Играем в цирк!
Что нам даст такая игра
Цирк — одно из любимых детских зрелищ.
В нем соединяются эксперименты по исследованию
невероятных возможно-стей человеческого тела
(гимнасты, акробаты, силачи), игровые сюжеты,
беззлобно пародирующие физическое
несовершенство человека (клоуны), таинственность
и волшебство (фокусники и иллюзионисты) и
демонстрация удивительного сходства человека и
животных, их артистического единства
(дрессированные звери). Дрессированные звери
особенно любимы детьми. Почему — отдельный,
очень интересный вопрос.
Но сейчас речь не об этом. Сейчас речь о том, как
можно трансформировать детскую любовь к цирку в
игру и поставить ее на службу педагогическим
задачам.
|
Любой мало-мальски грамотный,
заботящийся о детях педагог понимает, насколько
важно для детей испытывать чувство успешности.
Переживая свою успешность, ребенок убеждается в
том, что взрослые его принимают, интересуются им,
что он — пусть и не всегда — все-таки способен
удовлетворять их требованиям. И, следовательно,
может рассчитывать на их любовь. А дети довольно
рано начинают искать подтверждения любви
взрослых — как только они переживают кризис трех
лет, как только сталкиваются с выражением
неудовольствия родителей по поводу своего
поведения, с ограничивающими их требованиями. В
глубине души дети полагают, что взрослые любят их
тогда, когда они — «хорошие». Но ведь они бывают и
«плохими»! И переживают свою «плохость» не
только как несоответствие заданным нормам, но и
как причину лишиться родительской любви. Это
чувство — страх потерять родительскую любовь —
для ребенка очень тяжело. Это источник
конфликтов, срывов и напряжений.
И дело психологов — учить родителей
«правильно» наказывать детей (чтобы наказание не
порождало чувство потерянной любви), а также как
можно чаще выражать свои теплые чувства к детям.
А дело педагогов
— создавать для детей возможности «нравиться»
мамам и папам, удивлять и радовать их, тешить их
амбиции, их тайные желания видеть ребенка
талантливым, ярким, подающим надежды.
Для этого в детских садах устраивают выставки
детских работ. Это немаловажно. Но психологи не
раз отмечали: специфика детского творчества — в
предпочтении процесса результату. Рисовать
интереснее, чем разглядывать уже готовый
рисунок. Лепить увлекательнее, чем рассматривать
слепленное в ряду похожих фигурок, когда можно к
тому же и обнаруживать его несовершенство. Да и
родители не всегда «умеют» смотреть на детские
работы.
Участие в спектакле, в концерте, в дефиле —
совсем другое дело. Такая форма детской
публичности позволяет слить воедино
удовольствие от процесса и результата. К тому же
эта «узаконенная» ролевая игра втягивает в свою
игровую орбиту взрослых, делает их соучастником
детских переживаний. Поэтому все маленькие так
хотят «быть артистами».
Но не всем это удается. Не всем удается попасть
в свет прожекторов так, чтобы ощутить
безусловное, неотменимое восхищение взрослых.
Один плохо двигается, и музыкальный работник
старается не ставить его танцевать. Другой плохо
говорит и поэтому никогда не получит
значительной, заметной роли. Третий вообще
стесняется оказаться один на один с публикой,
хотя такая потребность в нем и живет. Но нет
никакой возможности позволить этой потребности
реализоваться.
И вот, представьте себе, игра в цирк. Это ведь
жанр, деформирующий представления о красивом и
правильном. Какая уж в клоунах красота, если у них
животы, как мячи, башмаки величиной с лыжу, и они
что ни шаг, то растягиваются на манеже, путаясь в
собственных штанинах? Или собачки в юбочках. Или
медведь, катающийся на роликах. Он ведь катается
не как звезда экрана, а как медведь — смешно,
неуклюже.
Если взглянуть на цирк глазами психолога, это
зрелище, позволяющее детям примириться с
собственным несовершенством: бывает еще хуже. И
это «хуже» — не такое уж страшное. Смешное, милое.
В цирке дети в общем-то смеются над собой. И это
позволяет принимать жизнь в целом.
