Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2008

ШКОЛА ПРИРОДЫ

Если ты нашел гриб

Грибы — часть природного мира. Знакомство с ними расширяет кругозор ребенка, открывает новые возможности общения с окружающим.
Правда, маленькие дети не испытывают столь же страстной любви к грибной охоте, как некоторые взрослые: им не нравится долго ходить по лесу и целенаправленно собирать грибы. Но если во время прогулки ребенок вдруг наткнется на гриб, такая находка, безусловно, доставит ему радость, вызовет любопытство. Однако «общению» с грибами ребенка нужно учить.

Правила обращения с грибами

1. Нельзя пробовать обнаруженные грибы на вкус, даже лизать. Они могут оказаться ядовитыми.

2. Незнакомые грибы лучше вообще не брать в руки. Нужно дождаться взрослого, посоветоваться с ним: только после этого грибы можно собрать.

3. Не надо грубо вырывать грибы из земли. Это травмирует грибницу и препятствует появлению новых грибов. Грибы аккуратно срезают ножиком. Это особое искусство: срезкой грибов можно заниматься только в присутствии взрослого, под его руководством.

4. Нужно учиться различать съедобные и несъедобные грибы. Но это не значит, что несъедобные грибы — «плохие», и их нужно сшибать и топтать ногами. «Плохого» в природе вообще не бывает. Несъедобный для человека гриб может оказаться полезным для животных. Кроме того, любые грибы украшают лес, делают его населенным и участвуют в круговороте веществ.

5. Если гриб срезан по ошибке (он оказался червивым, или грибник перепутал его с другим грибом), лучше его не выбрасывать и не крошить, а нанизать на веточку. Возможно, им полакомятся белка, лось или какая-нибудь птица. А если гриб сгниет, его споры попадут на землю и дадут жизнь новым грибам.

Несколько советов для взрослых

В домашних условиях со съедобными грибами, найденными детьми, нужно обязательно что-то сделать — даже если это один-единственный грибок: положить в суп, просто сварить, засолить. Для ребенка это редкий шанс оказаться в роли «добытчика» и почувствовать «ценность» своей находки для окружающих.

В условиях детского сада нельзя просто отобрать у ребенка найденный им гриб со словами: «Отдай мне! Тебе все равно с ним нечего делать!» Дети в этом случае сильно обижаются, даже если и не показывают виду. Хороший гриб они обычно мечтают подарить маме. Если есть возможность помочь ребенку засушить гриб, чтобы его можно было взять с собой в город, нужно это сделать.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Загадки о грибах

Из русского фольклора

Маленький,
Удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.

Во бору, на яру,
Стоит старичок,
Красный колпачок.

Стоит Антошка
На одной ножке.
Его ищут,
А он не откликается.

Авторские загадки

На полянке, за пеньком
Вы встречались с пареньком?
Еле видно паренька:
Шляпа слишком велика.
Может, эта шляпина
Не его, а папина?

(Е.Новичихин)

Пока дети —
Каждый в берете.
Повзрослели —
Шляпы надели.

(В.Мусатов)

А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята,
Тут — лисички, там — опята,
Ну а это, на полянке,
Ядовитые… что?.. (поганки)

(С.Михалков. Из Асена Босева)

Под сосною
У тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть,
Но нет ботинка,
Шляпка есть —
Нет головы.

(И.Гамазкова)

Опята

На пеньке живет семья:
Мама, папа, брат и я.
Дом один у нас, а крыша
Есть у каждого своя.

(Н.Пикулева)

Опята

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой?

(В.Мусатов)

Сыроежки

После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные —
Самые заметные.

(В.Мусатов)

Смотрит дедушка с пенька,
Знает он наверняка:
Быть ему не на пеньке,
А в плетеном кузовке.

(Н.Стожкова)

Скороговорка

У пеньков опять пять опят.

Рейтинг@Mail.ru