Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Алла АРУШАНОВА,
Елена РЫЧАГОВА

Продолжение. Начало в № 5, 7, 9/2008

Игры со звучащим словом

Пособие для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3–4 года)

Центр им. А.В. Запорожца «Дошкольное детство»

В книге Аллы АРУШАНОВОЙ и Елены РЫЧАГОВОЙ «Игры со звучащим словом» представлена система усложняющихся заданий на развитие фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи.
Одна из важных задач речевых игрсвязана с подготовкой детей младшего дошкольного возраста к составлению коротеньких сочинений-описаний.
В играх используются многообразные игрушки и картинки. Это приблизительный набор. Он может быть заменен аналогичными предметами по усмотрению педагога.
Рекомендуется организовывать игры в свободное от занятий время по желанию детей.
Продолжение в нечетных летних номерах.

Лягушки

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звука а; подготавливать детей к составлению текста-описания.

Материалы: игрушечная лягушка.

Содержание игры

Воспитатель показывает детям игрушечную лягушку, рассматривает ее вместе с детьми.

Воспитатель: Это лягушка. У нее большие глаза и большой рот. Лягушка прыгает по лужам: прыг, прыг — и квакает: ква, ква.
Какой у лягушки рот?

Дети: Большой.

Воспитатель: Какие у лягушки глаза?

Дети: Большие.

Воспитатель: Как лягушка квакает?

Дети: Ква-ква.

Воспитатель: Сейчас я стану мамой-лягушкой, а вы будете моими лягушатами. Лягушки скачут по дорожке, вытягивая ножки, и квакают, широко раскрывая рот: ква-ква!

(Дети прыгают, как лягушата.)

Лягушки очень устали. На камушек сели. Уснули.

(Игра повторяется несколько раз. Игру можно проводить на свежем воздухе.)

Лягушки и ежик

Задачи: уточнять и закреплять произношение звука а; подготавливать детей к составлению текста-описания; вовлекать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материалы: игрушечная лягушка и игрушечный ежик; ободки зеленого цвета.

Содержание

Воспитатель показывает детям игрушки — лягушку и ежика.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел. Это лягушка. У нее большие глаза и…

Дети: …большой рот.

Воспитатель: Лягушка прыгает и квакает: …

Дети: Ква-ква!

Воспитатель: А это ежик. Ежик колючий. Ежик охотится на лягушек. Ежик хочет съесть лягушку.
Сейчас я буду мамой-лягушкой, а вы — моими лягушатами. (Надевает на головы детям ободки.) Лягушата сидят в своих домиках на кочках и квакают: ква-ква.
Прибежал ежик. Лягушата испугались и притаились в своих домиках. (Когда дети освоят игру, роль ежика можно поручить кому-нибудь из детей.)

Гуси

Задачи: уточнять и закреплять произношение звука а; готовить детей к составлению текста-описания.

Материалы: картина «Гуси».

Содержание

Воспитатель показывает детям картину, они вместе ее рассматривают.

Воспитатель: Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.)
Сейчас мы будем гусями. Ходим, переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.

Воспитатель: Гуси-гуси!

Дети: Га-га-га.

Воспитатель: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да.

Воспитатель: Покажите, как гуси широко раскрывают клюв.

— Гуси-гуси.

Дети: Га-га-га.

Воспитатель: Есть хотите?

Дети: Да-да-да.

Захлопали гуси крыльями, улетели.

(Игра повторяется 3–4 раза.)

Лиса и гуси

Задачи: уточнять и закреплять произношение звука а; подготавливать детей к составлению текста-описания; вовлекать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материалы: белые ободки на головы детям; игрушечная лиса.

Содержание

В гости к детям приходит лисичка.

Воспитатель: Кто к нам пришел?

Дети: Лисичка.

Воспитатель: Лисичка рыжая, пушистая. У лисички острая мордочка и пушистый хвост. Какой хвост у лисы?

Дети: Пушистый.

Воспитатель: Какая лисичка?

Дети: Рыжая, пушистая.

Воспитатель: Лисичка охотится на гусей. Хочет их скушать. А гуси улетают и кричат: га-га-га.
Сейчас вы будете гусями. (Надевает ободочки на головы детям.) Гуси ходят, щиплют травку и гогочут: га-га-га.
Лиса! (Воспитатель делает вид, что ловит детей. Дети разбегаются, уворачиваются.)
Улетели гуси. Никого лиса не поймала.

(Игра повторяется 3–4 раза. Когда дети освоят игру, роль лисички можно поручить ребенку, которому воспитатель будет помогать.)

