Как дети Деда Мороза
спасали
Игра-путешествие для детей старшего
дошкольного возраста
Игра проводится на территории детского сада
или в ближайшем лесопарке.
Под веселую музыку две команды детей собираются
на большой площадке.
Одна команда — с изображениями лягушат на
майках, другая — с изображениями цыплят.
Ведущий: Лето, лето к нам пришло!
Дети: Стало сухо и тепло.
Ведущий: По дорожке прямиком
Дети: Ходят ножки босиком.
Ведущий: Ходят ножки босиком
Дети: По дорожке прямиком.
Ведущий: Стало сухо и тепло.
Дети: Лето, лето к нам пришло!
(В.Берестов)
Ведущий: Вы ловкие?
Дети: Да!
Ведущий: Вы смелые?
Дети: Да!
Ведущий: Вы быстрые?
Дети: Да!
Ведущий: Умелые?
Дети: Да!
Ведущий:
Вам на слово поверим,
Но кое-что проверим.
Упорство и настойчивость,
Веселость и находчивость.
Объявляю представление команд! Выступает
команда «Веселые лягушата».
В центр площадки (на импровизированную сцену)
выходят дети команды «Веселые лягушата». Впереди
— три-четыре лягушонка в шапочках и лягушачьих
варежках. Это солисты лягушачьего хора.
Песня лягушат
Лягушата-солисты: Раньше были мы икрою,
Хор: Ква-ква!
Лягушата-солисты: А теперь мы все — герои,
Хор: Ать-два!
Лягушата-солисты: Головастиками были,
Хор: Ква-ква!
Лягушата-солисты: Дружно хвостиками били —
Хор: Ать-два!
Лягушата-солисты: А теперь мы — лягушата,
Хор: Ква-ква!
Лягушата-солисты: Прыгай с берега, ребята!
Хор: Ать-два!
Все вместе:
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете — красота.
(В.Берестов)
Лягушата танцуют. Все хлопают.
Ведущий: Выступает команда «Отважные
цыплята».
В центр площадки (на импровизированную сцену)
выходят дети команды «Отважные цыплята». Впереди
— курочка и три-четыре цыпленка.
Курочка: Цыпа-цыпа! Аты-баты!
Хор:
Мы — цыплята! Мы — цыплята!
Мы клюем, клюем, клюем
Все, что видим на пути,
И поем, поем, поем:
— Тити-мити! Ти-ти-ти!
(В.Берестов)
Исполняется танец цыплят. В конце танца
цыплята разбегаются по сцене и усаживаются в
разных углах.
Курочка:
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
(В.Берестов)
Хлопает крыльями. Цыплята сбегаются к
курочке, усаживаются вокруг нее плотной кучкой и
замирают. Зрители хлопают.
Ведущий: А теперь скорей, ребятки,
становитесь на зарядку!
(Ведущий показывает движения. Дети за ним
повторяют.)
На зарядку! На зарядку!
Просыпайтесь по порядку
(На слова двух первых строк — марш на месте.)
Руки, ноги, голова
(На слово «руки» — шлепают себя ладонями по
противоположным плечам, на слово «ноги» — по
коленям, на слово «голова» — легонько шлепают
себя ладонями по щекам.)
Ать-два! Ать-два!
На зарядку! На зарядку!
(На слова двух предыдущих строк — марш на
месте.)
Достаем ладошкой пятку.
(Наклон вперед, схватиться руками за пятки —
это трудное упражнение. Можно просто попытаться
хлопнуть себя по пяткам, стоя прямо и закидывая
назад согнутые в коленях ноги.)
(В.Берестов «Доброе утро»)
Ведущий: Судя по всему, команды готовы к
летним приключениям. Так?
Дети: Так!
На площадку вылетает Сорока.
Сорока:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Ой, беда-беда-беда!
(Кружит вокруг ведущего, хлопает крыльями.)
Ведущий: Здравствуй, Сорока!
Сорока (продолжая кружить):
Тра-та-та! Тра-та-та!
Ой, беда-беда-беда!
Ведущий: Да перестань суетиться. Объясни,
что случилось.
Сорока:
Даже если вы заболеете,
Вы представить себе не сумеете,
Что я видела нынче в лесу!
