Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2008

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Как дети Деда Мороза спасали

Игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста

Игра проводится на территории детского сада или в ближайшем лесопарке.
Под веселую музыку две команды детей собираются на большой площадке.
Одна команда — с изображениями лягушат на майках, другая — с изображениями цыплят.

Ведущий: Лето, лето к нам пришло!

Дети:  Стало сухо и тепло.

Ведущий: По дорожке прямиком

Дети: Ходят ножки босиком.

Ведущий: Ходят ножки босиком

Дети: По дорожке прямиком.

Ведущий: Стало сухо и тепло.

Дети: Лето, лето к нам пришло!

(В.Берестов)

Ведущий: Вы ловкие?

Дети: Да!

Ведущий: Вы смелые?

Дети: Да!

Ведущий: Вы быстрые?

Дети: Да!

Ведущий: Умелые?

Дети: Да!

Ведущий:

Вам на слово поверим,
Но кое-что проверим.
Упорство и настойчивость,
Веселость и находчивость.

Объявляю представление команд! Выступает команда «Веселые лягушата».

В центр площадки (на импровизированную сцену) выходят дети команды «Веселые лягушата». Впереди — три-четыре лягушонка в шапочках и лягушачьих варежках. Это солисты лягушачьего хора.

Песня лягушат

Лягушата-солисты: Раньше были мы икрою,

Хор: Ква-ква!

Лягушата-солисты: А теперь мы все — герои,

Хор: Ать-два!

Лягушата-солисты: Головастиками были,

Хор: Ква-ква!

Лягушата-солисты: Дружно хвостиками били —

Хор: Ать-два!

Лягушата-солисты: А теперь мы — лягушата,

Хор: Ква-ква!

Лягушата-солисты: Прыгай с берега, ребята!

Хор: Ать-два!

Все вместе:

И с хвостом и без хвоста
Жить на свете — красота.

(В.Берестов)

Лягушата танцуют. Все хлопают.

Ведущий: Выступает команда «Отважные цыплята».

В центр площадки (на импровизированную сцену) выходят дети команды «Отважные цыплята». Впереди — курочка и три-четыре цыпленка.

Курочка: Цыпа-цыпа! Аты-баты!

Хор:

Мы — цыплята! Мы — цыплята!
Мы клюем, клюем, клюем
Все, что видим на пути,
И поем, поем, поем:
— Тити-мити! Ти-ти-ти!

(В.Берестов)

Исполняется танец цыплят. В конце танца цыплята разбегаются по сцене и усаживаются в разных углах.

Курочка:

Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?

(В.Берестов)

Хлопает крыльями. Цыплята сбегаются к курочке, усаживаются вокруг нее плотной кучкой и замирают. Зрители хлопают.

Ведущий: А теперь скорей, ребятки, становитесь на зарядку!

(Ведущий показывает движения. Дети за ним повторяют.)

На зарядку! На зарядку!
Просыпайтесь по порядку

(На слова двух первых строк — марш на месте.)

Руки, ноги, голова

(На слово «руки» — шлепают себя ладонями по противоположным плечам, на слово «ноги» — по коленям, на слово «голова» — легонько шлепают себя ладонями по щекам.)

Ать-два! Ать-два!
На зарядку! На зарядку!

(На слова двух предыдущих строк — марш на месте.)

Достаем ладошкой пятку.

(Наклон вперед, схватиться руками за пятки — это трудное упражнение. Можно просто попытаться хлопнуть себя по пяткам, стоя прямо и закидывая назад согнутые в коленях ноги.)

(В.Берестов «Доброе утро»)

Ведущий: Судя по всему, команды готовы к летним приключениям. Так?

Дети: Так!

На площадку вылетает Сорока.

Сорока:

Тра-та-та! Тра-та-та!
Ой, беда-беда-беда!

(Кружит вокруг ведущего, хлопает крыльями.)

Ведущий: Здравствуй, Сорока!

Сорока (продолжая кружить):

Тра-та-та! Тра-та-та!
Ой, беда-беда-беда!

Ведущий: Да перестань суетиться. Объясни, что случилось.

