Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2008

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Рисуем на пленэре

Очень часто следование программным требованиям и строгим традициям проведения занятий по изобразительному искусству гасит у детей желание рисовать. В нашем детском саду мы пришли к такому выводу: необходимо найти отдушину для свободного творчества детей, такую форму занятия по изодеятельности, которое воспринималось бы детьми как новая игра, но в то же время содержала бы в себе богатые педагогические возможности — и для развития их интереса к живописи и рисованию, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей.

Такой отдушиной, решили мы с Татьяной Шаминой, заместителем заведующей по воспитательной работе, могут стать занятия на свежем воздухе — рисование на пленэре.

Пленэр — французское слово, буквальный перевод которого означает «вольный воздух». Художник может работать в мастерской, а может — на открытом воздухе. Здесь, как правило, пишутся пейзажи. Художник выходит на пленэр, чтобы точнее передать естественное освещение предметов, оттенки цвета, наблюдаемые только вне стен дома.

Конечно, мы не можем ставить перед детьми такие задачи. Но дети могут рисовать понравившиеся им виды, деревья, птиц и животных: иву в парке, которая изменяется в разные времена года; озеро, расположенное недалеко от детского сада, в котором среди камышей плавает утиная семейка; огромные облака, отражающиеся в спокойной глади воды.

Рисуя на природе, дети учатся постигать красоту привычных глазу аллей, деревьев, скамеек, учатся видеть эти предметы другими глазами. У них развивается наблюдательность, цветовое восприятие, они замечают игру света и тени, пытаются воспроизвести перспективу.

Кроме того, выход на пленэр — это довольно длительная пешая прогулка, переходы с одного места на другое в поисках подходящей натуры или интересного освещения. Дети несут с собой необходимое оборудование. В результате ребенок получает довольно серьезную физическую нагрузку и тренирует выносливость. Да и дополнительное пребывание на свежем воздухе (чаще всего мы выходим рисовать в парк или на берег озера), несомненно, полезно для детского организма. К тому же мы отправляемся на пленэр в различные времена года — и когда тепло, и когда холодно. Занятия длятся от 20 до 40 минут в зависимости от погоды и заинтересованности детей своим занятием.

Какое же оборудование мы используем для занятий на пленэре? Это небольшие легкие планшеты с прикрепленными на них листами чистой бумаги. Дети держат их либо на сгибе левой руки (если рисуют стоя), либо ставят планшет нижним краем на колени, если рисуют сидя. Случается, что планшет опирается на одно колено, если ребенок рисует стоя, поставив одну ногу на пенек или скамеечку.

Для детей, проявляющих устойчивый интерес к рисованию и обладающих определенными способностями, я беру с собой несколько легких складных мольбертов.
В теплое время года дети рисуют, сидя на покрывале или на коврике, расстеленном на земле.

Выбор средств изображения довольно широк: это и восковые карандаши, и обычные цветные карандаши, и фломастеры, и графитные карандаши, и сангина, и акварельные краски. (Краски, как правило, используются на кружковых занятиях.)

Еще один необходимый на пленэре предмет — переносной магнитофон с набором кассет инструментальной, народной и современной музыки, а также папка с подборкой стихов и песен о природе, о временах года.

Как проходит выход на пленэр?

За несколько дней до занятия мы с детьми обсуждаем место, куда они хотели бы пойти. Если нет единого мнения, тогда решающее слово остается за мной. Дети обсуждают, что они хотели бы рисовать и чем. Каждый сам решает, какое средство изображения для него предпочтительнее.

Я подбираю нужную музыку и намечаю те стихи и песни, которые наиболее органично будут звучать у натуры, выбранной для рисования. Я обязательно осматриваю место пленэра, отмечаю, есть ли возможность для детей присесть, отдохнуть — особенно в зимний и осенний период. При выборе места важную роль играют требования техники безопасности.

Родители знают, что зимой и осенью детям необходимы митенки (перчатки с отрезанными наполовину пальцами), чтобы их руки, держащие карандаши, не замерзали.

Если погода довольно холодная, я использую подвижные физминутки, чтобы дети согрелись, или мы играем с ними в веселую, подвижную игру.

Придя на место, мы подходим к натуре (это может быть дерево, куст, группа деревьев, цветочная клумба, берег озера, здание и т.д.) и внимательно ее рассматриваем.
Я читаю стихи или мы вместе поем песню. Дети могут самостоятельно вспомнить подходящие к случаю стихотворные строки. Затем ищем место, откуда наша натура смотрится наиболее выразительно. Я обращаю внимание маленьких художников на отдельные детали выбранного для рисования предмета, на особенности цветовой гаммы. Дети выбирают для себя места, средства изображения, устраиваются, и я включаю музыку: работа началась! Ребята обращаются ко мне за помощью и разъяснениями, но работают абсолютно самостоятельно.

В конце работы мы устраиваем небольшой вернисаж. Дети рассматривают работы товарищей, отмечают наиболее удачные, указывают, что удалось автору: сходство с натурой, композиционное решение, сочетание цветов и оттенков и т.д.

После этого мы возвращаемся в детский сад. Чтобы впечатления, полученные на пленэре, не исчезли, не затерялись в многообразии других впечатлений, мы с помощью воспитателей устраиваем в группах выставку детских работ. Выставка помогает нам в дальнейшей работе. Опираясь на детские работы, можно провести беседу, предложить детям нарисовать что-то по памяти или выразить свои впечатления в другом жанре — например, сделать аппликации на ту же тему. Можно составлять небольшие рассказы по рисункам, читать стихи.

Конечно, выход на пленэр нельзя назвать простым мероприятием. Это дело достаточно хлопотное. Зато наши дети могут со знанием дела рассматривать репродукции с картин известных художников, со знанием дела употребляют художественные термины. И все потому, что у них есть возможность действительно почувствовать себя художниками и ощутить родство с большими мастерами.

С.ЦЕНДРОВСКАЯ,
преподаватель изодеятельности детского сада № 6 «Тополек»,
г. Балаково, Саратовская обл.

 

Рейтинг@Mail.ru