А гимнасты и акробаты — это такое совершенство,
которого не достигают даже мамы с папами. Это то,
о чем можно мечтать. Во что можно играть.
Если бы мы сумели сделать это содержанием игры,
использовать возможности, заложенные в цирковом
жанре, мы бы продвинулись в решении важнейших
психотерапевтических задач: помогли бы
стеснительным выйти на сцену, молчаливым —
покорить публику движением, плохо двигающимся —
сделать вид, что так и должно быть.
Давайте придумаем цирковое представление.
Сразу оговоримся: главное для нас — вывести на
сцену (на «арену») всех детей, найти для них такие
роли, которые позволили бы скрыть их недостатки и
подчеркнуть их достоинства.
Роли нужно подобрать так, чтобы они позволяли
ребенку быть активным в меру его возможностей и
красивым, интересным — в меру возможностей
педагога-постановщика и гримера-взрослого.
Цирк — искусство зрелищное, а не словесное. Это
хорошо. Значит, дети могут принять участие в
представлении, независимо от уровня развитости
речи и ее чистоты.
Придумываем номера
Все цирковые номера будущей программы
условно делятся на две группы — «настоящие» и
«имитационные».
Если в группе есть дети, занимающиеся
гимнастикой, уверенно двигающиеся на роликах или
ездящие на велосипедах, это конечно же надо
использовать. Особенно — если цирковое
представление состоится на открытой площадке, на
участке детского сада. Это придаст представлению
основательность.
Любой инструктор физической культуры сумеет
выстроить эти номера и проследит за тем, чтобы
дети были одеты ярко, сценично. Чтобы их
выступления сопровождались музыкой и интересным
комментарием.
Но мы уделим особое внимание имитационным
номерам, где мастерство гимнаста, акробата или
дрессировщика обозначено игровыми средствами.
Такие номера должны быть разными, открывающими
сценические возможности для разных детей.
Гимнасты и акробаты
«Канатоходцы»
В выступлении канатоходцев нужно обеспечить
постепенное возрастание уровня сложности их
движения — точно так же, как в настоящем цирке.
К примеру, сначала три канатоходца друг за
другом двигаются, перемещаясь с тумбы на тумбу (с
кочки на кочку). Затем в центр арены выносится
скамейка и устанавливается между двух тумб. (В
цирке воздушные гимнасты всегда вступают на
канат с «насестов».) По скамейке двое
канатоходцев двигаются под музыку навстречу
друг другу. Сложность состоит в том, чтобы
разойтись в середине. А можно эффектно спрыгнуть
и поднять руки вверх, затем снова заскочить на
скамейку и продолжить движение.
Третий уровень сложности — движение по канату.
Его тоже нужно разложить между тумбами.
Канатоходцы берут в руки гимнастические палки
(для балансирования), их вступлению на канат
предшествует барабанная дробь. Затем музыка
стихает, и гимнасты двигаются по канату в полной
тишине — будто они действительно под куполом
цирка. Когда последний из них достигнет тумбы,
снова раздается барабанная дробь. Ну, и
аплодисменты.
«Невиданные движения: группа
акробатов»
Фото из архива детского сада № 28,
г. Бузулук Оренбургской области
|
Выступает группа акробатов, обладающих
способностью двигаться самым невиданным
образом. Это могут быть четыре–шесть мальчиков.
Среди акробатов может быть и пара девочек.
Акробаты выстраиваются в линию лицом к
зрителям, по сигналу опускаются на корточки и
двигаются гусиным шагом до обозначенной линии.
Затем поднимаются, разворачиваются и маршируют
обратно.
Здесь меняют позу: встают, опираясь руками
сзади, и опять двигаются на зрителя.
После этого акробаты делятся на пары. Пары
образуют «тачку»: передний стоит, опираясь на
руки, задний держит его за ноги. Это трудный
способ движения, поэтому дети могут пройти таким
способом совсем небольшое расстояние.
Можно также двигаться боковым галопом,
«склеившись» спинами.
Наконец, все участники аттракциона
выстраиваются в колонну, образуют «сороконожку»
и покидают таким способом арену. Движение
«сороконожки» настолько экстравагантно, что не
может не вызвать аплодисментов.