Сорока:

Даже если вы заболеете,
Вы представить себе не сумеете,
Что я видела нынче в лесу!
Эту новость я всем разнесу!

Ведущий: Ничего не понимаю. Что ты видела?

Сорока:

Между елок и осинок
Ходит-бродит Дед Мороз.
У него в руках корзинка,
Обгорел на солнце нос.

От жары Мороз вспотел.
На пенек Мороз присел.
Видно — простудился!
Видно — заблудился!

Ведущий: Ну и дела! Откуда летом в лесу Дед Мороз?

Сорока:

Чего не знаю, того не знаю.
Об этом не ведаю, не гадаю.
Но, думаю, вы не прочь
Деду Морозу помочь?

Ведущий: Конечно, конечно. Дети очень любят Деда Мороза.

Сорока:

Надо его в лесу отыскать,
Дорогу на Север ему показать.
Он дороги, видно, не знает.
Того и гляди от жары растает.

Ведущий: Ребята, поможем Деду Морозу?

Дети: Да!

Ведущий: Что, по-вашему, мы должны сделать?

(Дети предлагают разные варианты спасения Деда Мороза.)

Ведущий: То есть мы должны отправиться на поиски Деда Мороза — это раз. Захватить для него в качестве лекарства побольше мороженого — это два. А еще взять компас, чтобы определить, в какой стороне находится Север. Так?

Дети: Так!

Ведущий: Что ж, тогда — скорее в путь!

Сорока: Только компас не забудь!

Ведущий вручает командам дорожные карты.

Ведущий: Вы, ребята-лягушата, должны проверить, нет ли Деда Мороза на том отрезке пути, что нарисован на вашей карте. Вы, ребята-цыплята, двинетесь по другому маршруту. Вдруг Дед Мороз где-нибудь там потерялся? Место встречи обозначено на карте специальным значком. Это полянка боровиков.

Дети передвигаются своими маршрутами, ориентируясь по картам. Можно разбить каждую команду на микрогруппы и вручить каждой микрогруппе копию карты. Так все дети смогут активно участвовать в ориентировании.
Команды встречаются на условном месте. Это полянка, над которой висит вывеска — «Грибное царство».

Ведущий: Эй, ребята-лягушата! Не встретился ли вам по дороге Дед Мороз?

Дети: Нет!

Ведущий: Может, ребята-цыплята его отыскали?

Дети: Нет!

Ведущий: Придется нам обратиться за помощью к лесным жителям. Эй, есть тут кто-нибудь? (Кричит) Эге-ге-гей!

Появляется Гриб в огромной шляпе.

Гриб:

Я — Гриб-боровик,
Под кустом сидеть привык.
Кто в моем лесу кричит?
Пусть сейчас же замолчит!

Ведущий: Здравствуй, дедушка Боровик!

Мы не хотели тебя потревожить.
Просто думали: кто нам поможет?
В лесу Дед Мороз заблудился,
От жары Дед Мороз простудился.
Чтобы его от простуды спасти,
Мы лекарство должны ему принести.
И дорогу на Север ему показать.
Только где нам Деда искать?

Гриб:

Дед Мороз, я видел, тут проходил.
Как потерянный, по лесу бродил.
Покажу, куда вам надо идти,
Чтобы вы не сбились с пути.

Только сначала мне помогите: в корзинку мою грибы соберите.

Игра «Собери грибы в корзинку»

По полянке разложены картинки с изображением разных грибов — съедобных и несъедобных (изображения могут повторяться). От каждой команды выбирают по два или по три игрока. У каждой микрокоманды — корзинка. По условному сигналу игроки начинают собирать в корзинки картинки со съедобными грибами. Когда время игры заканчивается (об этом извещает колокольчик), ведущий и Гриб смотрят, не попали ли в корзинки несъедобные грибы, и считают, в корзинке какой команды оказалось больше съедобных грибов.

