Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2008

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

К логопеду? Опоздали!

Дверь логопедического кабинета открылась и вошли двое — мама с мальчиком. Мальчик, как я узнала из небольшой беседы с мамой, — будущий ученик нашей школы. Маме захотелось проверить своего ребенка на готовность к школе (хотя сейчас это и не требуется в обязательном порядке). Я всегда радуюсь возможности познакомиться с ребенком поближе до начала учебного года, особенно в присутствии его близких. Я начинаю обычную в таких случаях процедуру с обследования речевых навыков ребенка — прошу немного рассказать о себе.

Мальчик оказывается разговорчивым и с удовольствием рассказывает о своей семье. Внимательно прислушиваюсь к его речи и понимаю: мама совсем не напрасно пришла в мой кабинет. Речь ребенка малопонятная из-за плохо произносимых звуков Р и С, из-за слишком быстрого темпа. Ребенок постоянно перескакивает с одной мысли на другую и не может сделать свой рассказ логичным. Видно, маме эти речевые недостатки сына известны. Но ими дело не исчерпывается. И, как выясняется, мама далеко не все знает о своем сыне. Сначала ответы мальчика вызывают у нее смех и желание помочь, но потом она замолкает и смотрит на своего ребенка чуть ли не со страхом.

А ответы вот какие:

человек, вставляющий стекло, — стекловщик,
человек, играющий на скрипке, — скрипник,
человек, едущий на велосипеде, — велосипист,
голова быка — бычовая,
хвост лисы — лисятый,
дети белки бельчонки и.т.д.

Желая помочь ребенку и жалея маму, пытаюсь помочь с ответом на вопрос «Как называются детеныши свиньи?». Предлагаю закончить фразу: «Представь, что ты пошел гулять, очень испачкался, и мама, увидев тебя, говорит: «Ах ты мой маленький...». Я жду слова «поросенок», но мальчик произносит другое — «засранец».

На глазах у мамы появляются слезы, а я, наоборот, не в силах сдержать смех. Но смеяться неудобно, и я начинаю изображать громкий кашель. Разумеется, придя в себя, мы продолжили обследование. Общая картина оказалась неприглядной, и мальчику, судя по всему, будет очень трудно учиться. Ему придется адаптироваться к новой жизни и одновременно справляться со своим неправильным произношением. Отдельной работы потребует развитие слоговой структуры слова, грамматического строя речи, фонематического анализа и синтеза, связной речи.

Если бы мама обратилась ко мне раньше, мы вместе могли бы облегчить начинающуюся школьную жизнь ребенка. Но, возможно, она просто не знала, что нужно обратиться к логопеду не накануне учебного года, а намного раньше. Никто ей этого не подсказал.

А жаль! Теперь помочь ребенку будет значительно труднее.

Татьяна ЩЕГОЛЕВА,
учитель-логопед детского сада № 61,
Москва

 

Рейтинг@Mail.ru