Кукла Анюта

Задачи: учить четко произносить звук а в звукосочетаниях и словах; развивать речевое внимание; готовить детей к составлению текста-описания; вовлекать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материалы: кукла, попугай (игрушки).

Содержание

Воспитатель показывает детям новые игрушки. Рассматривает их вместе с детьми. Дети стоят кучкой, затем воспитатель предлагает им встать в круг.

Воспитатель: Это кукла Анюта. Нравится она вам? Скажите: здравствуй, Анюта.

Дети: Здравствуй, Анюта!

Воспитатель: Расскажите, какая Анюта. У нее (гладит куклу по голове)…

Дети: Белые волосики.

Воспитатель (заглядывая кукле в глазки): У нее голубые…

Дети: Глазки.

Воспитатель (наклоняя куклу так, чтобы глазки закрылись): Глазки…

Дети: Закрываются.

Воспитатель: А это друг куклы — попугай Андрюша. Андрюша передразнивает Анюту. Повторяет все за ней.
Сейчас вы будете, как попугайчики: будете повторять то, что скажет Анюта. Если она скажет что-то громко, вы тоже скажете громко. Если тихо — вы тоже скажете тихо. (Говорит от имени куклы.) Скажите громко: Ааа-нюта. (Дети повторяют слово.) Скажите тихо: Ааа-нюта. (Дети повторяют слово.) Молодцы, попугайчики!
Теперь будем передавать друг другу попугая Андрюшу со словами: «Ам-ам-ам — попугая тебе дам!»

Воспитатель помогает произносить фразу первым двум-трем детям, пока ее не запомнят все. Затем дети играют самостоятельно. Через некоторое время воспитатель предлагает так же передавать друг другу куклу Анюту, произнося слова: «Ам-ам-ам — куклу Аню тебе дам».

Воспитатель: Послушайте слова: Ааа-нна, Ааа-ня, ам-ам, дааам. В этих словах слышится звук а.

(В конце игры игрушки прощаются с детьми.)

Моем мишку

Задачи: упражнять детей в правильном произнесении звука а, учить интонационно выделять его голосом; вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материалы: плюшевый мишка; предметные картинки, в названиях которых имеется звук а — в начале, в середине или в конце (лошадка, аист, бабочка, ваза, коза, луна, лиса, платье, собака, чайник, шапка, шкаф, юла, стакан, рак, лопата, радуга, попугай, санки, чашка, майка — по количеству детей); коробочка для карточек.

Содержание

В гости к детям приходит медвежонок.

Воспитатель: Здравствуй, Мишка. Мы рады тебя видеть. Что с тобой случилось? (Мишка что-то «шепчет» на ухо воспитателю.)
Мишка упал и испачкался. Давайте его помоем. Скажем: «Ша-ша-ша — моем малыша!»

Дети передают игрушку по кругу и произносят чистоговорку. Затем передают мишку по кругу в обратном направлении со словами: «Ша-ша-ша — вытираем малыша!»

Воспитатель: Мишка хочет поиграть с нами. У него есть коробка, а в ней интересные картинки. Саша, достань картинку. Что на ней нарисовано? (Ответ ребенка.) Скажем вместе: ааа-ист.

Далее воспитатель подходит по очереди к каждому ребенку. Ребенок достает картинку и говорит, что на ней нарисовано. Воспитатель ему помогает, интонационно выделяя звук а — ударный гласный.

Воспитатель: Послушайте слова: лошааадка, аааист, бааабочка. В этих словах слышится звук а.
Мишка, нам понравилось с тобой играть. Приходи еще. До свидания.

Дети прощаются с Мишкой.

Поездка в лес

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в звукосочетаниях; развивать речевое дыхание; учить соотносить слово и выразительные движения; вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материалы: игрушечный волк.

Содержание

Воспитатель собирает вокруг себя детей и приглашает их покататься на поезде. Дети встают друг за другом «паровозиком».

Воспитатель: Поезд едет: ту-ту. Колеса стучат: чух-чух. Паровоз гудит: ууу. (Звуки повторяются вместе с детьми два раза.) Приехали. Гуляем по полянке. Собираем грибы-ягоды. (Имитация сбора грибов и ягод.)
Ой, кто это воет: «Уууу»?

Появляется игрушечный волк.

Воспитатель: Волчишка, о чем так грустно плачешь?

Воспитатель (голосом волка): Лапу занозил.

Воспитатель (своим голосом): Мы тебя вылечим.

Воспитатель делает вид, что вынимает из лапы занозу. Предлагает детям подуть на больное место, чтобы лапа у волка не болела. Дети дуют на волчью лапу пять-шесть раз.

