Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2008

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Цирковая карусель

Познавательный материал для детей и взрослых

  • Слово «арена» в языке современных цирковых артистов практически не употребляется. Вместо него используют слово «манеж». Манеж — не просто место выступления. Он наделен своеобразным ореолом святости. Цирковые артисты даже во время пауз в ходе репетиций не садятся спиной к манежу. Это считается святотатством, выражением пренебрежения к цирку в целом.

  • Манеж в цирке всегда окружен барьером. По традиции ширина барьера такова, чтобы по нему могла свободно проскакать взрослая лошадь. Высота барьера тоже определяется лошадиными «возможностями». Лошадь должна без особых усилий встать на него передними ногами и, касаясь задними ногами манежа, передвигаться боком.

  • Клоуны могут выступать в разных жанрах и не только в цирке, но и на эстраде, и в театре. Среди цирковых клоунов чаще всего встречаются клоуны, которых называют «коверные». Это клоуны, выступающие между номерами «на ковре» — на свободной части манежа, который служители готовят к выходу следующего артиста. Коверные клоуны делятся на «рыжих» и «белых». Когда-то это действительно соответствовало цвету их одежды. «Рыжий» клоун — озорник и драчун. Его колотушки достаются грустному и неловкому «белому» клоуну. Такое «распределение» обязанностей очень напоминает выступления Арлекина и Пьеро — актеров средневекового площадного театра.

  • Обязательным номером цирковой программы является парад-алле. В этом параде участвуют все артисты, занятые в представлении. Под бравурную музыку они выходят на манеж друг за другом и приветствуют зрителей. А зрители приветствуют артистов. Парадом-алле представление обычно заканчивается.

  • Рабочие цирка, обслуживающие цирковой манеж, готовящие реквизит для выступления артистов, называются униформистами. Слово «униформист» возникло от слова «униформа» — форма, единая для всех. В конце XIX века такой униформой служила ливрея — одежда, которую носили слуги богатых домов (швейцары, открывающие дверь гостям, форейторы, сопровождающие карету, стоя на подножках). Сегодняшние униформисты могут вполне обходиться и без ливреи, но название их должности напоминает об обычаях старого цирка.

  • Руководит униформистами человек, должность которого называется почти непроизносимым немецким словом «шталмейстер». Кроме шталмейстера, бывает еще и шпрехшталмейстер, или «говорящий» шталмейстер. (Словечко «шпрехать» — говорить по-немецки, часто употребляют школьники, изучающие этот иностранный язык.) Шпрехшталмейстер участвует в диалогах с клоунами — в клоунских репризах — и, как правило, выглядит полным дураком, которого под силу обвести вокруг пальца даже таким нелепым существам.
    А еще шпрехшталмейстер объявляет номера цирковой программы. В прошлом эту функцию мог брать на себя и сам директор цирка.

  • На смену античным циркам с гладиаторами и травлей зверей пришел цирк средневековый. Труппы странствующих артистов в кибитках, запряженных лошадьми, кочевали из одного города в другой. А если труппа была небольшой и бедной, не обремененной большим количеством реквизита, то ходили и пешком. Выступления таких артистов проходили на открытом воздухе, чаще всего — во время ярмарок и городских праздников — без особых приспособлений. Канатоходцы, например, показывали свое искусство, растягивая канаты между самыми высокими зданиями, стоящими на городской площади. Но во второй половине XIX века в Европе и Америке цирковые представления стали устраивать в специальных палатках. На двух высоких столбах, напоминавших корабельные мачты, растягивали плотную ткань. Это временное помещение для циркового представления имело округлую форму (как любое кочевое жилище — юрта, чум, яранга). Зрители тоже рассаживались по кругу. А в центре выступали артисты. Дав несколько представлений, палатку сворачивали, грузили на повозки вместе с реквизитом, и цирк переезжал в другое место. Странствующий цирк получил название «шапито». Оно сохранилось и до наших дней. Когда знаменитые столичные российские цирки отправляются на гастроли в другие города, они могут выступать в шапито.

  • В России первый стационарный цирк — то есть цирк, никуда не переезжающий и регулярно дающий представления, — в конце ХIX века открыли братья Никитины. Аким, Петр и Дмитрий были родом из крепостных крестьян. Начинали они свой цирковой путь в качестве бродячих артистов: ходили по дворам с шарманкой и петрушечной ширмой. Затем выступали в кукольных театрах, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег, братья купили свой передвижной «шапитон» и установили его в Пензе.
    Дела их шли неплохо, и в течение десяти лет они сумели построить уже не передвижные, а стационарные цирки — деревянные и даже каменные — в нескольких российских городах — в Саратове, Иванове, Астрахани, Казани и Симбирске. А еще в Киеве и Баку, которые тогда тоже принадлежали Российской империи. Это уже было настоящее цирковое «дело», приносящее значительный доход. Однако братья мечтали о собственном цирке в Москве.
    Их мечта осуществилась в 1911 году. Настоящий, капитальный каменный цирк был построен на Большой Садовой улице. В этом цирке выступали знаменитые братья Дуровы — Анатолий и Владимир, основатели одной из старейших отечественных цирковых династий.

Подготовлено с использованием материалов сайта «Цирк со звездами».

 

Рейтинг@Mail.ru