Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Где сидит фазан?

Настольные игры по цветоведению для детей дошкольного возраста

Игры и игровые пособия, о которых пойдет речь, предназначены для знакомства дошкольников с основами цветоведения. Они помогают развивать память, внимание, логику, мелкую моторику. Их можно использовать на индивидуальных и групповых занятиях, при проведении КВНов, развлечений и праздников для юных художников (как материал для эстафет).

Каждая игрушка представляет собой вертикальную основу на устойчивой подставке.
В корпус основы вмонтированы стержни, на которые надеваются полые разноцветные колпачки от фломастеров. В некоторых игрушках отверстия для колпачков просверлены. Есть и другие способы их крепления. Корпуса игрушек изготовлены из дерева. Некоторые из них тонированы, некоторые покрыты бесцветным лаком.

Сказочные зайчики с разноцветными снимающимися ушками расскажут детям о семи цветах радуги и об ахроматических цветах. Они живут в разноцветном лесу, где растут деревья всех цветов радуги. С понятиями «теплый», «холодный», «ахроматический» познакомят малышей три веселые лошадки. Три китенка помогут научиться различать голубой, синий и фиолетовый цвета.

С определениями «темный», «светлый», «веселый», «грустный», «мрачный», «нежный», «теплый», «холодный», «легкий», «тяжелый» можно познакомиться, собирая ежиков, елочки, рыбок, птиц, клоунов.

С понятием симметрии и теплыми цветами знакомят детей веселые котята.

Хроматические (цветные) и ахроматические (белые, серые и черные) цвета дети учатся различать, собирая ежиков, башенки, солдатиков, динозавров.

Последовательность семи цветов радуги малыши запоминают, собирая крылья бабочек, радугу и сказочные деревья. «Веселые дракончики» помогают расширить словарный запас ребенка. «Маленькие перчатки» закрепляют знание контрастных цветов. Веселые, грустные, озорные и печальные «принцы» из разноцветной страны приглашают к игре сразу семерых участников и знакомят детей с настроением цвета.

К объемным играм относятся и волчки. Маленькие находятся на столе у каждого ребенка. Большой волчок укреплен на стене. С его помощью наблюдать за смешением цветов можно коллективно. Такой импровизированный «максвелловский диск» позволяет педагогу показывать разнообразные веселые «фокусы». В ящичек для фокусов спрятан моторчик. Кнопку включения не видно среди разноцветных узоров и кругов. При нажатии кнопки разноцветные диски начинают вращаться. Для того чтобы этот процесс проходил живее и интереснее, с детьми можно играть в рифмованные и нерифмованные загадки:

  • Угадайте, что бывает такого цвета!

  • Что никогда не бывает такого цвета?

  • Что получится, если смешать вот эти два цвета?

Вот примеры загадок, которые можно загадывать, используя диск с ахроматическими цветами — черным и белым.

«Ахроматические» загадки

  • Белый, холодный, пушистый, падает с неба зимою.

  • Белый, пушистый, живой. По лесу скачет, от лисицы себя прячет.

  • Белый, сладкий, в чай положишь — растает.

  • Белое, вкусное, коровье.

  • Белая, крупинками, без нее ни супа, ни каши не сваришь.

  • Черная, непроглядная. Как наступает, так всех спать загоняет.

  • Черная, щедрая. Зерно в нее бросишь, оно прорастет.

  • Серая, юркая, кошки боится, в норке хоронится.

  • Серый, голодный, по лесу рыщет, добычу ищет.

  • Серый, большущий, хобот длиннющий.

Чтобы у ребенка появилось желание самостоятельно или в ходе занятия поиграть в такую развивающую игрушку, можно создавать игровые ситуации.

Вот примеры таких ситуаций.

Бабочка

Бабочка обожгла в огне крылышко. Ты помнишь, кто лечил зверюшек от болезней? Правильно, доктор Айболит. Хочешь стать таким добрым доктором? Помоги нашей бабочке снова стать красавицей, почини ей крылышко! Только учти: наша бабочка — большая модница, ее крылья должны быть совершенно одинаковыми. А неповрежденное крыло, как ты заметил, всех цветов радуги. Сможешь подобрать ей такое же крыло? Попробуй!