Воспитатель: Ребята, возьмем волка с собой в детский сад? Он ведь хороший. Садимся на поезд. (Дети организуют живую цепочку с волком во главе.) У-у-у, едем мы в Москву. (Повторяет слова вместе с детьми.) Поезд едет: ту-ту. Колеса стучат: чух-чух. Паровоз гудит: ууу. Приехали. (Дети садятся на стулья.) Будем передавать друг другу волка со словами: «У-у-у — приехал волк в Москву!»
Попрощаемся с волком. Волк пойдет в цирк. До свидания!

Угадай по голосу

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы: игрушки — лягушка, утка, петух; картинка с изображением кукушки; корзина.

Содержание

Воспитатель вносит в группу корзинку с игрушками и привлекает к ним внимание детей. Все свободно рассаживаются на ковре.

Воспитатель: Кто это к нам пришел? Это (достает петушка)…

Дети: Петух.

Воспитатель: Это…

Дети: Лягушка.

Воспитатель: Это…

Дети: Утка.

Воспитатель: А это, дети (показывает картинку), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает: кря-кря?

Дети: Утка.

Воспитатель: Кто квакает: ква-ква?

Дети: Лягушка.

Воспитатель: Кто кукарекает: кукареку?

Дети: Петух.

Воспитатель: А как кукушка кукует?

Дети: Ку-ку, ку-ку.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? (Ответы детей.) Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает?

Дети: Кукарекает.

Воспитатель: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос?

Дети: Ку-ку.

Воспитатель: Когда кукушка говорит «ку-ку», она что делает?

Дети: Кукует.

Воспитатель: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и «летают».) Как кукушка кукует? (Дети кукуют.) Покажите, как машет крыльями петушок. (Дети показывают.) Как он кричит «кукареку»? (Дети кукарекают.) Что вы сейчас делали, как петушок? (Кукарекали.)
Послушайте слова: кукушка, петух, лягушка, утка. В этих словах слышится звук у. Потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: петууух, кукууушка, ууутка, лягууушка. (Произносит вместе с детьми.)
Игрушки остаются для свободной игры детей.

Пастушок и телятки

Задачи: уточнять и закреплять произношение звука у в словах; вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материалы: дудочка; шапочка, кружочки желтые на веревочке (как медали) — по количеству детей.

Содержание

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья. Надевает себе на голову шапочку. Берет в руки дудочку.

Воспитатель: Вы узнали меня? Я сегодня пастушок. Пасу коров и телят. У меня есть дудочка. Вот как я дую в свою дудочку: фууу. Дудочка играет: дуу-дуу-дуу. (Воспитатель читает четверостишье, показывает детям дудочку.)

Я из тростинки дудочку
Сегодня смастерил:
Подул — сначала чуточку,
Потом — что было сил.

(А.Кондратьев)

Покажите, как пастушок дует в дудочку. Губки надо вытянуть трубочкой, вот так. (Показывает.) Подуем: фууу. (Дети повторяют за воспитателем движения.) Подставьте ко рту ладошки и почувствуйте холодный ветерок. Еще раз подуем. (Движение с произнесением звуков «фуу» повторяется три-четыре раза.)
А сейчас я буду играть на дудочке, а вы будете моими телятками. Телятки ходят по лужку, щиплют травку и мычат: муу-муу. У теляток на шеях колокольчики. (Надевает на шеи детям кружочки.)
Пастушок играет на дудочке: дуу-дуу-дуу. Телятки ему отзываются: муу-муу-муу. Щиплют травку. Вкусно! Мууу-мууу-мууу. (Игра повторяется 4–5 раз.)

Дудочки

Задачи: уточнять артикуляцию при произнесении звука у. Учить долго и плавно произносить звук в звукосочетаниях и словах. Развивать речевое дыхание детей.

Материалы: дудочка, барабан, бубен.

Содержание

Воспитатель: Когда играешь на дудочке, то получается песенка: ууу-ууу-ууу. Но у детей нет дудочки. Их губки будут дудочками. Вот как они будут играть. (Показывает.)
Губки похожи на дудочку. (Дети вытягивают губы.) Дудочки играют: ууу. Дудочки отдыхают. (Упражнение повторяется 5–6 раз. Движения губ должны быть спокойными, ненапряженными. Для этого не нужно предлагать детям подуть сильно, поиграть громко.)
Ой, поглядите! Нашлась наша дудочка. А с ней — барабан и бубен. Наша дудочка дудит: ду-ду-ду. Барабан барабанит: бум-бум-бум. А бубен звенит: тум-тум-тум. (Повторить звукоподражательные слова вместе с детьми.)
Закройте глазки. Угадайте: ду-ду-ду — чья это песенка? Кто так поет?

