Составляем цирковую
программу
Мы придумали номера, обсудили их с детьми и
родителями. (Возможно, родители предложат вам
что-то свое, неожиданное.) Теперь нужно правильно
составить программу: подумать, каким номером
начинать представление, каким заканчивать, как
чередовать акробатов и дрессировщиков, в какие
моменты выпускать на сцену клоунов.
Несмотря на то, что детям нравится смотреть на
клоунов в цирке, внутри игры это роли для
взрослых. Клоун во многом — утрированный
ребенок. Маленькие дети еще не способны так изображать
самих себя. Им больше нравится, когда клоун —
апогей нелепости — от них отделен, когда они
могут внутренне от него отстраниться. Поэтому
пусть клоунами будут взрослые.
Не нужно прописывать клоунам слишком «речевые»
роли. Как уже говорилось, цирк — искусство,
обходящееся без лишних слов. Клоуны должны
появляться на сцене после номеров и пародировать
их. Вот выступили канатоходцы. Это было красиво.
Выбегают клоуны, хватают палки для равновесия,
зазевались, не так повернулись и долбанули этими
палками друг друга, растянулись во весь рост,
разревелись и ушли утешаться за кулисы.
После выступления мышат клоуны решают пролезть
по тоннелю. Один лезет и застревает: из тоннеля
видна его палка да башмаки. Второй пытается
вытянуть бедолагу назад, зовет на помощь детей. В
результате — стаскивает с застрявшего клоуна
башмаки и отлетает в противоположную сторону.
Застрявший кое-как пролезает сквозь тоннель, и
оба клоуна уносят сооружение за сцену.
Можно позволить клоунам полетать бабочками и
попугать змею.
Дело ведущего — вовремя их урезонивать и
отправлять восвояси. Собственно, так в цирке и
происходит.
На ведущем вообще лежит большая
ответственность. Он связывает все представление
воедино. Эту роль, как и роли клоунов, тоже
обязательно должен играть взрослый. Не нужно
требовать, чтобы ведущий говорил стихами. Ни одно
настоящее цирковое представление не
предполагает рифмованных представлений актеров.
Лучше объявлять номер просто, ясно и понятно, чем
использовать неудачные стихи и неточные рифмы:
«Дрессировщица Алиса и ее дрессированные мышата!
Встречайте актеров!», «Впервые на арене труппа
акробатов «Гигантские шаги»! Вы увидите
немыслимые способы передвижения», «Фокусник в
белых перчатках! Невероятные превращения
совершаются на глазах у зрителей!».
Есть у ведущего реплики и внутри номеров: «А
сейчас — смертельный номер! Голова куклы Лизы в
пасти льва. Нервных просим удалиться!» И т.п.
После того, как сценарий готов и программа
выступлений составлена, подбирается нужная
музыка, записываются на пленку нужные звуковые
эффекты.
Теперь можно приступать к репетициям.
Репетировать можно по-разному. Распределив
роли между детьми, можно в дальнейшем предложить
им готовить номера втайне друг от друга. Если,
конечно, для этого есть возможности. Конечно, все
утаить невозможно. Но если к делу подключатся
родители, некоторые номера могут превратиться в
настоящую сенсацию: сработает эффект
неожиданности.
Марина АРОМШТАМ
|