Эту новость я всем разнесу!
Ведущий: Ничего не понимаю. Что ты видела?
Сорока:
Между елок и осинок
Ходит-бродит Дед Мороз.
У него в руках корзинка,
Обгорел на солнце нос.
От жары Мороз вспотел.
На пенек Мороз присел.
Видно — простудился!
Видно — заблудился!
Ведущий: Ну и дела! Откуда летом в лесу Дед
Мороз?
Сорока:
Чего не знаю, того не знаю.
Об этом не ведаю, не гадаю.
Но, думаю, вы не прочь
Деду Морозу помочь?
Ведущий: Конечно, конечно. Дети очень любят
Деда Мороза.
Сорока:
Надо его в лесу отыскать,
Дорогу на Север ему показать.
Он дороги, видно, не знает.
Того и гляди от жары растает.
Ведущий: Ребята, поможем Деду Морозу?
Дети: Да!
Ведущий: Что, по-вашему, мы должны сделать?
(Дети предлагают разные варианты спасения
Деда Мороза.)
Ведущий: То есть мы должны отправиться на
поиски Деда Мороза — это раз. Захватить для него
в качестве лекарства побольше мороженого — это
два. А еще взять компас, чтобы определить, в какой
стороне находится Север. Так?
Дети: Так!
Ведущий: Что ж, тогда — скорее в путь!
Сорока: Только компас не забудь!
Ведущий вручает командам дорожные карты.
Ведущий: Вы, ребята-лягушата, должны
проверить, нет ли Деда Мороза на том отрезке пути,
что нарисован на вашей карте. Вы, ребята-цыплята,
двинетесь по другому маршруту. Вдруг Дед Мороз
где-нибудь там потерялся? Место встречи
обозначено на карте специальным значком. Это
полянка боровиков.
Дети передвигаются своими маршрутами,
ориентируясь по картам. Можно разбить каждую
команду на микрогруппы и вручить каждой
микрогруппе копию карты. Так все дети смогут
активно участвовать в ориентировании.
Команды встречаются на условном месте. Это
полянка, над которой висит вывеска — «Грибное
царство».
Ведущий: Эй, ребята-лягушата! Не встретился
ли вам по дороге Дед Мороз?
Дети: Нет!
Ведущий: Может, ребята-цыплята его отыскали?
Дети: Нет!
Ведущий: Придется нам обратиться за помощью
к лесным жителям. Эй, есть тут кто-нибудь? (Кричит)
Эге-ге-гей!
Появляется Гриб в огромной шляпе.
Гриб:
Я —
Гриб-боровик,
Под кустом сидеть привык.
Кто в моем лесу кричит?
Пусть сейчас же замолчит!
Ведущий: Здравствуй, дедушка Боровик!
Мы не хотели тебя потревожить.
Просто думали: кто нам поможет?
В лесу Дед Мороз заблудился,
От жары Дед Мороз простудился.
Чтобы его от простуды спасти,
Мы лекарство должны ему принести.
И дорогу на Север ему показать.
Только где нам Деда искать?
Гриб:
Дед Мороз, я видел, тут проходил.
Как потерянный, по лесу бродил.
Покажу, куда вам надо идти,
Чтобы вы не сбились с пути.
Только сначала мне помогите: в корзинку мою
грибы соберите.
Игра «Собери грибы в корзинку»
По полянке разложены картинки с изображением
разных грибов — съедобных и несъедобных (изображения
могут повторяться). От каждой команды выбирают
по два или по три игрока. У каждой микрокоманды —
корзинка. По условному сигналу игроки начинают
собирать в корзинки картинки со съедобными
грибами. Когда время игры заканчивается (об этом
извещает колокольчик), ведущий и Гриб смотрят, не
попали ли в корзинки несъедобные грибы, и
считают, в корзинке какой команды оказалось
больше съедобных грибов.
Гриб: Молодцы! Спасибо вам за помощь. Идти
вам надо вон туда. Дед Мороз в ту сторону пошел.
Но, прежде чем пересечь границу моего Грибного
царства, каждый из вас должен сказать пароль —
название съедобного гриба.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Команды выстраиваются в колонны перед границей
Грибного царства. У Гриба и Ведущего — по мячу.