Бег спинами друг к другу
|
Тачка
|
Сороконожка
Фото из архива детского сада № 21, г.
Уссурийск
«Жонглеры»
Научить маленьких детей сколько-нибудь сносно
жонглировать практически невозможно. И не надо
ставить перед собой такой задачи. Достаточно,
если дети выстроятся в два ряда и будут
перекидывать друг другу цветные мячи: сначала —
большие, потом — маленькие.
Затем ведущий объявляет: «А сейчас юные
жонглеры покажут, как можно удерживать мяч без
помощи рук». Дети делятся на пары, встают лицом
друг к другу, зажимают мячи между животами и
двигаются в сторону зрителей, а потом назад. Чем
не аттракцион?
После этого они могут продемонстрировать
зрителям «чудеса равновесия», двигаясь по кругу
с какими-нибудь предметами на головах. Чтобы
«артистам» было удобнее покорять присутствующих
мастерством, можно надеть им на голову ободки из
твердого картона. На таких ободках мяч будет
лежать достаточно устойчиво. А можно водрузить
на голову и что-нибудь более эффектное —
например, чайник или корзиночку с бумажными
цветами.
Корзинки с цветами на головах — это
кульминация номера.
Под красивую музыку жонглеры двигаются в
сторону зрителей, подходят совсем близко,
снимают корзиночки и передают их своим
мамам-зрительницам. Очень эффектно!
Выступления дрессированных зверей
Переходим к любимой детской теме — к
дрессированным зверям. Дрессировщицами обычно
хотят быть девочки, а дрессированными хищниками
— мальчики. Что вполне характерно для эпохи
феминизма.
Но мы начнем не с хищников, а с более безобидных
зверьков — с мышат.
«Дрессированные мышки»
Дрессированные мышки зарекомендовали себя
наилучшим образом, разъезжая в вагончиках по
игрушечной железной дороге в «Уголке дедушки
Дурова». То есть у этого номера есть реальный
исторический аналог.
Сначала на арене появляется дрессировщица (или
дрессировщик) мышат. Использовать кнут в
отношении таких безвредных зверьков неэтично. Но
нужно снабдить дрессировщицу каким-нибудь
«орудием управления». Это может быть
колокольчик. Для пущей эффектности это можно
подвязать на цветную ленточку или подвесить к
палочке с лентами.
На звон колокольчика на арену выбегают мышки.
Первой движется мышка-мать, за ней, держась за
хвостик впереди стоящего собрата, двигаются
остальные мышата. Цепочка может состоять из
пяти-шести детей. Она не должна быть очень
короткой (трое мышат, например, — это маловато),
но и не должна быть очень длинной.
Сам вид мышат, держащихся за хвостики друг
друга и семенящих маленькими шажками на
носочках, вызывает аплодисменты зрителей.
Что могут делать мышки? Мышки могут «нырять» в
воротца, могут двигаться по тоннелю. Для этого им
придется опуститься на коленки и быстро-быстро
проползти друг за другом, а потом снова
построиться и ухватить друг друга за хвостики.
Дрессировщица при этом может говорить: «Мышки! В
воротца!», «Мышки! В тоннель!» — и взмахивать
колокольчиком.
После каждого удачно выполненного задания
мышки должны разворачиваться к зрителям и
кланяться — вместе с дрессировщицей.
Покидают они арену тем же способом, что и в
начале.
В этом номере могут принимать участие даже
маленькие дети, которые уже бывали в цирке, хотят
выступать и умеют двигаться на носочках, держась
за хвостик впереди стоящего.
«Укротитель львов и тигров»
Львы и тигры появляются после мышат и
составляют с ними контраст.
Для пущей серьезности перед появлением
хищников можно обнести арену декоративным
заборчиком, имитирующим решетку. На сцене
полукругом расставляют тумбы (крупные кубики из
строительного материала).
Дрессировщица (дрессировщик) появляется на
арене с хлыстом, которым нужно громко щелкать об
пол со словами «Алле, гоп!». Следом за
дрессировщицей выбегают хищники. Они рысцой
передвигаются по арене, щелкают зубами, а время
от времени оборачиваются к зрителям и громко
рычат.
