Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Алла АРУШАНОВА,
ЕЛЕНА РЫЧАГОВА

Продолжение. Начало в № 5, 7, 9, 11/2008

Игры со звучащим словом

Пособие для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3–4 года)

Центр им. А.В. Запорожца «Дошкольное детство»

В книге Аллы АРУШАНОВОЙ и Елены РЫЧАГОВОЙ «Игры со звучащим словом» представлена система усложняющихся заданий на развитие фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи.
Одна из важных задач речевых игрсвязана с подготовкой детей младшего дошкольного возраста к составлению коротеньких сочинений-описаний.
В играх используются многообразные игрушки и картинки. Это приблизительный набор. Он может быть заменен аналогичными предметами по усмотрению педагога.
Рекомендуется организовывать игры в свободное от занятий время по желанию детей.
Продолжение в нечетных летних номерах.

Наседка и цыплята

Цель: закреплять и уточнять у детей правильное произношение звуков и и о в звукосочетаниях. Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материалы: игрушечная курица.

Содержание

Воспитатель вносит в группу игрушечную курицу, рассматривает ее вместе с детьми.

— Кто к нам пришел? Как кудахчет курочка? Как называются курочкины детки?
Сейчас я буду мамой-курицей, а вы будете моими цыплятками. Цыплятки щиплют травку и пищат: «Пи-пи-пи!»
Далеко по лужку разбрелись. Вдруг летит коршун! Цыплята, скорее к маме! «Ко-ко-ко, сидите тихо!»
Улетел коршун. Курочка зовет цыпляток щипать травку. Как она кудахчет? (Ко-ко-ко.) А детки-цыплята пищат: пи-пи-пи.
Курочка поет песенку своим цыплятам:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.

Игра повторяется два-три раза.

Зайка беленький

Цель: упражнять детей в правильном произнесении звука о в звукоподражательных словах. Готовить детей к составлению текста-описания. Вовлекать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материал: плюшевые игрушки — зайка и лисичка.

Содержание

Воспитатель приносит в группу зайца, рассматривает его с детьми, сидя на ковре.

— Это… зайка. Зайка… белый, пушистый. Зайка какой? Зайка любит… морковку. Что любит зайка?
У зайки длинные… уши и короткий… хвост. Какие уши у зайки? Какой у зайки хвост?
Зайка прыгает: прыг-скок, прыг-скок. (Воспитатель держит зайку и изображает, будто бы заяц прыгает.)
На зайку охотится лисичка (Воспитатель показывает, как игрушечная лиса крадется к зайцу.) Лиса… рыжая, пушистая, хитрая. Лиса какая? Кого хочет поймать лиса?
Зайка боится лису. Увидит — и дрожит от страха: «О! Ох!» Как дрожит зайка?
Зайка спрячется под кустом, и лисичка его не заметит.
Сейчас вы будете зайками. Зайки прыгают: прыг-скок, прыг-скок! (Прыгает вместе с детьми.) Весело прыгают зайки.
Лисичка крадется! Зайки испугались: «Ооо! Ооох!» Притаились. Лисичка никого не нашла.

Игра повторяется три-четыре раза.
Роль лисички может выполнять кто-то из детей.

Повторяй, не зевай

Цель: закреплять произношение звука о в словах, выделяя его голосом.

Материал: мяч.

Содержание

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Воспитатель: Сейчас мы будем играть с мячом. Я брошу мяч и назову слово. Надо перебросить мяч мне и повторить, что я сказала: долго, протяжно пропеть звук о в слове.

Мяч дважды идет по кругу.

Примерный набор слов: роза, дом, кофта, рот, торт, стол, цветок, замок, волк, помидор, кошка, море, слон, кролик, солнышко, дождик, мороз, козы, козлик, ложка, поле, Оля, Коля, Толя, Зоя, мошка, матрешка, зонт, грибок, пирожок, дружок, кружок, флажок, глазок.

Лошадки

Цель: закреплять произношение звука о. Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материал: веревочки или вожжи для половины группы детей.

Содержание

Воспитатель делит группу детей на две равные подгруппы: одна подгруппа — лошадки, другая подгруппа — кучера (управляют лошадками). Кучера запрягают лошадок (надевают лошадкам вожжи).

Воспитатель:

Стук, хлоп, тра-та-та,
Растворились ворота,
Растворились ворота,
Выезжаем со двора!
— Но! Поехали!

Кучера с лошадками едут по группе. Лошади цокают: цок, цок, цок. Кучера покрикивают: но! Но!

По сигналу воспитателя лошадки едут в конюшню. Дети меняются ролями, и игра повторяется. Эта игра может проводиться на прогулке.

Что у тебя?

Цель: закреплять у детей произношение звука о в словах и фразах.

Материал: картинки на каждого ребенка с изображением предметов, названия которых содержат звук о. Примерный набор картинок: дом, роза, кофта, ложка, лодка, забор, яйцо, волк, корова, еж, елка, кошка, голубь, вагон, замок, носок, щенок, совок, стол, лошадь и т.д. Сундучок для картинок. Наборное полотно.

