Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2008

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОЛИМП

Был ли у вас Год чтения?

Год чтения, объявленный губернатором Челябинской области в 2007 году, побудил Людмилу КУДРЯШОВУ, заведующую учебной частью детского сада № 11 «Родничок» г. Касли, уделить особое внимание детской книге и связанным с ней проблемам. В методическом кабинете появились новые пособия и материалы, помогающие педагогам ориентироваться в детской литературе и воспитывать у детей интерес к литературе.
Год чтения в Челябинской области завершился. Но педагогические задачи, сформулированные в рамках этой серьезной просветительской акции, не утратили своего значения. А проблема — приобщение ребенка к книге — была и остается остроактуальной. Методические находки Людмилы Алексеевны могут помочь коллегам в ее решении.

Людмила Кудряшова провела небольшое исследование, в котором попыталась выяснить, насколько компетентны воспитатели ее детского сада в вопросах детской литературы, хватает ли им знаний и умений для того, чтобы способствовать приобщению своих воспитанников к книге.

Результаты исследования оказались неутешительными. Ко всему прочему, воспитатели не проявляли особого желания восполнить имеющиеся пробелы, ссылаясь на отсутствие времени.

Чтобы изменить ситуацию в коллективе, Людмила Кудряшова разработала план методической и просветительной работы, направленной на повышение культуры и профессиональной компетенции педагогов в области детской литературы.

Вот некоторые из мероприятий плана:

1) формирование пакета документов по подготовке и проведению Года чтения в детском саду;
2) проведение специального информационного часа для педагогов по знакомству с мероприятиями Года чтения;
3) проведение смотра-конкурса литературных центров в группах;
4) проведение Недели детской книги в детском саду;
5) оформление информационных стендов для родителей «Вместе с книгой мы растем!»;
6) обзор материалов методического кабинета на тему «Ребенок и книга»;
7) проведение праздников, посвященных юбилеям детских писателей;
8) проведение брифинга «Детская литература родного края»;
9) подготовка сборника для педагогов «Вернем моду на чтение».

В методическом кабинете появились специальные папки, посвященные всем писателям и поэтам, рекомендованным «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и др. (по этой программе работает детский сад). Папки содержали материалы о жизни и творчестве литераторов, а также разработки занятий, праздников и развлечений.

Особое внимание Людмила Алексеевна уделила детским писателям и поэтам, родившимся на Урале — в том крае, где находится детский сад. А Урал может похвастаться замечательными именами: это П.Ершов, С.Аксаков, Д.Мамин-Сибиряк, П.Бажов, Е.Пермяк, Е.Трутнева.

Большой интерес у педагогов вызвала выставка, посвященная современным писателям и поэтам, живущим и работающим в столице края Челябинске.

Лидия Преображенская, Юрий Подкорытов, Лев Рахлия, Василий Кузнецов, Нина Пикулева, Николай Шилов, Аркадий Борченко, Ася Горская, Ефим Ховив — все они пишут для детей.

Есть среди челябинцев и победители одного из самых престижных конкурсов детских писателей — конкурса «Заветная мечта»: Леонид Саксоль, Тамара Михеева, Тварк Мэн. Правда, премию «Заветная мечта» дают за лучшее произведение для детей старшего школьного возраста и подростков. Но воспитатели, конечно, должны знать эти имена. Ведь эти писатели — предмет особой гордости за свой край.

Среди огромного собрания литературы, собранной в методическом кабинете, был выделен отдел, посвященный книгам и периодическим изданиям по литературному воспитанию дошкольников (как с классическими работами, так и содержащими новейшие методики). На все материалы был составлен каталог с аннотациями, чтобы воспитатели из массы информации могли выбрать именно ту, которая необходима в данный момент.

Существует в собрании и раздел «Дошкольникам — о художниках детской книги», где собран материал о Ю.Васнецове, Е.Чарушине, В.Конашевиче, Е.Рачеве и других.

В детском саду собрана большая библиотека детской художественной литературы, куда входят произведения, рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой и др.). Кроме рекомендованной литературы, есть большое количество сборников сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

На всю имеющуюся детскую литературу есть каталог, который составлен по принципу раздела «Художественная литература» в «Программе» под редакцией М.А. Васильевой и других:

  • русский фольклор: песенки, сказки;

  • фольклор народов мира: песенки, сказки;

  • произведения поэтов и писателей России: поэзия, проза, литературные сказки;

  • произведения поэтов и писателей разных стран: поэзия, литературные сказки;

  • произведения для заучивания наизусть;

  • произведения для чтения в лицах;

  • дополнительная литература: русские народные сказки, поэзия, литературные сказки.

Книги для того или иного возраста обозначены цветной каймой: красный цвет каймы — произведения для первой младшей группы, синий — для второй младшей группы, зеленый — для средней, желтый — для старшей группы, коричневый — для подготовительной.

Для того чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, в детском саду собственными силами создали нужные сборники: «Художественная литература для детей первой младшей группы»; «Художественная литература для детей второй младшей группы» и т.д.

Богатство материалов методического кабинета и их функциональность, считает Людмила Кудряшова, оказывают педагогам серьезную помощь в подготовке занятий с детьми, в организации праздников и мероприятий с родителями.

 

Рейтинг@Mail.ru