Фото из архива детского сада № 47, г.
Полысаево Кемеровской области
Дрессировщик восклицает: «Место!» — и снова
щелкает хлыстом. Хищники залезают на тумбы и
усаживаются там на четвереньках. Все, кроме
одного. Один все ходит кругами, и когда
дрессировщица приближается к нему с хлыстом,
рычит и бьет по хлысту лапой. Но затем и он
занимает свое место.
Дрессировщица отдает следующую команду: «Ап!».
Хищники с рыком поднимаются «на задние лапы» —
попросту встают на ноги.
Дрессировщица берет большой обруч с натянутой
на него тонкой бумагой, бьет хлыстом, восклицает:
«Алле!».
Тигры друг за другом прыгают в обруч. Самый
первый должен прорвать бумагу. Эту роль должен
взять на себя самый отчаянный и смелый мальчик.
Если кто-то из «тигров» умеет кувыркаться,
нужно предоставить ему такую возможность. После
этого все тигры и львы выстраиваются в линию в
позе «упор присев», а дрессировщица прыгает или
просто переступает через их спины.
Затем хищники снова занимают места на тумбах.
Наконец конферансье объявляет: «А сейчас
смертельный номер. Голова куклы Лизы в пасти
льва!»
Ребенок, изображающий дрессированную собачку,
может ввести куклу Лизу на арену в тележке.
Дрессировщица берет куклу, целует ее, показывает
зрителям и направляется к тому хищнику, который
рычал больше всех.
Она щелкает кнутом и говорит: «Пасть — ап!» Лев
широко-широко открывает пасть, и дрессировщица
под бой барабанов вкладывает ему в рот кукольную
голову. Конферансье считает: «Один-два-три!» Лиза
извлекается на свет божий и усаживается на
тележку, лев закрывает пасть. Под аплодисменты
зрителей кукла уезжает, а за ней убегают хищники
и уходит дрессировщица.
«Дельфины»
Использование кукол и других игрушек в детском
цирковом представлении — вещь вполне органичная
и сильно расширяющая возможности имитационного
цирка.
Дельфины — это куклы. Можно купить надувных
дельфинов в магазине игрушек. (В купальный сезон
такие игрушки представлены на прилавках в
изобилии.) Только они должны быть не очень
большими, ведь детям придется держать их в руках
и управлять ими. Если подходящих надувных
игрушек нет, можно сшить двух-трех дельфинов.
Для выступления дельфинов поперек арены между
двумя стойками натягивается голубая ткань.
Верхний край ткани доходит примерно до груди
актерам, управляющим игрушечными дельфинами. То,
что актеров видно, несущественно. Все равно
внимание публики будет сосредоточено на куклах.
У дельфинов тоже есть дрессировщик. В руках у
него маленькая палочка, похожая на дирижерскую.
Он тоже время от времени вскрикивает: «Алле!»
По его зову над тканью появляются дельфины и
изображают свободные прыжки над водой. Следующее
«Алле!» и постукивание палочки по краю ткани
означает, что дельфины должны развернуться и
поклониться зрителям. Звучит вальс, дрессировщик
«дирижирует» палочкой, дельфины танцуют парами.
Затем дрессировщик стучит палочкой по краю ткани
и берет в руки мяч. Дельфины разворачиваются к
публике. Каждый из кукловодов принимает
положение особой готовности: сейчас ему
предстоит отбивать мяч головой дельфина.
Конферансье и зрители участвуют в ловле мяча,
отлетающего в разные стороны.
После каждого номера дрессировщик достает из
сумочки картонных рыбешек и кидает их в воздух в
сторону дельфинов. Дельфины изображают, будто
хватают их в воздухе.
После последнего кормления дельфины опять
свободно прыгают над водой и наконец исчезают за
тканью. Дрессировщик кланяется. Зрители в
восторге.
К выступлениям дрессированных зверей можно
прибавить «танцы» страусов-марионеток (или
других подобных кукол).