Ежики

Два ежика пошли купаться. Сняли свои колючие шубки и прыг в воду! Брызги летят во все стороны. Весело ежикам! Выскочили из воды, бегают друг за дружкой, сохнут. Высохли, захотели свои шубки надеть, а где чья — не поймут. Один смеется, а другой плачет. Помоги, пожалуйста, грустному и веселому ежикам надеть свои шубки.

Кактус

Один кактус рос в тени песчаного бархана. Он был темно-зеленого, мрачного цвета. Другой рос наверху, на самом солнцепеке, и весь выцвел, стал бледно-зеленого цвета. Однажды проходил мимо голодный верблюжонок. Он съел все колючки у кактусов. Помоги кактусам отрастить свои колючки.

Котята

Наш котенок подрался с щенком, и тот откусил ему три замечательных усика: красный, желтый и оранжевый. Помоги киске, надень усики, чтобы они были одинаковые, что на правой щеке, что на левой.

Птички

Птички время от времени линяют, сбрасывают старые перья. Полиняли и наши. Поможем птичкам нарядиться в новые красивые и длинные перышки? Птичка-сестричка светленькая, а братик темненький.

Перчатки

Мама связала четверым детям перчатки. Сколько у нас с вами пальчиков? Правильно, пять. У перчаток есть домики для каждого пальчика. Чтобы они получились красивыми и необычными, мама связала их разноцветными. Ладошку и четыре пальчика одним цветом, а большой палец другого — контрастного. Давайте сначала подберем четыре пальчика к каждой перчатке. Теперь подумайте, какой цвет мама подобрала для большого пальчика, чтобы перчатки стали ярче и веселее.

Динозаврики

Росли вместе два динозаврика-близнеца. Их даже родители все время путали. Вот как-то раз эти два проказника поменяли все колючки на спине. Смотрят родители и глазам своим не верят: наши дети или нет? Посмотрели-посмотрели и отправили их из дома: «Уходите, вы не наши дети!» А братцы и рады бы переодеться, да уже запутались совсем. Помогите динозаврикам снова стать близнецами.

Три китенка

Плавали в морях три китенка. Голубой в голубом море пускал голубые фонтаны, синий в синем море резвился и синие фонтаны пускал, а фиолетовый, конечно, фиолетовыми фонтанчиками брызгался. И вдруг все перемешалось. Где же чей фонтанчик теперь?

Три динозаврика

Давным-давно жили на Земле три динозаврика, три друга. Один черный, другой серый, третий белый. Ели они травку и никому не мешали. Но пришел огромный, страшный тиранозавр, и они побежали прятаться от него в пещеру. Вышли, наконец, из пещеры и видят, как они перепачкались и перепутались. Кто есть кто, разобрать не могут. Давайте поможем малышам!

Домино

Большой интерес для самостоятельных коллективных игр представляют комплекты домино, в которых число фишек может варьироваться от двенадцати до шестидесяти. С двенадцатью фишками можно легко справиться на игровом столе. С большим количеством можно играть на полу. Создано игровое поле с двенадцатью домиками, возле которых присаживаются игроки. Они разбирают фишки по три штуки и начинают строить «паровозик», причем вагончики могут цепляться друг к другу только одинаковым цветом.

Карандаш

Большие карандаши с веселыми рожицами представляют собой неразборные вращающиеся пирамидки и помогают закрепить знания об основных цветах. Первый карандаш при вращении собирается в последовательно расположенные цвета радуги. На вертикальных гранях можно прочитать название каждого цвета. Второй карандаш толще и включает в себя большее количество цветов. Букв на нем нет, и если педагог просит собрать на одну грань фрагменты, например, розового цвета, то ребенок может собрать только их, остальные цвета при этом совпадать не будут.

Ольга СРЕДИНА,
руководитель
изостудии «Радуга»
детского сада № 1 «Медвежонок»,
г. Юрюзань

 

Рейтинг@Mail.ru