай-ай-ай! Какой же ты
обманщик!
Бармалей: Ну и что! На то я и Бармалей.
(Чешет в затылке.) А давайте так. Поиграем с
вами. Если я кого-нибудь поймаю, то съем.
Ведущий: А если не поймаешь?
Бармалей: Придется пирожки на
голодный желудок жевать.
Ведущий: Ну, что, ребята? Поиграем с
Бармалеем?
Дети: Да!
Дети встают в круг. Проводится
подвижная игра — один из вариантов игры в
кошки-мышки или в жмурки. В последнем случае
жмурка — Бармалей. Бармалей мечется в разные
стороны, пытаясь схватить детей. В конце концов в
изнеможении опускается на пол.
Бармалей:
От игры я так устал!
Аппетит мой весь пропал!
Ладно. Ищите свой портфель. А я к бабушке поехал,
на пирожки. (Уходит, напевая.)
Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей…
Выскакивают обезьянки, танцуют,
«влезают» на пальмы — на декоративные тумбочки.
Первая обезьянка: Эй, вы кто такие?
Зачем в Африку пожаловали?
Ведущий: Мы портфель разыскиваем. Он
от мальчика-грязнули сбежал. Вы его случайно не
видели?
Обезьянки переглядываются,
шушукаются.
Все обезьянки: Наш знакомый крокодил
ваш портфельчик проглотил.
Ведущий: Крокодил? Проглотил? Что же
теперь делать?
Вторая обезьянка: Вот и крокодил об
этом спрашивал.
Третья обезьянка: После того, как он
проглотил портфель, у него страшно разболелся
живот.
Четвертая обезьянка: Пришлось
отправить его к доктору Айболиту.
Все обезьянки: Вы про нашего доктора
слыхали?
Ведущий: Конечно, слыхали. И книжки
читали, и стихи про него рассказать можем. Ребята,
давайте вместе расскажем строки из сказки про
доктора Айболита.
Дети и ведущий:
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Все обезьянки: А вот и он сам! И
Крокодил с ним.
Обезьянки убегают. Появляются доктор
Айболит и Крокодил. В руках у доктора Айболита
портфель.
Доктор Айболит (достает трубку и
внимательно слушает Крокодила): Скажите
«А-а-а!» Итак, уважаемый Крокодил, от всех
болезней я вас излечил.
Крокодил (поглаживая себя по
животу): Спасибо, добрый доктор.
Доктор Айболит: Прописываю вам
строгую диету: никогда, ни при каких
обстоятельствах не есть портфели. Особенно —
школьные. В них лежит много такого, что очень
вредно для крокодильего желудка.
(Открывает портфель, рассматривает его
содержимое.) Что-то не пойму, чем набит этот
портфель. (Высыпает содержимое наружу. Среди
книг и тетрадок там обнаруживаются кокосы,
раковины, зубная щетка, мужской галстук, камушки.)
Крокодил: Да это Тотоша с Кокошей!
Они с портфелем играли. Все, что под лапу
попалось, в этот портфель кидали. Смотрю я, зубная
щетка пропала. За это крокодилятам попало. За это
я их нашлепал. А портфель от расстройства слопал.
Ведущий: Здравствуй, добрый доктор
Айболит! А мы с ребятами как раз этот портфель
ищем.
Доктор Айболит: Так это ваш портфель,
говорите?
Вбегают Тотоша с Кокошей.
Тотоша: Эй вы! А ну-ка не врите!
Кокоша: Это наш портфель. Мы по
берегу шли-шли и портфель на дороге нашли. Он был
очень грустный и одинокий. Мы его подобрали и, как
могли, приласкали.
Ведущий: Да вы даже не знаете, что в
портфель надо класть.
Тотоша и Кокоша: Знаем, нет, знаем!
Ведущий: Зачем же вы тогда в него
столько всякой ерунды положили? Это ведь
школьный портфель. В нем только школьные
принадлежности хранить можно.
Доктор Айболит: Давайте устроим
испытание. Если эти чудесные дети умеют портфель
собирать, значит, он действительно ваш. У меня
есть песочные часы. Пока песочек будет из одной
колбочки в другую пересыпаться, нужно успеть
собрать портфель: положить туда только те вещи,
которые требуются школьнику.
Тотоша: Они не умеют!
Кокоша: Они не успеют!
Хватаются за портфель, тянут его в
разные стороны.
Крокодил: Цыц, крокодильчики! Я не
шучу. Будете драться, вмиг проглочу!
Ведущий: Ну, ребята, попробуем
собрать портфель? Пока песок из одной колбочки в
другую не пересыпался?
Дети: Попробуем!
Ведущий: Ведь вы портфель собирать
умеете?
Дети: Умеем!
Ведущий: И сделать это быстро
сумеете?
Дети: Сумеем!
Игра «Собери портфель»
Выбирают ребенка, который будет
собирать портфель. Портфель ставят на некотором
расстоянии от кучи разнообразных вещей. Как
только песочные часы переворачиваются, ребенок
принимается за работу.
Чтобы в игре приняло участие больше детей, игру
можно повторить несколько раз.
Можно организовать ее по принципу эстафеты: дети
выстраиваются колонной на линии старта, бегут к
месту, где сложены вещи, выбирают один предмет,
бегут обратно, кладут вещь в портфель и передают
эстафету следующему игроку.
Доктор Айболит: Дети все сделали
правильно.
Крокодил: Придется признать: это их
портфель!
Тотоша: Придется признать?
Кокоша: Придется отдать?
Ведущий: Тотоша, Кокоша! Не
расстраивайтесь! Когда вам придет время идти в
школу, и у вас появятся портфели.
Крокодилята: Настоящие?
Ведущий: Самые настоящие! И вы
научитесь их правильно собирать. А пока советуем
вам не грустить и не унывать. А чтоб вы, и правда,
не унывали и ребят добром вспоминали, они подарят
вам игрушечные портфели, которые сделали сами. В
этих портфелях лежат картинки. На картинках
нарисованы школьные принадлежности.
Здесь и книжка, и тетрадь,
Карандашик — рисовать.
Краски, ручка и дневник,
Чтобы школьник к ним привык.
Рассматривайте картинки, запоминайте,
что должно лежать в портфеле. А нам с ребятами
пора отправляться домой — к мальчику, который
потерял свой портфель. Поплывем домой, ребята?
Дети: Поплывем!
Ведущий: Поднять паруса на корабле!
Двое детей в матросских шапочках
поднимают паруса на корабле. Дети встают в линию
и кладут руки друг другу на плечи. Они поют песню.
Доктор Айболит, Крокодил и крокодилята машут им и
покидают сцену.
Дети:
Африка, наверно, очень далеко.
В Африку доплыть, наверно, нелегко.
Но когда на помощь нас друзья зовут,
Надо сразу оказаться тут как тут!
В основе редакционной версии
разработка Натальи КОЛЕСНИКОВОЙ,
воспитателя детского сада
№ 4 «Звездочка»,
п. Шушенское Красноярского края
|