Гриб: Молодцы! Спасибо вам за помощь. Идти вам надо вон туда. Дед Мороз в ту сторону пошел. Но, прежде чем пересечь границу моего Грибного царства, каждый из вас должен сказать пароль — название съедобного гриба.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Команды выстраиваются в колонны перед границей Грибного царства. У Гриба и Ведущего — по мячу. Один из них будет кидать мяч «лягушатам», другой — «цыплятам» и спрашивать «пароль». Ребенок должен поймать мяч, назвать съедобный гриб и кинуть мяч обратно. После этого можно переступить границу. Игра проводится в высоком темпе. Если кто-то зазевался или допустил ошибку, он должен встать в конец своей колонны.

Когда все дети «перейдут границу», Гриб исчезает.

Ведущий: Гриб Боровик вон в ту сторону показал. Только там и дороги-то нет. Там же болото! (Указывает на табличку с надписью «Гнилое болото».)

И куда же нам идти?
Как болото перейти?

Слышится чье-то кхеканье. Появляется Кикимора.

Ведущий: Ой, кто это? Здравствуйте! Вы тут живете?

Кикимора:

Вы имя мое не назвали!
Вы что же — меня не узнали?

Ведущий (тихонько детям): Ребята! Как вы думаете, кто это?

Дети: Кикимора! Кикимора болотная! Кикимора зеленая.

Кикимора: Верно, верно. Кикимора я.

Живу в болотной тине,
В самой середине.

А вы небось думали: вдруг я друг? Вдруг я секрет какой расскажу? Нужную тропку вам покажу?

Ведущий: Конечно! Уж ты-то, Кикимора, наверняка знаешь, как болото перейти.

Кикимора: Знать-то — знаю. Да делиться этим ни с кем не желаю.

Ведущий: Это почему же?

Кикимора:

Я Кикимора болотная.
Я для добрых дел не годная.

Ведущий: Так не бывает. Доброе дело каждый сделать может. Хочешь, мы сделаем для тебя что-нибудь хорошее?

Кикимора: Ну, попробуйте.

Я Кикимора зеленая.
Скукой смертной закаленная.
Скукой смертною замучена.
Веселиться не обучена.
Можете вы меня развеселить?

Ведущий: Ребята, давайте поиграем с Кикиморой.

Проводится хороводная игра. В конце игры Кикимору выводят в центр.

Ведущий:

Ходим кругом
Друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Что Кикимора покажет,
То и будем повторять!

Кикимора показывает смешные движения, дети повторяют. Кикимора начинает хихикать, потом хватается от смеха за живот.

Кикимора: Ой, не могу! Как же забавно вы шевелитесь! Будто лягушата какие! Или цыплятки. Может, правда, показать вам, где Деда Мороза искать?

Ведущий: Ребята, давайте попросим Кикимору сделать доброе дело. Повторяйте за мной:

Сделал доброе дело —
Можешь гулять смело!

Дети повторяют за ведущим слова.

Кикимора: Ну, ладно, ладно! Уговорили! Хотя мне особой смелости не нужно, чтобы гулять. Меня и так все боятся. А ваш Дед Мороз вон туда пошел. Переходите болото вон по той тропке, по кочкам.
Осторожнее идите — в трясину не угодите!

Игра «Переправа через болото»

Дети выстраиваются командами на условной линии. Для каждой команды построен «переход» из кочек. Чтобы усложнить переправу, можно чередовать между собой кочки и «мостики» разной длины и высоты.

Когда все дети собираются на «другом» берегу, раздается волчий вой.

Ведущий: Слышите, ребята! Кажется, это Волк! Скорее беритесь за руки. Нужно показать Волку, что мы дружные и смелые и ничуточки его не боимся.

Появляется Волк, оглядывает детей, щелкает зубами.

Волк:

Я Серый Волк, я ем козляток,
И поросяток. И ребяток!
Вот захочу — и вас тоже съем!

Ведущий: Не ешь нас, Серый Волк! Мы тебе песенку споем.

Дети поют Волку песню. Волк им подвывает.

Волк: У-у-у! Хорошая песня! Только я вас все равно съем. Потому что я злой.

Ведущий: А мы с ребятами знаем, что ты не всегда злым бываешь. Иногда ты путникам помогаешь! Ребята, в каких сказках Волк помог герою?