Один из них будет кидать мяч «лягушатам», другой
— «цыплятам» и спрашивать «пароль». Ребенок
должен поймать мяч, назвать съедобный гриб и
кинуть мяч обратно. После этого можно
переступить границу. Игра проводится в высоком
темпе. Если кто-то зазевался или допустил ошибку,
он должен встать в конец своей колонны.
Когда все дети «перейдут границу», Гриб
исчезает.
Ведущий: Гриб Боровик вон в ту сторону
показал. Только там и дороги-то нет. Там же болото!
(Указывает на табличку с надписью «Гнилое
болото».)
И куда же нам идти?
Как болото перейти?
Слышится чье-то кхеканье. Появляется
Кикимора.
Ведущий: Ой, кто это? Здравствуйте! Вы тут
живете?
Кикимора:
Вы имя мое не назвали!
Вы что же — меня не узнали?
Ведущий (тихонько детям): Ребята! Как вы
думаете, кто это?
Дети: Кикимора! Кикимора болотная! Кикимора
зеленая.
Кикимора: Верно, верно. Кикимора я.
Живу в болотной тине,
В самой середине.
А вы небось думали: вдруг я друг? Вдруг я секрет
какой расскажу? Нужную тропку вам покажу?
Ведущий: Конечно! Уж ты-то, Кикимора,
наверняка знаешь, как болото перейти.
Кикимора: Знать-то — знаю. Да делиться этим
ни с кем не желаю.
Ведущий: Это почему же?
Кикимора:
Я Кикимора болотная.
Я для добрых дел не годная.
Ведущий: Так не бывает. Доброе дело каждый
сделать может. Хочешь, мы сделаем для тебя
что-нибудь хорошее?
Кикимора: Ну, попробуйте.
Я Кикимора зеленая.
Скукой смертной закаленная.
Скукой смертною замучена.
Веселиться не обучена.
Можете вы меня развеселить?
Ведущий: Ребята, давайте поиграем с
Кикиморой.
Проводится хороводная игра. В конце игры
Кикимору выводят в центр.
Ведущий:
Ходим кругом
Друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Что Кикимора покажет,
То и будем повторять!
Кикимора показывает смешные движения, дети
повторяют. Кикимора начинает хихикать, потом
хватается от смеха за живот.
Кикимора: Ой, не могу! Как же забавно вы
шевелитесь! Будто лягушата какие! Или цыплятки.
Может, правда, показать вам, где Деда Мороза
искать?
Ведущий: Ребята, давайте попросим Кикимору
сделать доброе дело. Повторяйте за мной:
Сделал доброе дело —
Можешь гулять смело!
Дети повторяют за ведущим слова.
Кикимора: Ну, ладно, ладно! Уговорили! Хотя
мне особой смелости не нужно, чтобы гулять. Меня и
так все боятся. А ваш Дед Мороз вон туда пошел.
Переходите болото вон по той тропке, по кочкам.
Осторожнее идите — в трясину не угодите!
Игра «Переправа через болото»
Дети выстраиваются командами на условной
линии. Для каждой команды построен «переход» из
кочек. Чтобы усложнить переправу, можно
чередовать между собой кочки и «мостики» разной
длины и высоты.
Когда все дети собираются на «другом» берегу,
раздается волчий вой.
Ведущий: Слышите, ребята! Кажется, это Волк!
Скорее беритесь за руки. Нужно показать Волку,
что мы дружные и смелые и ничуточки его не боимся.
Появляется Волк, оглядывает детей, щелкает
зубами.
Волк:
Я Серый Волк, я ем козляток,
И поросяток. И ребяток!
Вот захочу — и вас тоже съем!
Ведущий: Не ешь нас, Серый Волк! Мы тебе
песенку споем.
Дети поют Волку песню. Волк им подвывает.
Волк: У-у-у! Хорошая песня! Только я вас все
равно съем. Потому что я злой.
Ведущий: А мы с ребятами знаем, что ты не
всегда злым бываешь. Иногда ты путникам
помогаешь! Ребята, в каких сказках Волк помог
герою?
Дети называют сказку «Иван-царевич и Серый
Волк». Говорят, что Волк вызвался служить
Ивану-царевичу верой и правдой.