Содержание

Воспитатель обращается к детям.

Я картинки — чок! Чок! —
Положила в сундучок.
Ты картинку вынимай,
Ты картинку называй.

Воспитатель жестом приглашает кого-то из детей подойти к сундучку. Ребенок достает из сундучка картинку.

Воспитатель: Что нарисовано на твоей картинке?

Ребенок должен назвать предмет. Картинку ставят на наборное полотно. Когда все картинки розданы, воспитатель говорит: «Послушайте слова: щенооок, лооошадь, вооолк. В этих словах слышится звук о. Назовем с вами эти слова так, чтобы звук о слышался отчетливо, пелся». Дети и воспитатель называют по порядку все картинки и убирают их в сундучок.

Воробушки и автомобиль

Цель: уточнять и закреплять у детей правильное произношение звука и. Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материал: руль.

Содержание

Воспитатель приглашает детей поиграть.

Воспитатель: Вы будете воробушками. Воробушки пищат: пи-пи-пи, чирик-чирик-чирик. Воробушки клюют зернышки: клю-клю-клю. Воробушки пьют водичку». (Воспитатель сопровождает свои слова показом условных действий.)
Вдруг едет автомобиль: бип-бип-бип. (Воспитатель берет в руки руль, крутит его, изображая движение автомобиля.) Воробушки улетели.

Игра повторяется три-четыре раза.

Ослики

Цель: учить детей произносить звук и изолированно и в звукосочетаниях. Развивать речевое дыхание детей. Вовлекать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материал: игрушечный ослик.

Содержание

Воспитатель вносит в группу игрушечного ослика, рассматривает его вместе с детьми.

Воспитатель: Нравится вам ослик? У ослика длинные уши и хвост метелочкой. Ослик добрый, веселый. Давайте улыбнемся ослику — вот так.

Воспитатель показывает, как нужно улыбнуться: губы растянуты в улыбку, видны верхние и нижние зубы. Упражнение повторяется шесть-семь раз без напряжения.

Воспитатель: Когда ослики идут, то тихо кричат: и-и-и. (Дети повторяют за воспитателем, как кричит ослик.)
Когда ослики хотят есть, они кричат жалобно: иииа, иииа. (Дети повторяют звуки.)
Если ослики сердятся, то кричат громко: иииаааа, иииааа. (Дети повторяют за воспитателем, как кричат ослики.)
Ослики идут гулять. (Дети имитируют движение осликов и произносят звуки и-и-и, отделяя один от другого.)
Долго гуляли ослики, захотели есть и жалобно закричали: иииа, иииа. (Дети идут по группе и произносят звукосочетания.) Но нигде нет вкусной травки. Рассердились ослики и как закричат: иииааа, иииааа! (Дети повторяют звукосочетания.) Наконец они нашли травку. Наелись и пошли опять гулять…

Игру повторить два раза.

Птицы

Цель: учить детей произносить звук и в звукоподражательных словах с разной силой голоса. Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками.

Содержание

Воспитатель делит детей на две подгруппы: одна группа — большие птицы, другая группа — птенчики.

Воспитатель: Большие птицы громко поют: пи-пи-пи. (Дети повторяют за воспитателем, как поют птицы.) А птенчики тихо пищат: пи-пи-пи. (Дети повторяют за воспитателем, как пищат птенчики.)
Полетели и запели большие птицы… Сели отдыхать. Полетели и запели маленькие птенчики… Сели отдыхать.

Дети меняются ролями, и игра повторяется.

Повторяй за мной

Цель: учить детей длительно и без напряжения произносить и выделять звук и в словах. Воспитывать фонематический слух, речевое внимание.

Материал: мяч.

Содержание

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука и. Ребенок ловит мяч, повторяет слово и перебрасывает мяч обратно воспитателю. В игре должны участвовать все дети.

Примерный набор слов: мишка, рис, бинт, вилка, гиря, птичка, малина, рябина, кружки, замки, лист, водичка, гриб, пироги, картина, корзина, воробьи, мячи, лисонька, слива, коньки, книга, вишни, чулки.

Воспитатель: Послушайте слова: мииишка, вииилка, птииичка. В этих словах слышится звук и.

Песенки-шумелки

Цель: учить детей произносить звукосочетания и слова со звуком и. Развивать речевое дыхание детей. Соотносить слово и выразительные движения.

Материал: игрушечный попугай.

Содержание

Воспитатель приносит в группу игрушечного попугая.

Воспитатель: К нам прилетел попугай. Попугай яркий, с красивым хвостом. Он умеет разговаривать. Он подражает людям. Повторяет то, что слышит.
Поиграем с попугаем. Сейчас вы будете попугайчиками.
Ачик-ачик-ачик — прыгает мячик. (Дети вслед за воспитателем, который говорит за попугая, повторяют звуковые сочетания.) Покажите, как подскакивает мячик.
Ик-ик-ик — едет грузовик. (Дети повторяют звуковые сочетания.) Покажите, как едет и сигналит грузовик. (Дети двигаются по группе, издавая звуки «бип-бииип».)
Ачик-ачик-ачик — скачет белый зайчик. (Дети повторяют звуковые сочетания.) Проскачите, как зайчики.
И-и-и — чирикают воробьи. (Дети повторяют звуковые сочетания.) Покажите, как летают и чирикают воробьи: чик-чирик, чик-чирик.
Послушайте слова: мячиии, грузовииик, скачиии, воробьиии. В этих словах слышится звук и.
Скажем нашему попугаю: до свидания! Прилетай еще!
Ай-ай-ай — скорее прилетай! (Дети повторяют звуковые сочетания.)

Угадай песенку

Цель: учить детей произносить звукосочетания со звуком и, развивать у них речевое внимание, фонематический слух. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материал: игрушечный воробей (игрушка-самоделка).

Содержание

Воспитатель приносит в группу игрушечного воробья.

Воспитатель: Кто к нам прилетел? (Воробушек.) Как он подает голос? (Чирик-чик-чик, чив-чив, чив ли я.) Как воробушек поет? Воробушек… чирикает.
Воробей знает разные песенки. Чья это песенка: иииа, иииа? Это песенка ослика. Наш ослик кричит: иииа, иииа. Его так и зовут — Иа.
Отгадайте, кто так кричит грубым голосом: иииааа, иииааа? Это большой… папа-осел. Покажите, как кричит большой папа-осел. А как кричит маленький ослик?
А это чья песенка? Кто так громко подает голос: пи-пи-пи? Это большая… птица. Что она делает? (Пищит.) Покажите, как она пищит. А это кто так тихонечко пищит: пи-пи-пи? Это — маленькие… птенчики. Покажите, как пищат птенчики. Полетайте и попищите, как птенчики.
Кто цокает копытом и подает голос: иии-го-го? Это мама… лошадь. Что она делает? (Цокает, ржет.) Как она подает голос? А как подают голос маленькие жеребята?
У жеребят тоненькие голосочки. У них ласковая песенка. Поскачите, как жеребята.
Послушайте песенку воробья: чив-чив-чив. Попрыгайте, как воробушки.
Послушайте о воробушке стихотворение.

— Чив-чив, воробей,
Сбегай, грядки полей!
— Нет, папенька!
Нет, маменька!
— Чив-чив, воробей,
В крыше дырку забей!
— Нет, папенька!
Нет, маменька!
— Чив-чив, воробей,
Самовар подогрей!
— Нет, папенька!
Нет, маменька!
— Чив-чив, воробей,
Сядь за стол поскорей!
Мигом, папенька,
Сел я, маменька!

(Коми-пермяцкая песенка. Пересказал Л.Кузьмин.)

Рыбки в аквариуме

Цель: отрабатывать у детей артикуляцию звуков а, о, и.

Материал: плоскостные изображения рыбок на шнурке (медали) по количеству детей.

Содержание

Воспитатель загадывает детям загадку:

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.

(Отгадка: Аквариум)

Воспитатель подзывает детей к аквариуму, рассматривает с ними рыбок.

Воспитатель: Рыбкам хорошо в воде. Вот только говорить рыбки не умеют. Открывает рыба рот, а не слышно, что поет. Сейчас мы с вами будем, как рыбки. (Надевает детям на шеи «медали» с изображением рыбок.) Рыбки спрятались в водорослях. (Дети садятся на стульчики.) Разевают рот вот так — как будто хотят сказать ааа (сначала со звуком, а потом беззвучно). Покажите, как рыбы беззвучно говорят а и широко открывают рот. Поплыли рыбы и широко открывают рот. (Во время упражнения нужно фиксировать внимание детей на том, как они открывают рот.) Рыбки спрятались в водорослях.
Теперь рыбки беззвучно удивляются, говорят: ооо. (Сначала дети произносят звуки оо, затем беззвучно открывают рот, произнося ооо про себя.) Покажите, как рыбы беззвучно говорят о.
Поплыли рыбки. Беззвучно удивляются, открывают рот. (Во время упражнения нужно фиксировать внимание детей на том, как они открывают рот.)
Спрятались рыбы в водорослях. Веселятся. Открывают рот, как будто хотят сказать: хи-хиии. (Звуковой комплекс произносится сначала вслух, потом — без голоса.) Покажите, как рыбы беззвучно говорят и.
Плывут рыбки и беззвучно веселятся, произносят: иии. (Дети изображают, как плывут и веселятся рыбки.)
Рыбы вернулись в домики. Мама-рыба что-то хочет сказать своим малькам.
Смотрите на мой рот. Что я сказала? Воспитатель произносит беззвучно: О. И. О. А. И.
Рыбки, поплавайте и пообщайтесь беззвучно. А теперь спрячьтесь в домиках.

Рейтинг@Mail.ru