Дети называют сказку «Иван-царевич и Серый Волк». Говорят, что Волк вызвался служить Ивану-царевичу верой и правдой.

Волк: А ведь и правда! Было такое!

Ведущий: Вот и нам, Серый Волк, нужна твоя помощь. Помоги нам Деда Мороза отыскать.

Волк: Ладно уж, помогу. Я впереди побегу. Только вот сможете ли вы за мной угнаться?

Ведущий: Наши ребята быстрые, хорошо бегают.

Волк:

Не могу вам поверить.
Это надо проверить.
У меня есть перо Жар-птицы,
Оно нам сейчас пригодится.

Проводится эстафета «Передай перо Жар-птицы».

Волк: Раз бегать вам не впервой, так следуйте за мной!

Дети бегут легким бегом за Волком. Он приводит их к месту, где сидит грустный Дед Мороз, вздыхает и вытирает лоб платочком.

Ведущий: Здравствуй, Дедушка Мороз!

Дед Мороз: Здравствуйте, ребятки!

Дети: Здравствуй, дедушка!

Ведущий: Нам о тебе рассказали, и мы тебя отыскали. Как же ты сюда попал?

Дед Мороз: Да вот — решил посмотреть, что такое лето. На деревья зеленые, на цветочки да ягодки.

Ведущий: Понравилось тебе лето?

Дед Мороз: Понравилось. Только трудно мне, старому, под жарким солнышком.

Я на солнце перегрелся.
Я от солнца разболелся.

Ведущий: Мы тебе лекарство принесли — мороженое.

Дед Мороз: Не может быть!

Ведущий: Угощайся!

Дед Мороз делает вид, что ест мороженое.

Ведущий: Лучше тебе, дедушка?

Дед Мороз:

Теперь я точно поправлюсь
И на Север отправлюсь.

Только вот как бы узнать, где это, в какой стороне?

Ведущий: Мы, дедушка, с собой компас взяли. Сейчас ребята тебе скажут, куда тебе надо путь держать.

Дети определяют по компасу направление на Север.

Дети: Север вон там! Деду Морозу туда надо.

Волк: Садись, Дед Мороз, на меня верхом. Довезу тебя, как Ивана-царевича, хоть на край света.

Дед Мороз: Спасибо тебе, Серый! Я этого не забуду. Придет зима — отблагодарю. И вам спасибо, ребятки, — за заботу и помощь! До Нового года!

Волк и Дед Мороз уходят.

Ведущий: Ну, вот и уехал Дед Мороз. А нам пора в обратный путь. Соберем свои вещи, чтобы в лесу мусор не оставлять. (Хочет поднять с земли пустую коробку, в которой было мороженое для Деда Мороза.) Ой, что это? К коробке какая-то веревочка прицепилась.

(Берет веревочку за кончик и тянет. Веревочка натягивается.) Какая странная веревочка. (Идет по ней к кусту.) Вот это да! Да тут целый сундук мороженого спрятан!

Видно, Дед Мороз решил нас отблагодарить. Вернул себе волшебную силу и наколдовал морозное угощение. Будем угощаться?

Дети: Да!

Ведущий: Но сначала все вместе прочитаем стихотворение Эммы Мошковской «Жара»:

Льется на землю с утра,
льется на землю жара.
Льется на землю жара
и сегодня и вчера.

Переулки и дворы
до краев полны жары.
Кот и кошка во дворе
сонно плавают в жаре.

Люди двери отворяют,
отворяют, и ныряют,
и плывут на островок,
где с мороженым ларек…

Детям раздают мороженое, и все коротким путем возвращаются к детскому саду.

В основе редакционной версии сценарий педагогов детского сада «Морозко»,
г. Новый Уренгой ЯНАО.
Текст Марины Аромштам.

Примечание. Перед проведением игры советуем познакомить детей со сказкой Василия Ливанова «Дед Мороз и лето». По сказке снят одноименный мультфильм. В качестве музыкального сопровождения первой и последней частей праздника можно использовать песню Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Вот оно какое, лето», написанную специально для мультфильма Василия Ливанова.

В оформлении использованы кадры из мультфильма «Дед Мороз и лето».

Рейтинг@Mail.ru