Фокусники и чародеи
Без фокусников цирк — не цирк. Но в игровом
цирке нет надобности стремиться
продемонстрировать «настоящие» фокусы. И детей,
и зрителей вполне устроят условные чудеса. Всех
фокусников разделим на две категории: на тех, что
одеты в плащи, цилиндры и белые перчатки, и на тех,
что в чалмах.
Фокусники в цилиндрах превращают девочек в
бабочек и камушки — в конфеты. Фокусники в чалмах
имеют дело со змеями.
Чтобы обеспечить фокусникам успех, необходимо
установить в глубине сцены задник — мини-занавес
на раме, установленной на колесиках. Так его
можно будет в нужный момент установить на
площадке. Можно воспользоваться более простой
конструкцией: выше голов артистов натянуть вдоль
сцены проволоку, по которой будет перемещаться
съемный тканевый занавес. За ним спрячутся
актеры, участвующие в фокусах.
«Фокусник в цилиндре»
Фокусник в цилиндре может удивить всех сразу
при появлении: сначала он будет великаном, а
потом — «карликом», то есть примет свои
естественные размеры. Великаньи размеры
достигаются за счет того, что ребенок-фокусник
усаживается на плечи папе или сильному
подростку. «Фигура» скрывается плащом. Проделав
круг почета, она исчезает за задником, и через
пару минут оттуда появляется фокусник — в том же
цилиндре, но заметно «сократившийся» в размерах.
Это первая часть его номера. Вторая часть
связана с превращением бабочек. Фокусник берет в
руки мобиль с бумажными бабочками, некоторое
время раскачивает его в такт музыке, а потом
небрежным движением бросает в «тайное» окошко на
занавесе задника. Тут же из-за занавеса, откуда
недавно появился он сам, появляются
девочки-бабочки с прозрачными крылышками и
танцуют на радость зрителям.
Затем бабочки рассаживаются вокруг фокусника,
который снимает с головы цилиндр и вытягивает
оттуда прозрачные цветные платочки. Платочки
лежали там с самого начала. Ведь цилиндр высокий,
на голове он удерживается с помощью резиночки. А
зрители не будут требовать, чтобы фокусник
сначала продемонстрировал им черную пустоту
своего головного убора. Они вполне
удовольствуются красотой появления цветного из
черного. Платочки раздаются бабочкам, которые
снова танцуют и улетают. А фокусник
раскланивается.
«Маг в чалме»
Маг в чалме может появиться на верблюдах.
Изображать верблюдов (как и слонов, «говорящих»
коров и лошадей) — дело взрослых. Ведь нужно
некоторое время находиться с головой под тканью.
Для малышей это совершенно невозможно. Верблюд
выплывает под восточную музыку. Между горбами у
него — кукла в чалме. Ведет верблюда погонщик
(ребенок). Верблюд и погонщик разворачиваются к
зрителям и качаются из стороны в сторону в такт
музыке. Затем погонщик легонько ударяет верблюда
палочкой по передним ногам, и верблюд кланяется.
После этого они оба удаляются, а из-за занавеса
появляется «натуральный» маг в чалме.
Это заклинатель змей. Он достает дудочку и
изображает, будто играет. (Звучит фонограмма.) А
из щели занавеса появляется тряпичная змея —
тростевая кукла. Можно изображать змею и просто
рукой, одетой в соответствующий «костюм» до
локтя. И изображать змею рукой, и водить
тростевую куклу — дело взрослых.
Вообще внутри игры в цирк для них можно найти
много «подсобных» ролей, не требующих особых
артистических умений, но обеспечивающих
эффектность выступления ребенка. Или просто
эффектность номера, как, к примеру, «катание на
слоне». В конце представления на арене вполне
может появиться слон, на котором желающие могут
покататься. Правда, для этого под «слоновьим
камуфляжем» должны быть спрятаны не
воспитательницы, а пара крепких мужчин,
способных подставить детям свои спины.
Марина АРОМШТАМ
Рисунки Зденека Махитки
Продолжение следует
Идея циркового представления как
психотерапевтического средства в воспитании
детей принадлежит замечательному педагогу из
поколения «новаторов» Татьяне Викторовне
БАБУШКИНОЙ. В конце апреля 2008 года Татьяна
Викторовна трагически погибла в автомобильной
катастрофе. |
|