Был ли у вас Год чтения?
Год чтения, объявленный губернатором
Челябинской области в 2007 году, побудил Людмилу
КУДРЯШОВУ, заведующую учебной частью детского
сада № 11 «Родничок» г. Касли, уделить особое
внимание детской книге и связанным с ней
проблемам. В методическом кабинете появились
новые пособия и материалы, помогающие педагогам
ориентироваться в детской литературе и
воспитывать у детей интерес к литературе.
Год чтения в Челябинской области завершился. Но
педагогические задачи, сформулированные в
рамках этой серьезной просветительской акции, не
утратили своего значения. А проблема —
приобщение ребенка к книге — была и остается
остроактуальной. Методические находки Людмилы
Алексеевны могут помочь коллегам в ее решении.
Людмила Кудряшова провела небольшое
исследование, в котором попыталась выяснить,
насколько компетентны воспитатели ее детского
сада в вопросах детской литературы, хватает ли им
знаний и умений для того, чтобы способствовать
приобщению своих воспитанников к книге.
Результаты исследования оказались
неутешительными. Ко всему прочему, воспитатели
не проявляли особого желания восполнить
имеющиеся пробелы, ссылаясь на отсутствие
времени.
Чтобы изменить ситуацию в коллективе, Людмила
Кудряшова разработала план методической и
просветительной работы, направленной на
повышение культуры и профессиональной
компетенции педагогов в области детской
литературы.
Вот некоторые из мероприятий плана:
1) формирование пакета документов по подготовке
и проведению Года чтения в детском саду;
2) проведение специального информационного часа
для педагогов по знакомству с мероприятиями Года
чтения;
3) проведение смотра-конкурса литературных
центров в группах;
4) проведение Недели детской книги в детском саду;
5) оформление информационных стендов для
родителей «Вместе с книгой мы растем!»;
6) обзор материалов методического кабинета на
тему «Ребенок и книга»;
7) проведение праздников, посвященных юбилеям
детских писателей;
8) проведение брифинга «Детская литература
родного края»;
9) подготовка сборника для педагогов «Вернем моду
на чтение».
В методическом кабинете появились специальные
папки, посвященные всем писателям и поэтам,
рекомендованным «Программой воспитания и
обучения в детском саду» под редакцией М.А.
Васильевой и др. (по этой программе работает
детский сад). Папки содержали материалы о жизни и
творчестве литераторов, а также разработки
занятий, праздников и развлечений.
Особое внимание Людмила Алексеевна уделила
детским писателям и поэтам, родившимся на Урале
— в том крае, где находится детский сад. А Урал
может похвастаться замечательными именами: это
П.Ершов, С.Аксаков, Д.Мамин-Сибиряк, П.Бажов,
Е.Пермяк, Е.Трутнева.
Большой интерес у педагогов вызвала выставка,
посвященная современным писателям и поэтам,
живущим и работающим в столице края Челябинске.
Лидия Преображенская, Юрий Подкорытов, Лев
Рахлия, Василий Кузнецов, Нина Пикулева, Николай
Шилов, Аркадий Борченко, Ася Горская, Ефим Ховив
— все они пишут для детей.
Есть среди челябинцев и победители одного из
самых престижных конкурсов детских писателей —
конкурса «Заветная мечта»: Леонид Саксоль,
Тамара Михеева, Тварк Мэн. Правда, премию
«Заветная мечта» дают за лучшее произведение для
детей старшего школьного возраста и подростков.
Но воспитатели, конечно, должны знать эти имена.
Ведь эти писатели — предмет особой гордости за
свой край.
Среди огромного собрания литературы, собранной
в методическом кабинете, был выделен отдел,
посвященный книгам и периодическим изданиям по
литературному воспитанию дошкольников (как с
классическими работами, так и содержащими
новейшие методики). На все материалы был
составлен каталог с аннотациями, чтобы
воспитатели из массы информации могли выбрать
именно ту, которая необходима в данный момент.
Существует в собрании и раздел «Дошкольникам —
о художниках детской книги», где собран материал
о Ю.Васнецове, Е.Чарушине, В.Конашевиче, Е.Рачеве и
других.
В детском саду собрана большая библиотека
детской художественной литературы, куда входят
произведения, рекомендованные «Программой
воспитания и обучения в детском саду» (под
редакцией М.А. Васильевой и др.). Кроме
рекомендованной литературы, есть большое
количество сборников сказок, малых фольклорных
форм, познавательной литературы, произведения
русских и зарубежных поэтов и писателей.
На всю имеющуюся детскую литературу есть
каталог, который составлен по принципу раздела
«Художественная литература» в «Программе» под
редакцией М.А. Васильевой и других:
русский фольклор: песенки, сказки;
фольклор народов мира: песенки, сказки;
произведения поэтов и писателей
России: поэзия, проза, литературные сказки;
произведения поэтов и писателей разных
стран: поэзия, литературные сказки;
произведения для заучивания наизусть;
произведения для чтения в лицах;
дополнительная литература: русские
народные сказки, поэзия, литературные сказки.
Книги для того или иного возраста обозначены
цветной каймой: красный цвет каймы —
произведения для первой младшей группы, синий —
для второй младшей группы, зеленый — для средней,
желтый — для старшей группы, коричневый — для
подготовительной.
Для того чтобы педагоги не тратили много
времени на поиски нужной книги, в детском саду
собственными силами создали нужные сборники:
«Художественная литература для детей первой
младшей группы»; «Художественная литература для
детей второй младшей группы» и т.д.
Богатство материалов методического кабинета и
их функциональность, считает Людмила Кудряшова,
оказывают педагогам серьезную помощь в
подготовке занятий с детьми, в организации
праздников и мероприятий с родителями.
|