Волк: А ведь и правда! Было такое!
Ведущий: Вот и нам, Серый Волк, нужна твоя
помощь. Помоги нам Деда Мороза отыскать.
Волк: Ладно уж, помогу. Я впереди побегу.
Только вот сможете ли вы за мной угнаться?
Ведущий: Наши ребята быстрые, хорошо бегают.
Волк:
Не могу вам поверить.
Это надо проверить.
У меня есть перо Жар-птицы,
Оно нам сейчас пригодится.
Проводится эстафета «Передай перо Жар-птицы».
Волк: Раз бегать вам не впервой, так
следуйте за мной!
Дети бегут легким бегом за Волком. Он приводит
их к месту, где сидит грустный Дед Мороз, вздыхает
и вытирает лоб платочком.
Ведущий: Здравствуй, Дедушка Мороз!
Дед Мороз: Здравствуйте, ребятки!
Дети: Здравствуй, дедушка!
Ведущий: Нам о тебе рассказали, и мы тебя
отыскали. Как же ты сюда попал?
Дед Мороз: Да вот — решил посмотреть, что
такое лето. На деревья зеленые, на цветочки да
ягодки.
Ведущий: Понравилось тебе лето?
Дед Мороз: Понравилось. Только трудно мне,
старому, под жарким солнышком.
Я на солнце перегрелся.
Я от солнца разболелся.
Ведущий: Мы тебе лекарство принесли —
мороженое.
Дед Мороз: Не может быть!
Ведущий: Угощайся!
Дед Мороз делает вид, что ест мороженое.
Ведущий: Лучше тебе, дедушка?
Дед Мороз:
Теперь я точно поправлюсь
И на Север отправлюсь.
Только вот как бы узнать, где это, в какой
стороне?
Ведущий: Мы, дедушка, с собой компас взяли.
Сейчас ребята тебе скажут, куда тебе надо путь
держать.
Дети определяют по компасу направление на
Север.
Дети: Север вон там! Деду Морозу туда надо.
Волк: Садись, Дед Мороз, на меня верхом.
Довезу тебя, как Ивана-царевича, хоть на край
света.
Дед Мороз: Спасибо тебе, Серый! Я этого не
забуду. Придет зима — отблагодарю. И вам спасибо,
ребятки, — за заботу и помощь! До Нового года!
Волк и Дед Мороз уходят.
Ведущий: Ну, вот и уехал Дед Мороз. А нам пора
в обратный путь. Соберем свои вещи, чтобы в лесу
мусор не оставлять. (Хочет поднять с земли
пустую коробку, в которой было мороженое для Деда
Мороза.) Ой, что это? К коробке какая-то
веревочка прицепилась.
(Берет веревочку за кончик и тянет. Веревочка
натягивается.) Какая странная веревочка. (Идет
по ней к кусту.) Вот это да! Да тут целый сундук
мороженого спрятан!
Видно, Дед Мороз решил нас отблагодарить.
Вернул себе волшебную силу и наколдовал морозное
угощение. Будем угощаться?
Дети: Да!
Ведущий: Но сначала все вместе прочитаем
стихотворение Эммы Мошковской «Жара»:
Льется на
землю с утра,
льется на землю жара.
Льется на землю жара
и сегодня и вчера.
Переулки и дворы
до краев полны жары.
Кот и кошка во дворе
сонно плавают в жаре.
Люди двери отворяют,
отворяют, и ныряют,
и плывут на островок,
где с мороженым ларек…
Детям раздают мороженое, и все коротким путем
возвращаются к детскому саду.
В основе редакционной версии сценарий
педагогов детского сада «Морозко»,
г. Новый Уренгой ЯНАО.
Текст Марины Аромштам.
Примечание. Перед проведением игры
советуем познакомить детей со сказкой Василия
Ливанова «Дед Мороз и лето». По сказке снят
одноименный мультфильм. В качестве музыкального
сопровождения первой и последней частей
праздника можно использовать песню Е.Крылатова
на слова Ю.Энтина «Вот оно какое, лето»,
написанную специально для мультфильма Василия
Ливанова.
В оформлении использованы кадры из
мультфильма «Дед Мороз и лето». |