Дети: Дудочка.

Воспитатель: Как поет дудочка?

Дети: Ду-ду-ду.

Воспитатель: Снова закройте глазки. Бум-бум-бум — чья это песенка? Кто так поет?

Дети: Барабан.

Воспитатель: Как барабанит барабан?

(Игра с вопросами повторяется несколько раз.)

Воспитатель: Послушайте слова: бубен, дудочка, бум-бум, ду-ду, тум-тум — в этих словах слышится звук у. Какой звук слышится в этих словах?

Дети: У.

Поезд

Задачи: учить длительно произносить звук у изолированно и в звукосочетаниях; вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материалы: кукла, игрушечные утка и гусь, Петрушка.

Содержание

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Поезд». Я — паровоз, а вы — вагоны. Стулья — это станции. На станциях ждут поезда пассажиры. (На стульях рассажены игрушки.) Встаньте друг за другом. Когда поезд едет, колеса стучат: чууух-чууух-чууух. (Дети повторяют за воспитателем звукоподражательные слова.) Когда поезд подъезжает к станции, то гудит, сигналит: ууу-ууу. (Дети имитируют гудок.)
Машинист дает сигнал: ууу. Поезд отправляется. (Одновременно с движением дети имитируют движения колес и произносят: чух, чух.) Внимание: станция! (Дети и воспитатель произносят долгий звук у.)
Поезд остановился. Кто ждет поезда?

Дети: Кукла.

Воспитатель: Здравствуй, кукла. Мы тебе рады. Садись, кукла. (Приглашает куклу сесть вместе с детьми.)

Игра повторяется до тех пор, пока дети не «приедут» к последней станции. Необходимо следить, чтобы все дети сопровождали движения соответствующими звукоподражаниями.

Воспитатель: Послушайте слова: кууукла, ууутка, гуусь, Петрууушка — в этих словах слышится звук у.

Эхо

Материалы: закреплять четкое произношение звука у в звукосочетаниях и словах: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Содержание

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игру «Эхо». Эхо отражает звуки. Крикнешь: аууу, и оно повторит: ууу. Крикнешь: уааа, и оно повторит: ааа. Про эхо говорят: молчуна перемолчит, крикуна перекричит. Эхо живет в горах, в лесу, на реке.
Давайте поплывем по реке. Мы гребем: ух-ух-ух. Остановились. (Воспитатель делит группу пополам.) Вы — дети (первая подгруппа), а вы будете эхом (вторая подгруппа).
Дети кричат: аууу. А эхо отвечает: у-у-у. Дети кричат: петууух, а эхо вторит: ух-ух-ух. Дети кричат: лягууушка, а эхо: ушка-ушка-ушка. Дети: болтууушка, эхо: ушка-ушка-ушка.

(Игра проигрывается вместе с детьми под руководством воспитателя.)

А сейчас поменяемся ролями. Это — дети (вторая подгруппа), а вы (первая подгруппа) — эхо. Дети: аууу. Эхо: у-у-у. Дети: ку-кууу. Эхо: у-у-у. Дети: подууушка. Эхо: ушка-ушка-ушка. Дети: кукууушка. Эхо: ушка-ушка-ушка. (Под руководством воспитателя игра проигрывается еще раз.)
Возвращаемся домой на лодке. Плывем, гребем веслами: ух-ух-ух.
Послушайте слова: лягууушка, болтууушка, подууушка, кукууушка. В этих словах слышится звук у.

Петушок и курочки

Задачи: уточнять и закреплять правильное произношение звука о; вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками; обогащать словарь детей образными словами.

Материалы: желтые шапочки-ободки по количеству детей; игрушечный петушок.

Содержание

Воспитатель показывает детям игрушечного петушка. Читает стихотворение.

Воспитатель:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?

(Из русского фольклора)

Кто хочет прочитать стихотворение о петушке?

(Дети читают потешку. Педагог им помогает.)

Петушок клюет зернышки и зовет к себе курочек. Курочки бегут к петушку и кудахчут: ко-ко-ко. Сейчас вы все будете курочками. (Надевает детям шапочки-ободки.) Курочки гуляют по двору и ищут зернышки: ко-ко-ко. Петушок нашел вкусную еду и зовет курочек: кукареку! Курочки бегут: ко-ко-ко.

(Дети изображают курочек, произносят: «Ко-ко-ко!».)

Послушайте слова: петушооок, гребешооок, голооовушка, борооодушка. В этих словах слышится звук о.

Игра повторяется два-три раза.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru